Осман Кадиев: «Васильева пока не за что хвалить»

09.03.2018 12:01

«Анжи» с «Рубином» открыли весеннюю часть чемпионата России. На «Анжи Арене» команды 2 марта сыграли вничью 1:1. Сама игра ушла на второй план на фоне «программного» выступления президента махачкалинского клуба Османа Кадиева перед болельщиками накануне рестарта сезона. Владелец «Анжи» помимо прочего рассказал о сложных отношениях с нынешним руководством республики.

«Это пощечина всем»

Игру для «Анжи» спас аргентинский нападающий Хуан Лескано. Главный тренер команды Вадим Скрипченко выпустил его на поле за минуту до окончания основного времени матча — при счете 0:1 в пользу «Рубина». Махачкалинцы в попытках отыграться перешли на игру в пять нападающих, и уже в компенсированное время Лескано ударом из-под защитника в дальний угол добыл ничью для «Анжи».

За день до игры президент клуба и главный тренер встретились с болельщиками и журналистами. На этой пресс-конференции получила продолжение тема открытого письма Кадиева, которое было распространено в начале февраля.

«Дорогие дагестанцы! Уважаемые братья и сестры! Сегодня к нам на Родину засылают очередного варяга, «спасителя» Отечества, некоего Здунова, — обращался в своем письме владелец «Анжи». — Что это значит!? Кто-нибудь может объяснить что-нибудь?! Кто это такой? Чем прославился этот чиновник из Татарстана перед нашей любимой Родиной, каковы его незамеченные никем подвиги и заслуги перед Дагестаном!? Каковы эти заслуги? Может, кто-то посвящен в это? Может быть, я один не знаю, а вы все знаете? У нас что, нет на три миллиона ни одного заслуженного человека, что к нам надо приводить руководителя? Это, я считаю, унижение и оскорбление для всего Дагестана! Это — ПОЗОР! Позор, прежде всего, всем депутатам Народного Собрания Дагестана, депутатам Госдумы России от РД, это пощечина всем нашим министрам и всем, кто сердцем переживает за свой народ. Никогда не хотел быть депутатом, ненавижу министерские кресла, но сегодня (всего лишь на один день) пожалел об этом. Захотелось вам всем в лицо высказать всё, что думаю. Неужели среди вас не найдется один?! Один, который скажет правду, скажет не заученные фразы, скажет не подсказанные с президиума «одобрямс», а свою собственную мысль. Мысль и слово о народе, о Дагестане, о том, как загнали любимый край в тупик и о том, как вы боитесь остаться без значка депутатского или кресла начальственного, если вдруг заметят, что проголосовали по совести и по зову сердца! Мы все гордимся своим героическим прошлым, именами Имама Шамиля, Героев Великой Отечественной войны, космонавтами, поэтами, академиками, нашими героями Олимпиад; за праздничным столом очень гордо хвалим героическое прошлое предков. А чьи имена будут гордостью для ваших детей и внуков?! Даже при коммунистах в Дагестане руководитель был дагестанец. Вы же все перед выборами кричали, какие вы все патриоты, как вы все учились в университетах и академиях! Так встаньте сегодня и выберите достойного из своих рядов! Если не сможете, — распуститесь! Сдайте все до единого мандаты! Если вы не можете элементарно защитить себя, выбрать среди себя достойного премьера Дагестана, то кого вы, народные избранники, можете защитить?! Только мы, Дагестан, отдаем свою землю и воду Азербайджану, только к нам в Дагестан можно привести варягов на все руководящие посты, и мы все молчим! Завтра приведут татарина и мэром Махачкалы. Потом — министрами. Я вас всех призываю быть мужчинами и проголосовать против присланного, никому до сих пор неизвестного чиновника «сбоку». Найдите в себе мужество и выберите достойного премьера! Вполне допускаю, что после этого письма у меня могут найти анашу в кармане или патроны в машине, но и в лицо Васильеву и Здунову я выскажу все, что думаю, и совесть моя будет чиста!».

— Была ли у вас встреча с новым руководством республики? Или, может, планируется? — спросили у Кадиева на встрече.

— Такой встречи не было, — ответил президент «Анжи». — Мы ждали руководство республики. Говорили, что придут. Но никто не пришел. Ходить, умолять: «Приходите, пожалуйста!», не буду. Человек, которому интересен наш футбол, я считаю, должен прийти на матч. Человек, которому интересен Дагестан, должен прийти к молодежи, творческой интеллигенции, к бизнес-элите, спросить: «Что вам нужно, чтобы в вашей республике жилось лучше? Что я могу сделать, чтобы завтрашний день был у вас чуть лучше, чем сегодняшний?» Встретиться с матерями, встретиться с духовенством. Мы ждали их. И ждем. Но никто не пришел. Я должен говорить правду. Спасибо за вопрос.

В ходе общения с болельщиками и журналистами Кадиев вернулся к этой теме: «Я знал, что будет встреча Васильева с депутатом Госдумы Валерием Газзаевым. Валерий Георгиевич — очень позитивный футбольный человек, он переживает за футбол в целом по России. Я ему передал: «Попроси, чтобы обратил внимание. Это и болельщики, и голоса для той партии, победы которой они хотят». Газзаев ему об этом сказал достаточно хорошо. На что он ответил: «Ну, Осман Гаирбекович же нас ругает». Я его не ругал. Наверное, он имеет в виду то письмо, которое я написал. Я написал его и я его отстаиваю. Я и Васильеву в лицо скажу, и всем другим. А за что я его должен хвалить? Он что, пришел к нам в клуб? Он что, собрал молодежь Дагестана? Кто сегодня вообще в Дагестане занимается молодежью? Вот отбросим «Анжи». Кто еще занимается? Комсомола нет, ребята. Молодые люди оканчивают школу и не знают, куда идти, что делать. Хорошо, если кто-то может устроиться в вуз, посвятить себя науке или чему-то еще. Но Васильев как руководитель республики должен, я считаю, более активно себя проявлять, а не ходить, того ругать, этого ругать. Я слышу, какие-то министры пришли, обращают внимание, что кто-то молится… Это не их забота. Они должны думать о своей непосредственной работе. Есть русская пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Поэтому нужно обращать внимание именно на нас, на нашу молодежь, сельское хозяйство, образование, состояние дорог, больниц. Вот когда они, руководство, будут это делать, я стану их хвалить на каждом шагу. Но пока они этого не делают, я не могу ничего хорошего в их адрес сказать.

Я ругал наших депутатов Народного Собрания, которые бездействуют. Они должны были об этом сказать, активность свою проявить. Я просил у Рамазана Абдулатипова и повторно у Васильева, когда он пришел, — мы с генеральным директором клуба написали в Министерство по физической культуре и спорту республики и в правительство Дагестана, чтобы они поддержали Академию. Наши «академики» 2000 года рождения выиграли Кубок РФС, и они — участники Лиги чемпионов. О чем мечтает любой клуб. Но ни одного позитивного шага с их (руководства республики. — «НД») стороны нет. И пока его нет, я, естественно, буду говорить. Говорить правду. И ему, и всем остальным.

За год и месяц, что я руковожу клубом, «Анжи» заплатил 145 254 807 рублей налогов в бюджет. Найдите мне другую фирму, кроме нефтяных компаний, порта, аэропорта, которая бы заплатила столько налогов. Мы работаем вбелую. Меня в Дагестане держат только мои корни, мое отношение к нашим людям, к нашим болельщикам, к нашей многострадальной родине. И меня возмущает, что нашим людям, дагестанцам, получается, не доверяют. Так же получается. Почему-то, когда международные бандформирования во главе с Березовским и Басаевым напали на Дагестан, нас любили. Нас президент Владимир Владимирович Путин любил. А что случилось за это время? Мы другими не стали. Наверное, руководство, чиновники стали другими. Но народ плохим не может быть.

В любом регионе выделяются деньги командам. Самую слабую поддержку в этом смысле получает пермский «Амкар». Вы знаете, что там творится. Они и на этот год получили 200 миллионов рублей. В прошлом — 600 миллионов. Мы что получили? Мы только заплатили налоги. На наших детей, на детско-юношеский спорт, республика обязана выделять деньги. Это будущее наше. На образование же дают деньги. Так давайте их туда, где они будут потрачены с умом, где их не разворуют. Если бы представители Министерства образования и Министерства спорта хоть раз пришли бы сюда за эти годы. Поэтому я чинуш этих ругаю и буду ругать. И не удивляйтесь. Пусть они задумаются над этой цифрой. Кто-нибудь из этих министров заплатил такие налоги? А на эти деньги содержатся наши больницы, школы. От того, что мы будем молчать, ничего не изменится. Я буду свою гражданскую позицию отстаивать. Никого не призываю на баррикады, у меня абсолютно ровное отношение ко всем религиям, я вырос, воспитывался в России. У меня абсолютно одинаковая любовь ко всем национальностям, ко всем религиям, ко всем людям. Но плохого человека, аварец ли это, африканец, американец или русский, я назову плохим. А хорошего — хорошим, какой бы национальности он ни был. И меня не заставят говорить другое. Нравится это кому-то или нет.

У нас есть сотни людей, которые могут управлять республикой. Академиков полно, бизнесменов хороших. В чем же дело тогда? Мы всегда были лояльны к России. Еще Расул Гамзатов говорил: «Мы в Россию добровольно не входили и добровольно не уйдем». И когда международные бандформирования, как угодно их назовите, напали на Дагестан, простые дагестанцы не республику спасали, а целостность всей страны. И отстояли ее. Мы не изменились.

Негатив, который показывают по телевизору, — дома, якобы принадлежащие премьер-министру нашему и Шахабасу Шахову, с подземными парковками, с бассейнами, — это все чушь, выдумка. Пусть покажут правду. Пусть люди, которые знают, что наши чиновники воруют, выйдут и скажут: «Я дал взятку такому-то». И не заслуживал наш премьер, чтобы его как террориста нагибали и забирали. И все это оружие, которое показывают, — все это чушь. Позолоченный пистолет — это подарок, он у многих есть. И что? Показывают автомат Калашникова. Абдусамад Гамидов смеется: «Мне зачем автомат? Я что, на войну иду? У меня пять-шесть охранников с автоматами».

Это же смешно. Хотят показать негатив именно в Дагестане? Не надо этого делать. Дагестан — прекрасная республика. И здесь полно прекрасных людей. Меня ничто здесь не держит, у меня даже квартиры здесь нет. Но у меня «Анжи», у меня футбол — то, что я люблю. И я горжусь, что этим нашим детям могу нанять лучших тренеров, чтобы ребята подросли и прославляли Дагестан.

Мне «их» хвалить не за что. Никому из вас пока их хвалить не за что. И я их призываю: обратите внимание на людей, а не на чиновников. И вы увидите, что Дагестан — это прекрасные люди, поэты, ученые, трудолюбивый народ, а не плохие чиновники».

И немного о спорте

— Наши новые игроки, я считаю, намного превосходят тех, кто ушел, — для этого их селекционная служба отбирала, — сказал президент «Анжи» в неполитической части своего выступления. — И тренерский штаб у нас намного сильнее, чем был в прошлом году. Все это делается, чтобы бороться за более высокие места в следующем сезоне. Вы не думайте, что мы не хотим бороться за 3–5 места.

— Этот сезон мы заканчиваем на «Анжи Арене». А что дальше со стадионом для клуба?

— Конечно, для нас играть на этой одноименной с клубом арене, которую мы любим, — престижно. Но с финансовой точки зрения для нас это очень дорого. За те деньги, которые платим за арену, могли бы купить 4–5 очень хороших игроков. Текущий сезон заканчиваем на «Анжи Арене» — однозначно. Потому что другой стадион надо было бы приводить в порядок, лицензировать. В этом смысле есть определенная неопределенность. Было б хорошо добиться ремонта на «Динамо» в Махачкале и перейти туда. Руководство «Анжи Арены» готово передать нам и табло, и навесы, все оборудование и даже кресла. Но пока мы не договорились с «Динамо» тоже.

В следующем сезоне, надеюсь, или мы решим вопрос с собственниками «Анжи Арены» раз и навсегда, или перейдем на «Динамо».

У прошлого руководства республики я просил вернуть нам базу, которая была у «Анжи» раньше (в районе Пятого Карамана, «на Сулаке», находится на балансе Минспорта Дагестана. — «НД»). Потому что без базы нам тяжело. Мы всех игроков размещаем в гостинице. Это опять-таки накладно. Конечно, когда уважаемый наш сенатор Сулейман Керимов мог содержать команду, он не чувствовал этого. А мы несем очень большие затраты.

— Что станет с Академией «Анжи» в случае переезда клуба на стадион «Динамо»?

— Это вопрос, который стоит комом в горле. За год мы открыли шесть филиалов Академии по республике. Мы же не для того это делали, чтобы бросить Академию, перейдя на «Динамо». Мы вкладываем в нее по нашим меркам огромные деньги — порядка 85–90 миллионов рублей в год. Естественно, мы найдем, наверное, решение этого вопроса. Вот для чего нужна была и база, и несколько полей. Сегодня у нас великолепные условия на «Анжи Арене». Но вы видите, у ее хозяев свои планы. И я не могу их ни в чем упрекнуть. Они идут навстречу настолько, насколько возможно. Они не могут отказаться от своих планов и жить планами футбольного клуба «Анжи». У них огромная территория, они за это платят налоги. Им тоже деньги нужны, это же коммерческое предприятие. Будьте уверены, Академию мы не бросим. Мы в три с половиной раза сократили бюджет клуба, но не сократили финансирование Академии.

— У нашей команды самые чистые футболки. В том смысле, что на них нет спонсоров. Неужели в Дагестане никто не хочет помогать «Анжи»?

— Пока предложений нет. Был последний спонсор — «Денеб». И компания Сулеймана Керимова. В прошлом году они разорвали с нами отношения. Да, у нас самые чистые футболки. Я надеюсь, они будут самыми чистыми и по совести.

— Вы сказали, что клуб несет большие затраты. А какие у клуба доходы? И будет ли клуб дальше сотрудничать с Nike, который экипирует команду?

— Я думаю, мы поменяем нашего технического спонсора. Потому что для нас это сотрудничество слишком дорого. Прежнее руководство, менеджмент заключали контракты по очень большим ценам. Мы их не вытянем.

Что касается доходов, как вы думаете? Футбол в России — очень и очень убыточный бизнес. Единственная отдача — это продажа футболистов. Во всем мире телетрансляции приносят деньги. Ни один европейский клуб не страдает от безденежья. Потому что телевидение дает огромные суммы. Бундеслига получает около 5 млрд евро в год от телевидения. И они распределяются между клубами. В Англии эта сумма — 7 млрд фунтов в год. Команда, которая выходит в английскую премьер-лигу, получает 130 млн фунтов. Которая вылетает — «на прощание» 40 млн фунтов. У нас же это убыточный бизнес. Более-менее нормально дело поставил Евгений Гинер в ЦСКА. У него сегодня, наверное, небольшой минус. А у «Анжи» откуда сегодня прибыли могут быть? Стадион? Зрители? Я не знаю точно, сколько мы получаем за матч. 200, может, 300–400 тысяч рублей. Учитывая, что у нас дома за чемпионат 15 игр, умножьте. И мы этой суммой, наверное, закроем расходы на лекарственное обеспечение команды… У нас в клубе слабо поставлена реклама, работа со спонсорами, рекламодателями. Надеюсь исправить, но все исправить тяжело. Нам в первую очередь надо бороться, чтобы сохранить место в Премьер-Лиге, а потом за что-то другое браться.

— В прошлом году, примерно в это же время, вы поделились с нами информацией, что прежний акционер выделил энную сумму клубу. Наше финансирование на остаток нынешнего сезона на уровне этой же суммы или есть какие-то подвижки?

— Долгов мы за клубом не оставили. Живем по средствам. Клуб не будет страдать, вылетать из-за нехватки финансирования. Ту планку, которую мы установили в финансовом плане, — мы ее выдерживаем. Участие Керимова в клубе есть. Он — молодец, несмотря на свои трудности, продолжает финансово участвовать в жизни клуба.

«Анжи» Махачкала — «Рубин» Казань — 1:1 (0:1)

Голы: Попов, 36 (0:1). Лескано, 90+ (1:1).

Состав «Анжи»: Лория, Полуяхтов, Самарджич, Брызгалов, Данченко (Лескано, 89), Тетрашвили (Калмыков, 78), Антон, Поку (Бакаев, 43), Хубулов, Маркелов, Будковский.

21 тур. 2 марта. Каспийск. Стадион «Анжи Арена». 4500 зрителей.

Результаты 21-го тура: ЦСКА — Урал — 1:0, Зенит — Амкар — 0:0, Краснодар — Ростов — 3:1, СКА-Хабаровск — Тосно — 0:1, Уфа — Динамо — 1:1, Локомотив — Спартак — 0:0, Арсенал — Ахмат — 1:0.

В 22-м туре играют: 9 марта (пятница) — Амкар — Арсенал; 10 марта — Уфа — Анжи (начало матча — в 14:00), Динамо — Краснодар, Тосно — Рубин; 11 марта — Ростов — Зенит, Ахмат — ЦСКА, Спартак — СКА-Хабаровск; 12 марта — Урал — Локомотив.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

В Дагестане поздравляли клуб «Динамо», в котором играл отец Сергея Меликова

большой футбол и политика

10.07.2022 13:46

«Анжи» прекратил своё существование как профессиональный клуб

официальное заявление

04.06.2022 00:01

ФК «Анжи» остался без лицензии РФС для участия в следующем сезоне

Махачкалинский футбольный клуб «Анжи» не получил лицензию Российского футбольного союза ...

24.05.2022 18:36