Медицина по наитию

10.12.2016 19:58

Как бороться с хамством врачей, почему стоит чаще интересоваться своей поликлинической медицинской картой и почему первая городская больница Махачкалы может отказать в помощи экстренным больным – с читателями «Нового дела» делится юрист, политконсультант Ассоциации политтехнологов России Арсен Абдурагимов.


Стационар и полис

Реформа в сфере здравоохранения развалила медицину. Это было сделано, чтобы вывести платную медицину на рынок и заменить ею бесплатную врачебную помощь. К примеру, в Москве объединили ряд больниц, а территории под зданиями, которые освободились, отдали бизнесменам. Мы сегодня видим, что происходит у нас в республике в системе здравоохранения. Разного рода коллизии между пациентом и врачом возникают из-за правовой неграмотности населения. Разъяснением прав и обязанностей должны заниматься подведомственные Минздраву учреждения. Однако на местах работа не ведется. Многие люди не знают элементарных вещей, к примеру, для чего существует полис. Граждане забывают, что имеют медицинскую страховку, которая дает им право не просто получать бесплатную медицинскую помощь, но прежде всего чтобы услуга была оказана качественно. На обороте каждого полиса указаны номера телефонов, куда можно обращаться в случае некачественной работы врачей.

Но есть и другая проблема: люди не хотят следить за своим здоровьем; даже когда проводится диспансеризация, не хотят проходить плановые обследования и не обращаются к врачам, пока ситуация не становится критической. А врачи «скорой» боятся вести больных в стационар. Это российская тенденция. Главные врачи некоторых больниц дают директиву: тяжелых больных не принимать. У махачкалинских пациентов, в частности, возникают проблемы с городской больницей №1. По договоренности там принимают больных по средам и субботам, но зачастую и в эти дни, особенно ночью, больных отказываются принимать. Боятся портить статистику. Кроме плановых пациентов, там редко кого принимают. Вряд ли участковый врач отправит своего близкого родственника или знакомого лечиться в первую городскую больницу, так как все лекарства больным приходится покупать самим. Конечно, главный врач будет все отрицать, но народ не обманешь. Любая больница обязана принимать больного, даже если мест нет, и обеспечить его бесплатным медикаментозным лечением. Врачи должны понаблюдать пациента день-два и потом действовать по ситуации: либо выписать с рекомендациями дальнейшего лечения, либо перенаправить в другое учреждение, или же оставить у себя.

На моей практике был не один подобный факт отказа в госпитализации. Кроме основной трудовой деятельности, я являюсь лидером общественной организации тяжелобольных – эти больные чаще, чем в Минздрав, обращаются ко мне. Разбираясь в каждом случае, пришел к выводу: оказывается, что мы застрахованы в будние дни с 8 утра до 5 вечера, а потом нет. К примеру, если вы поступили в больницу после 5 вечера и вам отказали в госпитализации, что делать, к кому обращаться? Звонить по знакомым и родственникам? А если у вас нет таких людей, кто может помочь в решении данного вопроса? Днем, конечно, вопрос решат, но в ночное время больной рискует остаться без адекватной медицинской помощи. При этом документального подтверждения, что вы обращались в данное учреждение, не будет. Поэтому в таких случаях надо требовать письменного разъяснения, на каком основании вам отказывают в госпитализации.

Дело в том, что у нас нет «горячей линии» в Фонде обязательного медицинского страхования, которая работала бы круглосуточно. Я выходил на руководителя фонда Магомеда Сулейманова с предложением организовать круглосуточную «горячую линию». Это не так затратно. Даже одного миллиона в год не уйдет, если организовать сменную работу диспетчерской. К примеру, в администрации города сами сотрудники дежурят и отвечают на звонки горожан. Сулейманов мне ответил, что такой должности в штатном расписании федеральным законодательством не предусмотрено. Ни одному региону федеральное законодательство и ФОМС не запрещает вводить свои новшества. Фонд финансируется из федерального и местного бюджетов. Что такое один миллион рублей с учетом того, что каждый диспетчер будет получать по 18 тысяч рублей? Люди согласны будут работать и за 15 тысяч рублей. Такую же сумму получают и диспетчеры скорой медицинской помощи.

Интересуйтесь своей поликлинической медицинской картой. Несмотря на то, что вы могли крайне редко обращаться в поликлинику за медицинской помощью, ваша карта может «растолстеть», неожиданно для вас там может оказаться запись о прохождении вами каких-либо обследований. Деньги следуют за пациентами, поэтому многие учреждения занимаются приписками. При обнаружении подобных фактов следует в обязательном порядке обращаться в страховую компанию, потому как именно она оплачивает поликлинике все исследования.

Что делать, если не выдают бесплатных лекарств?

Помните, сколько было у нас государственных аптек? После федерального закона они были упразднены. Сейчас приходят к выводу, что их необходимо вернуть.

В России действует Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», рассчитанная на 2013–2020 годы. Благодаря этому многие лекарства европейского стандарта стали производить у нас, в России. Не скажу, что, к примеру, для онкобольных или больных сахарным диабетом они эффективны, тем не менее, если предписанный препарат российского образца не помогает, то закон не запрещает заменить его препаратом евростандарта. Но и этого добиться сегодня проблематично. Речь шла о сильнодействующих наркотических препаратах, поэтому возникала масса сложностей. Отсюда и растущее количество летальных исходов среди онкобольных, в том числе и суицидальных случаев.

Это не проблема местного значения, а проблема финансирования системы здравоохранения. Детям до 3 лет обязаны выдавать бесплатные лекарства. Это закреплено федеральным законодательством. Если человек имеет инвалидность и не отказался от соцпакета в пользу денег, то ему тоже обязаны бесплатно выдавать лекарства. Перечень бесплатных препаратов должен быть у врача. Кроме того, надо помнить, что лечение больного в стационаре бесплатно. Помните: экономят на пациентах не простые врачи, а главврачи. Вы не обязаны покупать ни один препарат; всё, что необходимо, должна предоставить больница. Ваша страховка покрывает все расходы. Если же медицинское учреждение ссылается на то, что у них нет какого-то крайне нужного препарата, и предлагает вам его приобрести, то прежде всего обратитесь в страховую компанию и поинтересуйтесь, возместят ли вам стоимость препарата. Если говорят «да», то берите товарный чек. Дам один маленький совет: чем выше правовая грамотность населения – тем лучше результат! Если врач выписал вам бесплатные лекарства на бланке, а аптека ссылается на отсутствие препарата, обратитесь письменно к заведующему аптеки с просьбой разъяснить ситуацию. Затем следует обратиться в Минздрав РД. Если нет эффекта, пишите в Росздравнадзор. Возможно, эффект окажется сильнее, если обратиться на «горячую линию» главы республики или в Народное Собрание РД.

Как быть, если вымогают деньги?

В такой ситуации больной вряд ли сможет что-либо сделать. Но с этим надо бороться, искать выход. Не могу сказать, что кто-то из врачей вымогает деньги, я сейчас не говорю о роддомах и хирургии, там имеется коррупционная составляющая. В остальных случаях зачастую сами пациенты или их родственники кладут врачу деньги в карман, говоря, что это «благодарность», а потом жалуются на коррупцию.

Есть пациенты, которые, несмотря на некачественное оказание услуг или грубое отношение, не хотят поднимать шума, опасаясь, что медицинский персонал будет относиться хуже.

Если столкнулись с хамством врачей, надо обращаться в страховую компанию, Минздрав и прокуратуру. Чем в большее количество инстанций вы обратитесь, тем лучше. Но не стоит забывать и о своем поведении.

У нас не было бы такого отношения к врачам и у врачей, соответственно, к пациентам, если бы существовала рабочая группа, которая занимается вопросами системы здравоохранения. В Москве, к примеру, работает уполномоченный по правам врачей – правда, он работает онлайн. Я выходил на главу республики Рамазана Абдулатипова с предложением создать должность уполномоченного по правам пациентов и врачей, который будет в роли третейского судьи и не допустит дело до конфликта. Это предложение проигнорировали.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

В парламенте Дагестана доложили об угрозах демографии

доклад самого информированного представителя власти

28.03.2024 11:49

Погашена задолженность перед медиками за неиспользованный отпуск

заявление прокуратуры

17.01.2024 10:09

Список получивших гранты главы Дагестана

по итогам конкурса 2023 года

20.12.2023 19:43