Газ — дорогое удовольствие

24.02.2018 12:05

Жители республики завалили нашу редакцию возмущенными обращениями о накрутке показателей за потребленный газ. Корреспондент «Нового дела» поприсутствовал на приеме граждан в ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» и переадресовал все вопросы руководству компании.

Во всем виноват счетчик?

Звонков и сообщений от читателей было очень много, и поступали они из разных уголков Дагестана, но у всех обратившихся одна проблема: «Платим ежемесячно, но долг откуда-то берется и растет». Разъяснения давали начальники четырех отделов «Межрегионгаза». Каждый из них отвечал на вопрос, который был в его компетенции.

Первым было рассмотрено обращение от женщины из поселка Терекли-Мектеб Ногайского района. Она жаловалась на то, что ежемесячно платит по показаниям счетчика, но у оператора в программе всегда указан долг: «За январь этого года у меня откуда-то взялся долг — более 5000 рублей. У меня уже была такая ситуация в 2016 году, когда накинули 25000 рублей долга и я подала в суд на компанию. Тогда я выиграла процесс, долг был списан и некоторое время никаких накидок не было, но сейчас опять ситуация повторяется. Операторы сами не могут объяснить мне, откуда берется этот долг. У многих моих соседей такая же ситуация».

Возможную причину этой проблемы назвал начальник по работе с населением Руслан Аликберов: «Для газовых счетчиков, не имеющих встроенный термокорректор и установленных на улице, обязателен к применению коэффициент термокоррекции. Это прописано в Постановлении Правительства РФ № 549. Этот коэффициент — разный для каждого района республики в зависимости от высоты расположения населенного пункта относительно уровня моря и времени года. Зимой коэффициент выше, а летом ниже. К примеру, если это коэффициент 1,1 и счетчик показывает, что у вас нагорело 1000 кубов, то фактически это 1100 кубов. Получается почти 500 рублей сверху с учетом того, что цена газа для частного дома с отоплением составляет 4,97 рублей за кубометр. В 95 процентах случаев причина «накруток», как выражаются абоненты, в том, что, если человек оплачивает через «Почту России», при приеме платежей не учитывается этот температурный коэффициент, который по закону обязателен к применению. Чтобы избежать этого, человек должен либо перенести счетчик в помещение, не самостоятельно, конечно, либо установить там же более дорогую современную модель счетчика со встроенным термокорректором. То есть чаще всего причина в том, что люди устанавливают счетчики на улице под навесом».

Нестабильная «Почта России»

Второй случай был связан с пунктом приема платы за потребленный газ. Жительница села Чинар Дербентского района жаловалась опять же на приписку долгов: «На протяжении последних лет постоянно наблюдаю приписки долгов от 7000 до 10000 рублей, хотя ежемесячно плачу по показателям счетчика. Два раза приезжала в Махачкалу, в «Межрегионгаз», чтобы разобраться в ситуации. Сказали, что проблема может быть связана с тем, что мы платим через «Почту России». Но в Чинаре нет другой возможности оплаты».

По словам Аликберова, уже длительное время с руководством «Почты России» ведется переписка о том, что их пункты работают нестабильно, но пока ситуация остается неизменной: «Их пункты зачастую бывают закрыты, либо программы не работают, либо света или связи нет, и человек волей-неволей просрочивает сроки платы за газ. Потом уже сумма начисляется не по показателям счетчика, а по нормативу (по квадратуре). Эта ситуация длится несколько месяцев, и в итоге абонент не может понять, откуда у него возник долг. Чтобы разобраться в этом, ему необходимо приехать в Махачкалу, написать заявление, простоять в очереди и совершить ряд действий — по той причине, что «Почта России» не работала. Неоднократно проводились совещания, чтобы наладить этот процесс, но пока выход — это оплата через мобильное приложение «МОЙ ГАЗ». Но в отдельных районах людям преклонного возраста очень важно прийти в определенное место, вручить деньги конкретному лицу и получить заветную квитанцию, чтобы отчетный документ был на руках. А если не работает «Почта России», то мы не можем ничем помочь, потому что другого оператора у нас там нет. А создавать мобильный офис экономически нецелесообразно, потому что надо арендовать помещение, купить оргтехнику, посадить туда человека с зарплатой, и все это для ста абонентов, которые в месяц, образно, будут оплачивать 100 тысяч рублей. Поэтому людям в возрасте лучше подключать к вопросу молодое поколение в семье, которое владеет гаджетами, и оплачивать именно через мобильное приложение. Все же отдаленность населенного пункта от территориального участка или от отделения почты не является основанием неисполнения договора. К примеру, если ваш ближайший магазин находится в 30 километрах от дома, то вы либо умираете с голоду, либо едете туда за продуктами. Газ же вы сначала потребляете, а потом оплачиваете, и это договорная обязанность».

Важно платить в указанный срок

Самая частая жалоба читателей «Нового дела», как мы уже сказали, связана с тем, что они ежемесячно исправно платят за потребленный газ, но цифры в программе у оператора другие и сумма долга увеличивается. Сами операторы, по словам абонентов, объясняют это сбоем в программе и берут плату по выписанным показаниям счетчика, предлагая не обращать на это внимание. Но долг в программе со временем растет, и человеку неприятно осознавать, что за ним «висит» несуществующий долг.

«Наши взаимоотношения с абонентами регулируют «Правила поставки газа населению», — объясняет заместитель начальника махачкалинского территориального участка ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» Динислам Иманмурзаев. — Там есть пункт №31, где говорится, что если абонент производит оплату по показаниям прибора учета газа, то он обязан предоставлять показания и оплату производить с 1 по 10 число следующего месяца. В случае если абонент не производит оплату в течение двух месяцев, расчет производится из показателя среднемесячного потребления газа. Если оплата не поступала более трех месяцев, расчет производится с учетом количества газоупотребляющего оборудования и отапливаемой площади, то есть по нормативному начислению. Расчет по прибору учета газа будет производиться по показаниям только в том случае, если абонент придет, напишет заявление и контролер газового хозяйства произведет инвентаризацию и проверит счетчик на исправность; если замечания отсутствуют, то после занесения акта инвентаризации в базу оплата будет производиться по показаниям счетчика. Информированность населения о правилах поставки газа оставляет желать лучшего. Хуже того, народ даже не хочет этого знать. Мы тут для каждого возмущенного абонента держим копии «Правил поставки газа», но зачастую они отказываются с ними знакомиться».

Начальник контрольно-ревизионного отдела компании Владимир Кожевников отмечает, что в договоре прописаны правила не только для абонентов, но и для газовиков, и поэтому его важно иметь под рукой на всякий случай.

«Часто бывает так, что люди уезжают на длительный срок, не написав заявление, не опломбировав входной кран, чтобы газ в помещение не поступал, — дополняет Иманмурзаев. — Думают, счетчик не крутится и проблем нет. Но это же прописано в 31-м пункте договора, который регулирует начисления. Люди возмущаются, что газовики накинули, долг повесили. Это не мы, это законом регулируется. Для возмущенных есть Конституционный суд, в который можно обжаловать постановление, если оно неправомерно. Ни одна норма договора также не противоречит Гражданскому кодексу».

У всего есть срок годности

Как разъяснил начальник махачкалинского территориального участка Уллубий Мугутдинов, существует такая проблема, как срок очередной госпроверки: «Газовый счетчик выдается и устанавливается на определенный срок времени, и когда этот срок истекает, он начинает считать по-другому, появляется погрешность в подсчете потребленного газа. Чтобы не оказаться в такой ситуации, его нужно заменить или перепроверить, и об этом также написано в договоре поставки газа. То, что абонент забыл об этом, от ответственности его не избавляет».

Еще одна ситуация, после которой у газовиков возникает сомнение, что абонент добросовестно соблюдает правила поставки газа, — это закрытые двери. То есть если не предоставляется доступ к счетчику, то это основание для перевода абонента на оплату по нормативам еще до наступления крайнего срока оплаты за потребленный газ. Тут уже выходит совершенно другая сумма.

«Территориальный участок, который обслуживает абонентов, открыт круглые сутки, — говорит Мугутдинов. — Нет такого, что сегодня приемный день, а в остальные дни дверь закрыта. Любого возмущенного готовы выслушать и вместе разобраться в его ситуации. Пускай приходят, а не голословят в интернете. Очень мало тех, кто исправно и честно платит за газ. Мы всячески стараемся идти навстречу людям, но лишь в том случае, если человек не увиливает, а реально оказался в тяжелой ситуации, а эти деньги для него последние».

Рассмотреть более обширный список жалоб и стать свидетелем дискуссии корреспонденту «Нового дела», к сожалению, не удалось, так как на прием граждан пришли лишь два человека с частными проблемами. Редакция готова предоставить площадку для компетентных специалистов, готовых высказать свое мнение по каждому из вопросов.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: