Депутаты считали рубли и копейки

25.11.2017 12:13

В конце прошлой недели парламентарии республики обсуждали бюджет. Более подробно об этом документе «Новое дело» планирует написать после его принятия Народным Собранием, так что сегодня — лишь общие впечатления от его первого публичного обсуждения.

Предвыборные подарки

После того как врио главы Дагестана Владимир Васильев, попросивший дополнительные деньги для Дагестана у недавних коллег по Госдуме, пообещал им отчитаться о каждом потраченном рубле, парламентарии республики поняли, что «эпоха ‘‘Дагагрокомплекса’’» осталась в прошлом и тупо «пилить» бюджетные средства новый глава не позволит. Именно поэтому в ходе первого чтения не засветился ни один мифический проект, который планировалось поддержать за счет средств бюджета.

Следует отметить, что после заявления Васильева в Госдуме практически все наши депутаты ощутили настоятельную потребность отслеживать каждый бюджетный рубль, о чем чуть ли не в обязательном порядке сообщали публично. Дальше всех (должность обязывает) пошел председатель комитета НС по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков, заявивший в интервью РИА «Дагестан», что «мы обязаны считать каждую бюджетную копейку…».

Естественно, на фоне заявленной бюджетной экономии должны были прозвучать и, естественно, прозвучали предложения по оптимизации структуры органов государственной власти. Чиновников в Дагестане, действительно, неоправданно много, и сокращение их числа станет благом и для республики, и для ее бюджета. В общем, все это было и ожидаемо, и легко предсказуемо.

Еще из ожидаемого. Поскольку нынешний бюджет — это бюджет предвыборный, электорат должен был получить свой мешок муки и пакет сахара. Деньги на это предусмотрели. Так, минимальную оплату труда в республике увеличили до 9480 рублей (для этого в бюджет заложили дополнительно 1 млрд 314 млн рублей). Почти 6 млрд дополнительных рублей потребуется для увеличения фонда оплаты труда бюджетникам, попадающим под действие майских указов Путина. Учителя и врачи традиционно являются главными выборными отрядами и этот доппаек обязательно отработают.

Будут заложены в бюджет и дополнительные преференции для самых малообеспеченных категорий граждан, что позволит увеличить ежемесячные детские пособия, выплаты льготникам, стипендии студентам, а также улучшит ситуацию с обеспечением льготников бесплатными лекарствами. Планируют депутаты также закрыть образовавшиеся долги по субсидиям на оплату жилищно-коммунальных услуг. Для этого в бюджет закладывается 1,6 млрд рублей.

Не забыли и об учебниках, ставших традиционной головной болью родителей накануне 1 сентября. По заверениям депутатов, в 2018 году эта проблема будет снята. Кроме того, слуги народа пообещали вплотную заняться летним отдыхом школьников, увеличив финансирование на содержание лагерей.

В общем, жизнь в будущем году для дагестанцев станет ощутимо лучше. Остается лишь пожалеть, что по уровню жизни мы нескоро еще догоним Гватемалу, Молдову и Боливию, опережающих Россию в мировом рейтинге.

Немного о неожиданном. Сказать, что при верстке бюджета наши депутаты обычно не предусматривают денег для развития реального сектора, будет несправедливо. Средства для подпитки экономики выделяются ежегодно. Что интересно — исключительно для поддержки отраслей, в которых эффективность бюджетных вливаний подсчитать невозможно в принципе. Того же агропрома, к примеру. В этом году по-прежнему решено продолжить финансирование проектов в области виноградарства, а кроме того, депутаты сочли необходимым вложить деньги в создание инфраструктуры для развития туризма. Корреспондента «НД» в этом плане занимает лишь один вопрос, связанный с тем, как будут считать здесь эффективность каждого вложенного рубля. По традиционно «нарисованному» урожаю винограда в будущем году? Или по головам дополнительных туристов?

Но это все традиционные игры наших депутатов, а мы обещали про неожиданное. Так вот, в будущем году впервые в постперестроечной истории Дагестана «народные избранники» хотят предусмотреть почти миллиард рублей на развитие промышленности, которая будет подпитываться через созданный недавно Фонд развития промышленности. Честно говоря, сумма не очень большая, но на фоне нашего традиционного финансового голода в этом секторе экономики даже она может хоть как-то изменить ситуацию к лучшему, было бы желание. Тут, конечно, все зависит от того, кто и как будет пилить делить эти деньги, поскольку на фоне реальных проектов и реальных производств в республике имеется множество «черных дыр», способных легко дематериализовать и куда более весомые суммы.

еще одно опасение возникает в связи с данным депутатским решением. Несмотря на то, что ежегодно на развитие промышленности в Дагестане выделяются буквально копейки, даже они до Минпрома практически не доходят, поскольку их раз за разом изымают для других нужд. Как бы на этом фоне Фонд развития промышленности не превратился в резервную кубышку для латания неизбежных бюджетных дыр.

Ну, и напоследок несколько цифр, которые определят нашу жизнь в 2018 году. Бюджет будущего года планируется с нулевым дефицитом в объеме 95 млрд 150 млн рублей. При этом доходы республиканского бюджета по налоговым и неналоговым платежам прогнозируются в размере 23,9 млрд рублей, а объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета определен в размере 71,2 млрд рублей (дотационность на уровне 75%. — «НД»). Напомним, в бюджете нынешнего года запланировано 99,6 млрд рублей доходов и 95,032 млрд рублей расходов (профицит — более 4,6 млрд рублей). Из федерального центра запланировано поступление межбюджетных трансфертов в размере 67,9 млрд рублей (дотационность — 68%. — «НД»).

Валовый региональный продукт (ВРП) в 2018 году предусмотрен в объеме 724,2 млрд рублей, или 102,7% к оценке 2017 года. Индекс потребительских цен к предыдущему году — 104,2%, рост заработной платы — 105,4%. С учетом того, что цены обычно растут быстрее, чем хотят депутаты, а с зарплатами все происходит с точностью наоборот, особых улучшений в уровне жизни нам, увы, ожидать не приходится.

Мой двор — моя ответственность

Несколько новостей этой недели напрямую связаны с Махачкалой. Начнем с самой «больной» новости, которая стала логическим итогом политики, проводимой мэрией города. Как сообщила пресс-служба Общероссийского народного фронта (ОНФ) по Дагестану, по итогам текущего года Махачкала заняла последнее место в экологическом рейтинге российских городов с населением более 100 тысяч человек (подробнее об этом – на стр. 6). Понятно, что эта «победа» стала следствием целенаправленной и каждодневной «работы» мэрии по уплотнению дворов и непримиримой борьбы с зелеными насаждениями в городе. Только за последние три месяца дагестанское Управление Федеральной антимонопольной службы России вынесло 12 решений о нарушении мэрией Махачкалы федерального закона «О защите конкуренции». Все нарушения однотипны — участки под индивидуальную застройку переводились в разряд участков, отведенных под застройку многоэтажную. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ОНФ по Дагестану приводит печальную статистику, озвученную одним из активистов движения Равидином Абдурагимовым: «Показатель озелененной территории в Махачкале составляет всего 4%, тогда как по нормативу должно быть не менее 50%. Когда-то на окраине города находилась зеленая зона — Эльтавский лес, территория которого составляла более 70 га. Однако за последнее время лес потерял почти 35 га».

Практически все горожане отмечают, что с каждым годом зеленых насаждений в городе становится все меньше, а любое строительство в Махачкале неизбежно начинается с уничтожения деревьев и кустарников. На днях в Фейсбуке был опубликован очень показательный пост, автор которого сообщал, что при благоустройстве двора по проспекту Шамиля, в котором располагалась мастерская Анатолия Ягудаева, рабочие закатали в асфальт розовый куст, который вот уже много лет рос под окнами мастерской покойного скульптора.

Все логично. Проект «Единой России» по развитию городской среды, предусматривающий проведение работ по благоустройству дворовых территорий, махачкалинская мэрия воспринимает исключительно как очередной «бюджетный подарок» и посему особо не заморачивается с проектными решениями. Асфальт, бордюры, фонари уличного освещения, в лучшем случае примитивная детская площадка. Никаких работ по озеленению, никакой творческой фантазии, никаких консультаций с жителями окрестных домов.

На днях представители Госжилинспекции Дагестана совместно с представителями ОНФ проверяли ход реализации данного проекта в Кировском районе Махачкалы. Было отмечено, что работы идут с серьезным отставанием, а благоустройство домов осуществляется без всяких консультаций с их жителями. После завершения рейда врио руководителя Госжилинспекции Дагестана Али Джабраилов связался с редакцией «Нового дела» и попросил донести до махачкалинцев несколько важных моментов, связанных с реализацией проекта по развитию городской среды.

«Прежде всего, — отметил Джабраилов, — все жители города должны осознать, что этот проект реализуется в интересах горожан, а не в интересах мэрии. Поэтому жители домов, чьи дворы попали в программу, должны быть главными контролерами на стройке. Больше того, мэрия должна заранее оповещать граждан о запланированных работах, чтобы при разработке проекта были учтены все пожелания жильцов. Потом что-то менять будет поздно. После утверждения проекта в мэрии наша инспекция может проверить лишь ход его реализации. Требовать посадить дерево или перенести скамейки мы не имеем права. Так что побольше активности. В конце концов, кто лучше самих жильцов знает, где нужно установить скамейки, где разбить детскую площадку, а где посадить деревья и кустарники? При этом надо оговаривать каждую мелочь. К примеру добиваться, чтобы с горки дети скатывались не на жесткий асфальт, а на резиновое покрытие или в мягкий песок, это, кстати, оговорено в правилах строительства детских площадок, но на деле практически не работает. Асфальт, бордюры и светильники — это, конечно, замечательно, но уют и комфорт во дворе создают зеленые насаждения. И люди должны добиваться, чтобы среда проживания была максимально благоприятной».

Для справки. В 2018 году Минстрой России выделит Дагестану субсидии в размере 680 млн рублей на реализацию программы формирования комфортной городской среды, и только в Махачкале количество дворов, попавших в программу, будет исчисляться десятками. Очевидно, их обитатели уже сегодня должны подумать о том, каким хотят видеть свой двор. В противном случае они будут обречены из года в год наблюдать из окон только закатанные в асфальт дворы.

Дорогие дороги

На этой неделе также были подведены итоги реализации федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». В ходе обсуждения руководитель проекта первый вице-премьер Дагестана Рамазан Алиев отметил, что работы по ремонту 59 км дорог в городе полностью завершены, остались мелкие недоделки, на устранение которых подрядчикам отведено 20 дней. Успешная реализация этого проекта, отметил Алиев, обеспечила участие Махачкалы в программе 2018 года.

К слову, замечательный во всех отношениях проект «Безопасные и качественные дороги» мэрия Махачкалы преподносит исключительно как свою заслугу. Между тем участием в нем город целиком и полностью обязан Агентству по дорожному хозяйству республики, которое своевременно подготовило проекты реконструкции подъездных магистралей к городу и выделило на эту программу 635 млн рублей из дорожного фонда. Без этой работы федеральных денег на реконструкцию дорожной сети Махачкала бы не получила. Кстати, и ремонт городских улиц, качество которого высоко оценил Алиев, осуществили подрядные организации Агентства. Чтобы читатели «НД» в полной мере оценили масштаб произведенных работ, сообщим, что расположенный в Тюбе асфальто-бетонный завод Агентства по дорожному хозяйству Дагестана направил на реализацию программы «Безопасные и качественные дороги» более 70 тысяч тонн асфальта. Для сравнения: на все остальные дорожные программы республики было направлено лишь немногим больше — 80 тысяч тонн.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: