Исламская модель благотворительности…

… имеет за собой богатое наследие в истории и повлияла на создание похожих моделей в других культурах. Религия ислам поощряет все формы благотворительности вне зависимости от того, является ее получатель плохим или хорошим, мусульманином или немусульманином. Исламская благотворительность проявляется в четырех направлениях. Первое заключается в оказании добровольной безвозмездной помощи в виде различных даров, милостыней, пожертвований. Вторым направлением работы является добровольная беспроцентная выплата долга нуждающимся в нем. Третье — это обязательная выплата закята (определенного процента годового дохода при определенных обстоятельствах), и четвертое — вакф, вечное пожертвование, которое является самым лучшим видом благотворительности в исламе, так как польза от доходов использования такого имущества будет постоянна и долговременна.

Акт пожертвования в исламе

В то время как обязательные молитвы указывают на духовность мусульманина в построении прямой связи с Всевышним Господом, благотворительность отражает духовную зрелость в контексте построения отношений с созданиями Всевышнего. О ее важности упоминается в Священном Коране: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (Коран 2:43).

Благотворительность настолько важна перед Всевышним, что об этом говорится в Коране следующее: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (Коран 3:92).

В идеале акт пожертвования в исламе должен рассматриваться не только как моральное обязательство по отношению к обществу, но в действительности это искреннее стремление в достижении милости Господа Миров.

Ислам также предостерегает мусульман от ложной благотворительности в Коране (Коран 2:264), где разъясняется, что это действие или акт подаяния, который совершается, чтобы видели другие. Кроме этого, благотворительность будет иметь ценность, если пожертвования совершаются тем, что имеет ценность, и из приобретенных законным образом благ дарителя.

Пророк являлся истинным образцом человека, раздающего милостыню, так как большую часть своего имущества он завещал на благотворительные цели. Таким образом, стало обычаем и доброй традицией для обеспеченных мусульман того периода завещать одну треть своего имущества в собственность вакфа, исламского благотворительного института.

Через пожертвования мусульмане укрепили свои общественные связи, усилили свое экономическое положение. Исследования доисламского и раннего исламского периода доказывают, что первые созданные мусульманские рынки в Медине были созданы без взимания налогов. Это означает, что пророк Мухаммад намеревался адаптировать практику доисламских рынков Юказа (название места торговли в доисламский период), где места не облагались налогом. Однако поздние мусульманские рынки Медины выявили иную идею концепции рынка благотворительности (Аль сук садака), особенностью которой было то, что пророк предоставил мусульманам их рынки в качестве благотворительного дара.

Историческое описание экономического и социального положения во время правления Халифа Умара Ибн Аль-Хаттаба, одного из сподвижников пророка, возможно, в наши дни не поддается пониманию и представлению. Описывается, что изобилие средств благотворительной казны «Байт уль-Мал» (Дома благосостояния) в тот период достигло таких размеров, что в государстве трудно было найти людей, которым предназначались эти государственные пособия и пожертвования от закята, и приходилось вновь возвращать средства в эту же казну.

Опыт Халифа Умара

Совершенно очевидно, что исламская модель благотворительности в случае ее построения должным образом имеет потенциал увеличения богатства и улучшения общественного благосостояния. Инициативы мусульман по созданию благотворительных институтов были признаны многими как уникальные организации и являются взаимодополняющими по природе. В средние века исламские благотворительные организации были источником системы децентрализованных и самоуправляемых гражданских институтов, оставив богатое наследие правовых норм и прецедентов о правах и обязанностях доноров и получателей пожертвований.

Ученые также ведут споры о том, что в тот период в Европе не существовало подобных организаций, и институт вакфа оказал огромное влияние на появление института доверителя в общем праве английского права. Фактически, основанием для появления старейшего Оксфордского колледжа в XIII веке является богатое наследие и интеллектуальный капитал, оставленный иудейскими и мусульманскими общинами Медины VII века.

Пожертвование или благотворительность, как экономическая основа считается значительным в религиозном, общественном и коммерческом обмене, так как оно подчеркивает важность действий по дарению, нежели приобретению себе, что служит больше общественным и публичным интересам (маслаха), нежели индивидуальным.

В нынешнее время политики, бизнесмены и экономисты ведут поиск лучшего решения проблем общества через инновации, финансовые технологии и законы. Но обратившись к истории мы понимаем, что успех благотворительных и донорских организации непосредственно отражает состояние духовности мусульман, с чего бы и следовало начинать ее улучшение. Отмечая опыт Халифа Умара, мы ощущаем, насколько сильны были экономические и общественные отношения. И их успех объясняется духовным лидерством самого Халифа.

Таким образом, резюмируя, необходимо отметить, что инновации и новые идеи важны, но намного важнее для восстановления роста благотворительности бизнес-сектора направить созидательную энергию духовности в русло исламской благотворительной экономической системы.

 Читайте нас в Telegram
 @novoedelo

Знаете больше? Сообщите редакции!

WhatsApp, Telegram, SMS: +7 964 051 62 51 (не для звонков)

Форум «НД» в Telegram: https://t.me/nd_forum


Смотрите также:




А что вы думаете об этом?

Комментарии к новости(0)

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Для комментирования, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь




Загрузка...

Последние новости

Опрос

Как вы относитесь к развитию массового туризма в Дагестане?