«Круги ада» для добропорядочных плательщиков

03.02.2018 12:04
Очереди у касс на оплату «коммуналки». Фото: Патима Гасанова/"Новое дело"

Или после заявления врио главы республики Владимира Васильева о приезде в Дагестан двух тысяч электриков с проверкой электросетей, или это просто совпадение, но в редакцию «Нового дела» участились обращения читателей с жалобами на приписки к платежам за коммунальные услуги. Многие из них — это инвалиды или ветераны труда, которые жалуются на волокиту, с которой приходится сталкиваться при получении субсидий на оплату ЖКХ.

По последним данным, республиканский долг за потребленное электричество превышает 23,5 миллиарда рублей, из них 3,5 миллиарда — долг населения. Но откуда берется этот долг, если каждый пункт оплаты электроэнергии переполнен желающими расплатиться по счетам?

Корреспондент «Нового дела» лично объездил все адреса оплаты коммунальных услуг и исследовал ситуацию на месте. О том, как бороться с приписками в своих платежах, «Новое дело» ранее объясняло в тексте «Как не попасть в сети» («НД», №32 за 18 августа 2017).

Для начала опишем весь путь от окошка к окошку, который должен пройти добропорядочный плательщик в Махачкале, в данном случае — инвалид или ветеран труда. Круг, скажем так, немаленький. Для начала в ТСЖ необходимо оплатить техобслуживание и отопление, а если там не принимают плату за тепло, то надо ехать на улицу Юсупа Акаева в «Махачкалатеплоэнерго». После идете в Водоканал на проспекте Акушинского и платите за горячую и холодную воду. Далее едете на проспект Шамиля и оплачиваете газ и мусор. Потом на Радищева платите за потребленную электроэнергию, а если окажется, что данные вашего счетчика и показания в программе оператора не совпадают, то тогда — на Чернышевского за перерасчетом.

Первый пункт и, пожалуй, самый переполненный — это «Россети» на улице Радищева, где абоненты оплачивают потребленную электроэнергию. Уже с порога слышатся возмущения людей по поводу того, что их счетчик показывает другие данные, не те, что в программе оператора, и платить они будут только по ним.

«Я ежемесячно оплачиваю, но у них в программе показания другие, чем на счетчике. Не знаю — почему так, потому что я не ворую электричество. Мне сейчас девушка сказала, чтобы я принесла фотографию счетчика и они все надбавки спишут», — объясняет абонент Нури Расулова.

Другая женщина, напротив, возмущена тем, что ей всякий раз приходится нести фотографию в Межрегиональную распределительную сетевую компанию (МРСК) на улицу Чернышевского, где как раз и делают перерасчет и списывают надбавки, если удастся убедить начальника, что они необоснованные.

«Они берут мои показания и добавляют свои цифры к ним. Говорят, что это не их вина и надо идти на Чернышевского. Я один раз уже была там у начальника. Как он сказал, сфотографировала счетчик, сделала все как положено, но каждый раз же я не буду проходить эту процедуру? Я хожу на работу, свои дела бывают. Поэтому я говорю, чтобы брали по моим показаниям, а с тем, что надбавили, пускай сами разбираются. Раньше я молча платила сколько мне скажут, но со временем уже надоело. Приходят инспекторы, видят, что пломбы на месте, счетчики работают правильно, но откуда берутся вот эти большие цифры, я не знаю», — жалуется Бадрижат.

В МУП «Водоканал» на проспекте Акушинского, где абоненты оплачивают воду, канализацию, вывоз ТБО и свет, очередь распределена неравномерно. У каждого окошка максимум по два-три человека, а вот у окошка, где берут плату за электроэнергию — столпотворение. Очередь продвигается медленно из-за того, что практически каждый разбирается с кассиром по поводу неверных цифр в программе и требует объяснений.

«В ноябре мне пришлось переплатить 500 рублей, потому что была накрутка показаний у них в программе. Я выписала цифры со счетчика и пришла платить, а мне говорят, что у меня другие показания. Как, если я их только что выписала? Мне объясняют, что это скорее всего контролер приходил и обнаружил другие показания. Я целыми днями сижу дома, и никто ко мне не приходил. Меня отправили выяснять на улицу Радищева, где мне также ничего не смогли объяснить и отправили в МРСК на улицу Чернышевского.

Я прихожу и прошу познакомить меня с этим контролером, который добавил цифры, но меня отправили к начальнику, который завизировал: написал на распечатке квитанции «фотография» и «на контроль». Зачем мне фотографировать? Мне это не надо, я чиста. Пришлось повздорить там, требуя показать мне контролера либо списать накрутку. Двое сотрудников начали меня успокаивать и даже собрались оплатить в кассу эти накрученные 500 рублей за меня. Но нет, я жила и хочу жить честно! В итоге я согласилась оплатить по их цифрам, но предупредила, что в следующий раз в подобной ситуации обращусь в прокуратуру», — рассказывает свою историю пенсионерка Патимат.

Еще несколько человек поделились с корреспондентом аналогичными проблемами, но ни один из них так и не добился списания накрученных киловатт. Они просто платят по показаниям счетчика, а не по данным, внесенным в программу сотрудниками энергосетей.

Мужчина, которого оператор только что убедила оплатить по показаниям программы, рассказывает у выхода: «Я на одну пенсию живу, и в ситуации, когда не знаешь, как эти копейки растянуть, узнаешь, что у тебя накрутки по коммунальным платежам идут. Это за свет 500 рублей, к примеру, за воду еще 300 рублей, за отопление 1000 рублей, а может, и больше — и вот так часть пенсии уходит неизвестно куда. А доказывать свою правоту, стоять в очередях, объезжать все адреса, где оплачиваю коммуналку, вообще ни сил, ни времени не хватит. Тут же еще искусственные очереди создают. Из десяти окон работает два, а все остальные кассиры сидят без дела».

С накрутками горожане сталкиваются не только при оплате электроэнергии. На проспекте Шамиля, где в основном принимается плата за газ, но выделены окошки и для приема оплаты других коммунальных услуг, людей также очень много. В будний день люди выстаивают многочасовые очереди и, видимо, уже от усталости молча платят и уходят.

Молодой человек рассказывает, что он каждый месяц платит тут за газ и на этот раз вышло на 100 рублей больше его расчетов, но он не придал этому значения: «Может, я чуть задержал оплату в этом месяце и поэтому вышло больше. Иногда бывают такие незначительные недочеты, но я никогда не спорю».

Заира возмущена по поводу искусственного увеличения количества прописанных людей в квартире и, соответственно, увеличения суммы оплаты: «При оплате воды я столкнулась с тем, что вместо одного прописанного в квартире человека сумма высчитывается с трех человек. Всякий раз при оплате приходится показывать домовую книгу и доказывать, что этих двух человек там просто нет. А они мне говорят, что надо было оплачивать каждый месяц, чтобы они брали сумму по счетчику, а не по нормативу. То есть я пришла заплатить за три месяца, и они не могут вернуть мои деньги задним числом. И вообще, зачем мы должны бегать из одного места в другое, доказывая свою правоту? Почему нельзя создать единое окно для оплаты коммунальных услуг?».

Во время объезда указанных точек оплаты коммунальных услуг корреспондент газеты действительно убедился в том, что инвалиды и пенсионеры были правы, называя процесс оплаты «кругами ада». Корреспондент на выделенном транспорте проехал все пункты по списку, выданному Управлением социальной защиты населения Махачкалы одному из инвалидов, обратившихся в редакцию, которому пришлось сделать перерасчет по электроэнергии. На простой объезд семи адресов, без учета простаивания в очередях и разбирательств, ушло около полутора часов. Получается так, что если у человека нет своего автотранспорта, то объехать все пункты за день очень тяжело. А учитывая и очереди, то уложиться с оплатами в один день просто невозможно.

На улице Чернышевского, где можно оплатить вывоз мусора и провести перерасчет накрученных долгов, оказалось на удивление мало народу. У окошка для оплаты вывоза ТБО не было ни единого человека, а у кассы по перерасчету надбавок к электроэнергии стоял лишь один мужчина. То есть, большая часть населения жалуется на приписки долгов, но разбираться с этим абоненты не спешат.

Как сказал один из опрашиваемых на Чернышевского, в лучшем случае ваш вопрос с приписками завершится в «Россетях» на Радищева: «Если разозлить оператора, то вас в конечном счете отправят в «Дагэнерго» на улицу Дахадаева, где вы уже не отделаетесь фотофактом, а будете вынуждены принести открученный счетчик и будете лишены права пользоваться светом до конца разбирательств».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: