Ее зовут Супер Таус

24.12.2016 17:32

Для того чтобы стать обладателем премии Кандинского, нужно быть супергероиней. Для того чтобы быть супергероиней, нужно быть Таус Махачевой.


А точнее — Супер Таус, как поправляет меня в телефонном разговоре Махачева. Слегка теряюсь, не понимаю, о какой «подруге Супер Таус» идет речь. Во время нашей беседы талантливый художник ставит все на свои места, пояснив, что премию присудили героине перфоманса, а не художнику. Проект Махачевой представляет собой видеоряд перфоманса, в котором ее героиня-подруга в разных концах света несет на себе скульптуры двух женщин. На вид, кстати, сооружение достаточно тяжелое. Скульптуры олицетворяют собой смотрительниц дагестанского музея Марию Коркмасову и Хамисат Абдулаеву, совершивших мужественный поступок. В начале 90-х годов смотрительницы спасли «Абстрактную композицию» Александра Родченко (1918 г.) от грабителя. В качестве действующего лица перфоманса (перфоманс, или перформанс — «исполнение, представление, выступление» (англ.) — вид современного искусства, где произведением являются действия самого художника-исполнителя или группы художников. Если в других формах искусства объектом выступает картина, скульптура, движущийся объект (кинетическое искусство), то в перформансе сам автор является произведением. — «НД») заявлена не сама художница, а ее вымышленный образ по имени Супер Таус, созданный Махачевой, так называемый образ дагестанской супергероини. Супергероиня решает посвятить свой проект смелым работницам музея. И вот она идет с монументом вдоль дорог, по городам и весям, ищет место для него в Махачкале, Москве и в Париже — в Центре Жоржа Помпиду, в московском музее современного искусства. «Дело не в конкретной установке памятника, — поясняет Таус, — а в вопросе признания заслуг и усилий простых женщин, увековечении их имен».

«Творческое сообщество существует достаточно замкнуто, несмотря на свой постоянный диалог с коллегами, художественным миром в целом, — это уже слова Махачевой о премии Кандинского. — Работа художника — история, в которую ты запускаешь свой смысл, свои волнения, переживания, и отдача от этого труда случается крайне редко. Может, тебе напишет единично зритель или друг поделится тем, он думает о твоем творчестве. Потому премии важны, чтобы художники ощущали, что делают свои работы не в пустоту, а для общества».

Премия Кандинского — независимая российская премия в области современного искусства, учрежденная в 2007 году. Одной из ее особенностей является возможность самовыдвижения соискателей. Иначе говоря, наряду с членами жюри и экспертных советов премии, музеями, галереями и другими институциями подать заявку на участие в конкурсе может сам художник-исследователь современного искусства. Премию вручает фонд бизнесмена, коллекционера и мецената Шалвы Бреуса, а присуждает международное жюри, в составе которого, помимо наших специалистов Ольги Свибловой, Василия Церетели и других, работы оценивали профессионалы из зарубежья. Главный приз «Проект года» получил московский художник-акционист Андрей Кузькин за свое «Право на жизнь». За главный приз премии положена выплата в размере 1800000 рублей, а в номинации «Молодой художник» супергероиня получила 450000 рублей. (Кстати, Махачева не новичок в премии. В 2011 году она становилась финалисткой премии Кандинского в номинации «Медиа-арт. Проект года».)

Для художника это неплохое подспорье к свершению новых творческих проектов. Впрочем, Махачева уже знает, на что потратить эти деньги. «Я потрачу деньги на новую работу. Это будет массивный продакшн, который я хочу снять на пленку. Фиктивное кино, в котором я воображаю, что мой дедушка (поэт Расул Гамзатов) жив в 2017 году. Я в пластическом гриме под него, хожу по его родному Дагестану, смотрю на его собственный памятник, который был поставлен после его смерти. Это к вопросу о том, какими нас всех запомнят потомки. Работа планируется очень трудоемкая, так как включает в себя съемки на пленку и хороший пластический грим».
Но Махачева не собирается почивать на лаврах победителя. Сейчас в ее жизни масса других проектов — авторских и общих, больших и не очень. «Все крупные проекты, которые предполагается провести в ближайшее время и в которых участвую я, подразумевают неразглашение информации о них вплоть до официального опубликования пресс-релизов. Что касается моих личных планов, хочу сделать проект про каспийских рыбаков. Для этого периодически езжу на Старый Терек, уже была на острове Чечень. Работаю также над некоторыми постоянными, длительными проектами. Сегодня делаю небольшое сообщение на тему «Может ли современное искусство быть катализатором социальных изменений или оно обречено на бесконечное декорирование?» на Форуме молодежных культурных инициатив в Республиканской библиотеке РД им. Р. Гамзатова в Махачкале».

Кто знает, может, совсем скоро мы увидим Таус в ее перевоплощении в Супер Таус с очередным громким арт-проектом. И порадуемся их очередным успехам. А пока вопрос о памятнике Коркмасовой и Абдулаевой остается открытым.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: