1917 год в Дагестане. Как это было

1917 год в Дагестане. Как это было

28 февраля 1917 г. из Санкт-Петербурга в адрес Военного губернатора Дагестанской области была отправлена телеграмма с сообщением о начале революции в России. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., приведшая к развалу Российской империи, явилась эпохальным событием в мировой истории, когда впервые в стране появились объективные предпосылки возможности приобретения государственных суверенитетов и независимости. Горская интеллигенция Северного Кавказа, стремясь использовать исторический шанс, предприняла конкретные меры к созданию суверенных государственных образований. Несмотря на это, представление о формах и способах подобных образований и их последующего функционирования, как засвидетельствует нам история, среди горской политической элиты было крайне разноречиво, если порой не полярно.

Создание исполкома

Весть о революции для военного губернатора генерала В.В. Ермолова, вступившего в управление Дагестанской Областью с 15 января 1917 г., была неприятным известием, и некоторое время она держалась в тайне от народа. С известием о победе Февральской революции в Дагестане сложилась непростая политическая обстановка, развернулась политическая борьба между чиновниками администрации Военного губернатора и представителями дагестанской интеллигенции. Вместе с тем, было бы неверным применить к Дагестану общепринятую схему развития революционных событий в России.

В марте 1917 г. на многолюдном собрании горожан в Темир-Хан-Шуре, после многочисленных речей и выступлений, было решено вместо свергнутой царской власти, которую представлял Военный губернатор области, создать Временный областной исполнительный комитет.

9 марта 1917 г. в столице Дагестанской области был образован временный гражданский исполнительный комитет. В его состав вошли: Д. Султанов, С. Махмудов (Андийский округ), Н. Гоцинский, М. Дахадаев, С. Куваршалов, Я. Исаков, К. Гусейнов (Аварский округ), Р. Мавраев, М. Дибиров, М. Мавраев (Гунибский округ), Б. Саидов, А. Каяев, С. Башларов, Д. Бутаев (Гази-Кумухский округ), К. Малламагомедов, А. Султанов (Даргинский округ), А. Абдуллаев, Г. Абдулганиев (Кайтаго-Табасаранский округ), Г. Юсуфбеков, А. Мамедов (Кюринский округ), П. Эмиров (Самурский округ), Н. Тарковский, З. Доногуев (Темир-Хан-Шуринский округ), а также представители от гг. Порт-Петровска, Дербента, Темир-Хан-Шуры. В апреле в состав областного исполкома вошел прибывший из эмиграции Д. Коркмасов, который возглавил «Земельный комитет».

В Петроград Временному правительству и Всероссийскому исполнительному комитету была отправлена телеграмма, в которой говорилось о том, что в Темир-Хан-Шуре «выбран временный исполнительный комитет» под председательством инженера З. Темирханова, одновременно состоящего уполномоченным городского самоуправления.

Областные комиссары

6 апреля по решению образованного 9 марта 1917 г. в Тифлисе Особого закавказского комитета, в состав которого вошли члены Государственной Думы, для управления Дагестаном был создан Особый комиссариат в составе И. Гайдарова, М. Далгата и представителя областного исполкома. Во все округа были назначены комиссары.

Областным комиссаром временного правительства стал непопулярный в народе И. Гайдаров, который вскоре под давлением представителей «Социалистической группы» подал в отставку, а на его место был назначен приглашенный ими из Владикавказа Б. Шаханов. Но и он к осени того же года по болезни сложил свои полномочия, и временным Областным комиссаром стал инженер З. Темирханов, а за ним (до февраля 1918 г.) отмежевавшийся к тому времени от своих ранних революционных убеждений С. Куваршалов.

Политические партии

Чуть позже, уже накануне Октябрьского переворота в Петрограде, председателем Временного Областного Исполкома становится Д. Коркмасов. С последним связано создание «Социалистической группы», относящейся к левому крылу национального движения, в которую вошла та часть дагестанской политической элиты, которая уже собственно сформировалась и действовала в Дагестане под другими названиями в 1903–1906 гг.: М. Дахадаев, С. Габиев, А. Тахо-Годи, М. Хизроев, А. Зульпукаров, Ковалев и др.

К маю 1917 г. относится образование группы революционно (пробольшевистски) настроенных студентов в г. Порт-Петровске, которая называлась агитационно-просветительским бюро, и руководил ею У. Буйнакский.

Параллельно с этим в Порт-Петровске, Дербенте, Темир-Хан-Шуре, Кизляре, в местах расположения воинских частей (Хасавюрте, Чирюрте, Дешлагаре, Хунзахе, Гунибе, Кумухе, Ботлихе, Ахты), в аулах Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов возникли Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В это же время в Темир-Хан-Шуре была создана партия «Джамиат уль-исламие» («Исламское общество») во главе с Агарагимом Кади, а в сентябре 1917 г. на ее базе сформировался Дагестанский национальный комитет (Милли-комитет) под началом М.-К. Дибирова (затем его сменил Д.Апашев). Милли-комитет подчинялся Союзу объединенных горцев Кавказа, который в сентябре 1917 г. на 2-ом съезде горцев был провозглашен «полномочным правительством», независимым от России.

Радикально настроенные представители мусульманского духовенства развернули пропаганду за учреждение имамата, одним из самых активных проповедников которого был Узун Хаджи. Однако он не был ни состоятельным, ни ученым человеком. Претендовать на имамство Узун Хаджи не мог и поэтому он стал поддерживать Нажмуддина Гоцинского, пользовавшегося широкой известностью как ученый-арабист.

6 августа 1917 г. через «земельный комитет» Исполкома был созван областной крестьянский съезд. Он прошел под председательством Дж. Коркмасова и провозгласил переход земель в руки крестьян.

Съезды горских народов

Северокавказские народы к этому времени уже прошли определенный этап политической борьбы за изменение характера взаимоотношений империи и национальных колоний. Надежды на демократизацию власти с пользой для всех народов бывшей империи привели к активизации интеллектуального, политического, гражданского потенциала.

«Наступило время переоценки всех ценностей, — отмечал активный участник событий, будущий министр правительства Горской республики Р. Капланов. — Ясно, что теперь все, кто имеет силы подняться в уровень государственного строительства, должны немедленно мобилизовать свои силы. Нужно помнить, что кто не станет активным, организованным в этот ответственный момент, тот будет только материалом для строительства».

На прошедших в мае, августе и сентябре съездах горских народов (во Владикавказе, Анди и вновь во Владикавказе) предпринимались попытки создания государственного образования на Северном Кавказе. Был образован Союз Объединенных Горцев Северного Кавказа и Дагестана, а также выбран исполнительный орган — Центральный Комитет новоявленного Союза, в который вошли: Абдул-Меджид Чермоев (чеченец), Пшемахо Коцев (кабардинец), Васан-Гирей Джабагиев (ингуш), Басият Шаханов (балкарец), князь Рашидхан Капланов (кумык), князь, полковник Нух-Бек Тарковский (кумык), Абдусалам Далгат (даргинец), Ибрагим-Бек Гайдаров (лезгин) и др. Принятая Конституция включала в себя 30 статей, согласно которым органами власти Союза Горцев Северного Кавказа и Дагестана явились: Съезд делегатов и Центральный Комитет, а Дагестанский Областной исполком, Терский областной исполком, Кубанский Областной Горский комитет, народные, окружные и городские комитеты становились местными органами Центрального Комитета.

На съездах не были еще произнесены слова «отделение от России», но всем участникам было ясно, что борьба идет за свободу и независимость. В выступлении Б. Шаханова была сформулирована одна из программных идей объединения горцев Кавказа. «Мы пойдем теперь рука об руку с великим русским народом, — говорил Шаханов, — который провозгласил свободу и равенство всех народностей России. Но как каждая отдельная семья в жизни имеет свой особый угол, свои нужды и свою особую жизнь, духовную и экономическую, и физиономию, отличную от соседей одного и того же селения и города, так и различные народности России, объединенные в одно государственное целое, каждая имеет свои культурные и национально-духовные особенности… Вот почему, прежде всего, необходимо всем горским племенам Кавказа организоваться в могучий союз для совместного отстаивания в Учредительном собрании автономного их устройства».

Завершался 1917 год, год, принесший народам России новую эпоху. Февральская революция принесла большое удовлетворение горцам, и они воспрянули духом в надежде на строительство новой, более благополучной жизни.

 Читайте нас в Telegram
 @novoedelo

Знаете больше? Сообщите редакции!

WhatsApp, Telegram, SMS: +7 964 051 62 51 (не для звонков)

Форум «НД» в Telegram: https://t.me/nd_forum


Смотрите также:




А что вы думаете об этом?

Комментарии к новости(4)
Васисуалий Похлебкин
Васисуалий Похлебкин11 ноября 2017 г. 19:00

Тупость в этой статье- "Узун- хаджи не был "состоятельным" и "ученым" человеком и поэтому продвигал Гоцинского" Чтобы быть предводителем и вождем - не нужна "состоятельность"под которой авторы подразумевают.богатство ,и не нужна "ученость "- а нужна вера и убежденность в правоту своего дела !


Зухраб
Зухраб12 ноября 2017 г. 23:13

В мае 1919 года Узун-Хаджи собрал большой маджлис и был избран имамом Дагестана и Чечни. До этого он поссорился с Нажмутдином Гоцинским, сказав о нем "Я хотел сделать из него имама, но он оказался Иваном".


Рамазан Салманов
Рамазан Салманов13 ноября 2017 г. 14:45

В этой статье сказано все вроде как многое и в то же время ни о чем.В средине снимка на фотографии отображен военный правитель Дагестанской края генерал-майор царской армии Минкаил Халилов-справа чуть сзади от него капитан Даниял Апашев,слева,через одного поодаль Нажмутдин Гоцинский,а в статье ни слова про генерала....


Аскер
Аскер06 декабря 2017 г. 18:30

Статья нужная для размышлений. Так бывает всегда, когда рушится- мир. Каждый борется за выживание. Больше всех:- власть, , религия, политика, а человек, лишь расходный материал для будущего страны. Так бывает всегда, когда шайтан становится владыкой мира. Взбирается на трон, Минбаев мечтай и кафедры церквей и призывают туда, где кровь, смерть и никакого спасения нет. . Власти находят м шейхов, , Узунов, барановодов и генералов, которые ведут людей на убой. Потом наступает прозрение- позднее. Кожанка, маузер и палач, приходят к тебе- домой. Не спрашивая разрешения, ради "светлого будущего", оставленных сиротами твоих детей. ...Бывают такие времена, когда власть, имамы, генералы, становятся страшнее самых прожорливых Волков и ведут народы в ад..... Цвета знамён и речи, не имеют никакого значения-, ибо они все Армия Сатаны.


Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Для комментирования, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь




Загрузка...

Последние новости

Опрос

Ваше отношение к предложенному проекту реконструкции Центральной площади Махачкалы