Fishтеваль. Много рыбы в холодной воде

08.10.2016 20:18

Ак-Гёль — это озеро. И берег, где памятник учительнице стоит, и люди собираются, и рыба есть. И ее можно есть. Что и делали махачкалинцы в день рыбного фестиваля 1 октября.


«Фестиваль популяризирует рыбную промышленность в горах и на равнине. Раньше мы выявляли «бумажных» коров и «бумажных» овец, начиная с Левашинского района. Хочу, чтобы рыбы были не бумажными, чтобы производители получали то, что государство им дает, и получали точно, адресно, вот это главное», — комментирует происходящее Алибек Алиев, оглядываясь по сторонам. А кругом шашлыки, плов, чай. Но это потом, а вот начало.

Иду в сторону, где много людей, и плакаты разные висят с инвестиционными рыбными проектами в Кизлярском, Тарумовском, Казбековском, Магарамкентском районах. «Выращивание форели в естественном водоеме, уникальные свойства воды которого позволяют получить значительный прирост массы и экономии и кормов, увеличение прудовых площадей с 200 га до 2000 га». На плакате было много рыбы и президент. Фестиваль организован Министерством природных ресурсов, чтобы отрасль рыбного хозяйства развивать. Проводится он впервые, но планируется как ежегодный. Подхожу ближе к камерам и людям, говорящим на камеру, и снимаю на телефон. Не сразу осознав, что обращаются ко мне: «Снимать здесь нельзя». Отошла подальше. И там тоже нельзя. Говорю, что журналист и имею право. Все равно «нельзя, для этого есть своя пресс-служба»*.

Пошла к детям. Там творческий конкурс, рыбок рисуют. У одной рыбка просто волшебная, а рядом еще одна. Спрашиваю у довольной девочки: «Сама рисовала этих прекрасных рыбок на разных плакатах?». «Вторую нарисовала сестра», — отвечает. Сестры, как рыбки, похожие и красивые. Увлеченно снимаю процесс на телефон, и вдруг чья-то рука выхватывает у меня его. «Я уже предупреждал!» — говорит ее хозяин. Телефон вернули, к слову**.

Спустилась к рыбакам, это уже за памятником учительнице, у озера. Проходит конкурс, они ловят рыбу, которую с утра организаторы выпустили в озеро. Рыбаки разные. Один — оптимист и подготовленный к бою «тяжеловооруженный» рыбак. У него при себе все нужное — много и тяжело. Он каждую рыбку ждал, будто золотую. А у другого в руках только удочка и скромный рыбацкий настрой: «двум рыбам не бывать, а одной не миновать». Пусть даже вечером. А условия конкурса — поймать как можно больше и толще до вечера и получить 30 тыс. рублей. Всего, мне сказали, 62 рыболова участвует.

«Им придется долго ждать, потому что сейчас не сезон, похолодало. Рыба боится холода и прячется. Если только щуку поймать, она же хищная. Но тоже редкость. В озере есть толстолобики, сазан, карась. Сома тоже ловили здесь друзья, но лично я не поймал. Сазана ловили — 3—4 кг весил, толстолобиков — 8—9 кг. А сазан тепло любит», — говорит Рабадан из Маджалиса.

«Но сегодня тепло ведь», — небрежно отвечаю своему собеседнику, понимая, что глупость ляпнула.

«Это вам кажется, что тепло, у воды другая температура. И глубина здесь неподходящая, вот на той стороне было бы лучше ловить, — показывает рыбак в сторону, где можно было бы поймать больше рыбы, и продолжает объяснять: — Еще было бы лучше, если бы ловили в Сулаке, там больше и толще рыбы. И площадка есть. Но люди ближе к Редукторному живут, потому и сделали здесь, наверное».

И тут же велел мне не балдеть от погоды и теплую кофту надеть.

Еще были узбеки, которые в огромной посуде готовили узбекский плов. Рецепт узнала для себя и пошла дальше. А дальше — шашлыки из баранины. И люди разные: довольные и не очень, сытые и голодные. Те, кого не накормили, с чистыми разовыми тарелками в ожидании стояли, вдыхая аромат свежего шашлыка. Шашлык готовится, как принято: густой дымок «режет» все живое, и парень красиво нанизывает мясо на шампур, а потом так же красиво под стол бросает, и шашлыки мгновенно исчезают, как будто серый волк под столом сидит и ест. Женщина под стол заглядывает, а там ничего нет. Ни шашлыков, ни волка. А это не серый волк, это серый тазик, он резко оказывается в другом месте — где почетные гости сидят. Или не очень, я не в курсе. А сидят они за столом, где много еды вкусной. Я выпила воды и была счастлива.

Дальше — больше. То есть дороже. Ярмарка. Черная икра в маленькой баночке — 1000 рублей, в баночке побольше — 3000. Покупатель громко испугалась и сказала: «Вот это икра! За 1000 рублей!». И ноги сделала. Держали рыбу, живую еще, большую, в маленьком водоеме с мутной водой, она еле шевелилась, я сначала думала, мертвая. Рыба разная продавалась, люди с большими пакетами счастливыми уходили. Толстолобик, кефаль, сазан. Была и бесплатная рыба, она закончилась быстрее, разных видов и способов приготовления.

Гостья из Москвы ест плов да приговаривает: «Плов вкусный, люди вкусные, фестиваль вкусный, и я сюда попала случайно. Думала, на памятник погляжу, пофоткаюсь, а тут запах приятный». А мне приятно, что гостю из Москвы приятно. Когда уже выходила, поняла, что мне холодно и пора одеваться; фестиваль продолжается без меня. А на сцене поют русскую народную песню и танцуют. Людей много. Встречаю по пути девушку, которая радуется песне и снимает на телефон. Я тоже радуюсь, потому что это хорошо, когда можно снимать и радоваться.

* Охрана, возможно, в силу своей неграмотности не понимает, что для съемки такого рода мероприятий и тех объектов, которые они охраняют, разрешение не нужно, а препятствование этому — прямое нарушение закона. А чиновникам, как известно, в нашей республике наплевать на закон. А, думаю, раз своя, не буду совать нос не в свои дела, которые и без меня хорошо снимают.

** Точно не понимает.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: