Артлухцам предложили выбор

01.09.2017 18:39
Фото: Рагимат Адамова

Ситуация вокруг Племхоза-СПК «Красный Октябрь» Казбековского района получила новое развитие на этой неделе. После публикации в прошлом номере «Нового дела» материала «Октябрьский переворот» в Казбековский район для разбирательства снова прибыла правительственная комиссия, а бывший председатель СПК Магомедзайид Хайбулаев был восстановлен в должности.

Встреча с главой

В понедельник, 28 августа, сотрудники Племхоза-СПК «Красный Октябрь» Казбековского района вышли на главную площадь Махачкалы, требуя прекратить распродажу имущества кооператива. 15 человек простояли на площади с утра и до самого вечера, требуя встречи с главой республики. По словам бывшего председателя Племхоза Магомедзайида Хайбулаева, его сотрудники были вынуждены бросить производство и приехать в Махачкалу, чтобы предотвратить продажу имущества СПК и его последующий развал.

«В пятницу вечером новое руководство СПК приняло решение продать крупный рогатый скот в количестве 51 головы, — рассказал «Новому делу» Хайбулаев. — Бычков перегнали с фермы, расположенной в Буйнакском районе, в Казбековский. Мы сообщили об этом главе администрации, его заместителю и начальнику отдела внутренних дел Казбековского района, чтобы они предотвратили незаконную продажу скота. Ни один на наш сигнал не отреагировал. 51 бычок был продан кадарским фермерам, в том числе шесть голов племенного генофонда. По нашим подсчетам, выручка составила не менее 1,6 млн рублей. На что были потрачены деньги, нам неизвестно. Из-за смены руководства счета Племхоза заблокированы, образовались огромные долги по зарплатам».

Ближе к вечеру к пикетчикам вышел Рамазан Абдулатипов. По словам работников Белого дома, глава республики выезжал из здания правительства и, увидев людей, остановился. После того как они рассказали о своей проблеме, Абдулатипов распорядился создать правительственную комиссию и с выездом на место разобраться, что происходит в Племхозе-СПК «Красный Октябрь».

Три часа ожидания

На следующий день в Казбековский район прибыли вице-премьер Дагестана Билал Омаров, председатель Совета безопасности Дагестана Абумуслим Абумуслимов, министр сельского хозяйства республики Керимхан Аббасов, заместитель начальника Управления Федеральной налоговой службы Нурулла Хизриев.

К назначенному времени, 11:00, во дворе администрации района собралось несколько десятков человек из села Артлух. Прибывшая комиссия встретилась с главой района Гаджимурадом Мусаевым. Спустя полчаса выяснилось, что они не намерены встречаться с артлухцами и будут беседовать только с прежним и новым председателями кооператива Магомедзайидом Хайбулаевым и Арацханом Абдулаевым.

Как рассказал позже «НД» глава села Артлух Абдулазиз Мусаев, Хайбулаева и Абдулаева пригласили не сразу. Оба просидели в приемной около часу.

«Изначально мы сами проявили равнодушие ко всему, что происходило с колхозным имуществом, — рассказывает глава села Артлух. — В 2002 году был последний срок реорганизации колхозов в СПК. 31 декабря 2002 года Хайбулаев второпях зарегистрировал СПК на себя, хотя необходимо было разделить все на паи, и учредителями должны были стать все пайщики. Все делалось на быструю руку, чтобы прокуратура не придиралась. В 2007–2008 годах, после того как люди услышали, что где-то в СПК распределяют паи, а у нас ничего не делается, поднялся шум, вызвали аудитора, распределили пай по трудовому участию на 1200 человек. Затем ввели ограничение на участие, чтобы пай был не ниже 5 тысяч рублей. Те, чей пай был меньше, выходили из СПК либо доплачивали недостающую сумму. В итоге остались 856 человек. Затем пошли слухи, что СПК записан на шесть человек. Мы снова упустили ситуацию по своей безграмотности. Как только спохватились, подали в районный суд, но нам отказали в иске в связи с упущенным сроком. Мы являемся пайщиками СПК «Красный Октябрь», поэтому решили переизбрать председателя, но нам говорят, что это незаконно и право голоса имеют только 65 человек плюс 20% от их числа могут быть привлечены к выборному процессу. А как быть с тем фактом, что кооператив распоряжается имуществом артлухцев, тогда как они не являются членами предприятия?»

По словам Мусаева, несколько месяцев назад в отсутствие председателя в предприятии проводилась ревизия. Когда Хайбулаев вернулся, книги записей, которые изучались проверяющими, исчезли. По заявлению ревизоров городской отдел Хасавюрта направил наряд полиции, но они уехали ни с чем, на этом разбирательство закончилось.

«В рамках выведения артлухской породы овец предприятию обещают грант в размере 40 млн рублей. Республика планирует увеличить дотации в 2,5 раза. Мы сначала думали, почему наше имущество так беспокоит министров, а теперь все предельно ясно. Поэтому целый час комиссия между собой обсуждала нашу проблему, и только потом пригласили обоих руководителей», — усмехается Мусаев.

Совещание в узком кругу длилось три часа, все это время люди терпеливо ждали в актовом зале, рассказывая, как упустили контроль над СПК и что теперь ничего не могут с этим поделать. У каждого свое понимание закона, но все твердо убеждены, что прибыль СПК должна расходоваться на развитие села.

Собравшиеся рассказали о конфликте, произошедшем между сторонами, который перерос в драку с участием сотрудников правоохранительных органов. Как утверждают собеседники, полицейские были одеты в черные футболки. В результате драки несколько человек доставлены с травмами в больницу. Пострадавшие обратились с заявлением в Управление собственной безопасности МВД Дагестана, указав фамилии полицейских. Проведенная проверка факт не подтвердила, пропала и запись с наружной камеры наблюдения, которая могла стать свидетельством произошедшего, отмечают артлухцы.

«У нас есть, кому записывать»

Все это время глава села несколько раз поднимался в приемную, передать, что народ ожидает встречи. Предложение отправить инициативную группу в приемную главы администрации было отвергнуто. Спустя три часа чиновники появились в зале. Не успев усесться, представители комиссии попросили удалиться производившего запись корреспондента «Нового дела».

«Пожалуйста, выйдите, — потребовал начальник районной полиции Алхан Халидов. — У нас есть, кому записывать».

Услышав в ответ от корреспондента, что тот никуда не намерен выходить и начальник полиции нарушает закон, препятствуя деятельности журналиста, Халидов не стал возражать.

«Не надо выносить проблемы на всеобщее обозрение. Какую выгоду вы из этого получите? Ваш спор внутри джамаата, внутри тухума. Мы сами во всем разберемся», — начал с наставлений на аварском языке глава Казбековского района Гаджимурад Мусаев.

«Будут приняты законные меры, — продолжил воспитательную беседу секретарь Совбеза Дагестана. — Митинги, пикеты и другие противозаконные действия будут пресекаться. Если вы считаете, что дела вашего джамаата должны выставляться напоказ, пожалуйста».

«Мы до сих пор не видим, что что-то делается по закону», — послышалось из зала.

«Вы нас не учите, мы знаем, как работать!» — отреагировал Абумуслимов.

Глава района напомнил, что не раз между руководством СПК и джамаатом достигались договоренности, но исполнены они не были. Мусаев предложил провести общее собрание, создать комиссию, проверить списки членов СПК и переизбрать председателя путем тайного голосования.

«Мы уже выбрали себе председателя, и другого человека нам не надо. Если вы будете настаивать, мы примем решение о переходе в другой район и оформим свой СПК там, — возразил представитель селения Артлух Айгун Гаджиев. — Мы неоднократно предлагали Хайбулаеву отчитаться перед джамаатом, как обстоят дела в СПК. За 27 лет работы он не увеличил капитал ни одного сельчанина».

«Мы решили продать бычков, чтобы выплатить зарплату, — продолжил еще один выходец из села Артлух Зайирбек Магомедханов. — У предприятия 8 млн рублей долга, это только та сумма, которая нам известна».

По мнению Магомедханова, никакого племенного хозяйства в «Красном Октябре» нет, а все отчеты СПК — не что иное, как фикция. Выступающий рассказал о нарушениях, допущенных в течение 27 лет и о несостоявшейся ревизии.

По словам прокурора района Махача Халилова, данная ревизия была отменена как незаконная.

«Никто не имеет право вмешиваться в дела кооператива. Любая ревизия должна была проводиться по решению общего собрания членов СПК, иначе она считается незаконной. За исключением случаев, когда речь идет о средствах, выделяемых из бюджета в виде субсидий», — объяснил Халилов.

«Провести выборы можно, — согласен Арацхан Абдулаев, которого артлухцы выбирали председателем СПК, — но вопрос: кто сегодня имеет право выбирать председателя и является членом СПК? 860 человек, которых указываем мы, исходя из списков 2009 года, или те 65, на которых ссылается Хайбулаев? Если выборы пройдут на том же уровне, то снова выйдет такая же ситуация, и мы ничего не решим».

«Если все сделать по закону, проблем не будет, — считает министр сельского хозяйства Керимхан Аббасов. — Все процедуры должны быть соблюдены. Для начала надо установить список членов кооператива, а затем уже выбирать».

Артлухцы решили последовать этому совету и провести новое собрание членов СПК.

Сам Хайбулаев, о котором много говорили, на общем собрании не присутствовал. По его словам, на встрече с правительственной комиссией было сказано, что членами СПК являются 65 человек и они имеют право привлечь к проведению общего собрания еще 20% от общего числа, то есть 12–13 человек, но ни о каких 856 членах речь не шла.

«Мне сказали, что на этом обсуждение закончилось и ни с кем больше они встречаться не намерены. А идти на собрание своих оппонентов я не вижу смысла», — сказал Хайбулаев.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: