Фантазия кружит голову

17.12.2016 18:39

Нужно ли принимать закон «о российской нации»?


В России активно обсуждается так называемый «закон о российской нации». Такую идею в конце октября предложил экс-министр России по делам национальностей Вячеслав Михайлов. Ее поддержал президент РФ Владимир Путин и поручил подумать над реализацией. Сейчас над законопроектом работает комитет Госдумы. «Новое дело» выяснило, что же это такое будет, нужен ли нам сейчас такой закон и насколько он может отразиться на национальных меньшинствах.


Предложение разработать закон о нации прозвучало еще в конце октября на заседании Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ. Озвучил его бывший министр по делам национальностей Вячеслав Михайлов. Президент РФ Владимир Путин поддержал идею. Он сказал, что можно и нужно работать над таким законом. В ноябре стало известно, что комитет Госдумы по делам национальностей приступил к разработке законопроекта. В начале декабря на встрече с победителями конкурса «СМИротворец», проводимой «Гильдией межэтнической журналистики», руководитель комитета Ильдар Гильмутдинов сказал, что законопроект еще раз будут обсуждать эксперты Совета президента РФ по межнациональным отношениям. «После этого станет понятно, каким он будет, если будет», — сказал депутат.

Что хотим принять?

В СМИ уже прозвучали комментарии экспертов и представителей различных национальных республик относительно этого проекта. Судя по ним, каждый по-своему понимает, каков должен быть закон и что он должен регулировать. Абстрактные предложения Михайлова, одобренные президентом страны, похоже, всех запутали. Кто-то воспринял эту идею как покушение на Конституцию, где сказано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». А кто-то вопрошает «зачем этот закон нужен?» и выражает беспокойство, что нововведение может ущемлять самобытность и уникальность некоторых народов. Но руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, ведомство которого, судя по всему, и должно реализовывать закон, заявил, что в том виде, в котором предлагает президентский совет, этот закон для России не подходит. В законе вовсе не должно быть этнической составляющей или она должна быть второстепенной, считает он. Закон может лишь регулировать реализацию государственной национальной политики, распределение полномочий между властями всех уровней.

Свое мнение по этому вопросу высказал и глава Дагестана, работавший в 90-е годы председателем Совета национальностей Верховного совета и министром национальной политики. В комментарии «Коммерсанту» Рамазан Абдулатипов заявил, что «такой закон в природе существовать не может», такого закона нет ни в одном государстве мира. По мнению главы Дагестана, формирование нации является объективным историческим процессом, а закон может только регулировать отношения между людьми и социумами. «Можно было бы разработать меморандум о российской нации или комплексную программу развития межнациональных отношений. Но важно понимать, что формирование российской нации не отменяет самобытность других народов, проживающих в РФ», — сказал Абдулатипов. Он также напомнил, что 10 лет назад вносил в Госдуму законопроект «О правовых основах развития межнациональных отношений в РФ», где в том числе говорилось о российской нации. Но в Госдуме до сих пор не пришли к единому мнению по этому вопросу.

Нужны «скрепы»…

Для чего нам нужен этот закон, надо ли его принимать и что он может дать дагестанцам, «Новое дело» спросило у депутата Госдумы, экс-председателя комитета Думы по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева. Он считает, что такой закон нужен, но он должен быть «рамочным». При этом, считает депутат, он не должен и не будет угрожать уникальности и самобытности отдельных народов.

«Самое слабое место России — межнациональные отношения. СССР развалился именно по этой причине. Хотя тогда говорил о том, что создана новая гражданская общность «советский народ». Много делали для того, чтобы уравнять регионы в социальном отношении, обеспечить представительство всех национальностей в органах власти, проводили международные фестивали, были лозунги о дружбе народов. Это все делалось не зря. Нам надо найти общее для всех, как говорил президент Путин, «скрепы», объединяющие и усиливающие нас. В СССР были такие вещи. Была война, которая объединила всех нас, были великие стройки, целина и т.д. Сейчас тоже нужна такая идея. Сейчас нужно серьезно задуматься над тем, что предложил Михайлов. Может, сначала надо принять какой-то рамочный закон, ввести единые и общие понятия, определить принципы. Этим не только депутаты должны заниматься, должны работать ФАДН, президентский совет, экспертное сообщество. Вопрос очень тонкий. Я не думаю, что он быстро будет разрешен», — сказал Сафаралиев.

В первую очередь, по мнению депутата, надо определиться, какой закон нам нужен. Закон, который будет регулировать взаимоотношения между народами, или закон, который будет формировать общероссийскую, гражданскую идентичность «российский народ». Первое, по словам Сафаралиева, необходимо реализовать согласно принятой еще в 2012 году Стратегии развития межнациональных отношений в России. А второе достигается с течением времени. В любом случае закон не будет ущемлять права национальных меньшинств, считает парламентарий.

«Не может быть принят закон, который ущемляет права одной нации. Да и не пройдет он. Если мы выделяем один народ, надо выделять и все другие. Уверен, что закон не приведет к потере национальной идентичности. Помните, как говорил Расул Гамзатов, что он в Дагестане аварец, в Москве дагестанец, а за границей он русский. Существует многоступенчатая идентичность, и она будет сохраняться», — сказал депутат.

Лучше бы соблюдали действующие законы

Президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге рассказала «Новому делу», что, прежде чем принимать этот закон, надо соблюдать старые и, наконец, определиться с терминологией и определениями в области межнациональных отношений. «Пока не понимаю, что именно такой закон мог бы регулировать. Сложно представить, что какой-то закон может влиять на отношения между народами. Тем более что, в отличие от граждан, народы у нас не являются субъектами права! На мой взгляд, нужен не новый закон, а приведение в порядок уже существующих нормативных актов. Например, Стратегии государственной национальной политики. Ей в будущем году исполнится 5 лет. Можно было бы подкорректировать некоторые положения в соответствии с новыми реалиями, но главное — разобраться с терминологией. Наши ученые и эксперты никак не могут договориться и предложить обществу внятные определения, что есть нация, народ, этнос и т.д. Хорошо бы прописать механизм, который не позволял бы подменять понятия и трактовать национальную политику только как борьбу с экстремизмом и терроризмом», — отметила эксперт.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Фестиваль этноспорта пройдёт в России

в 2025 году

19.02.2024 12:23

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00