Медучреждения не выдержали проверку

21.10.2017 12:11
Каспийская городская поликлиника

Деньги на программу по электронной очереди используются неэффективно, терминалы пылятся в коридорах поликлиник без дела. Это выяснилось в результате рейда активистов Общероссийского народного фронта (ОНФ) по медицинским учреждениям Дагестана.

Принцип очереди

Рейд проводился в прошлую пятницу совместно с федеральным координатором проекта «Народная оценка качества» Виктором Рожковым. Проверками были охвачены Каспийская городская поликлиника, детская поликлиника №3 Махачкалы, женская консультация №4, Республиканская консультативная поликлиника, Республиканский центр охраны здоровья подростков и студенческой молодежи, Медико-социальное бюро №23, Республиканский кардиологический диспансер. Ранее активисты ОНФ провели рейды в медучреждениях Кизляра, Акушинского, Левашинского и Лакского районов. Выявленные проблемы оказались одинаковыми для всех учреждений.

Так, Каспийская городская поликлиника расположена в старом обветшавшем здании, ремонт здесь приостановлен, пациенты толпятся в коридорах, на стенах которых нет штукатурки, кое-где обвалились потолки, отовсюду висят электрические провода, установленный на входе рельсовый пандус не соответствует нормативам. Система электронной записи в городской поликлинике не функционирует, пациентов принимают в порядке живой очереди.

В детской поликлинике №3 Махачкалы ежедневно наблюдаются огромные очереди в кабинет сдачи крови на анализы. С семи утра врачи выдают талоны, получившие записываются в очередь и ожидают по несколько часов с детьми на руках. Прием производится в одном кабинете двумя медсестрами. Нормативы доступной среды в поликлинике не соблюдены, кнопки вызова на входе и в фойе учреждения не работают. Плохо функционирует вентиляция.

Аналогичная ситуация с очередями в кабинет забора крови и в женской консультации №4 Махачкалы. Единственный пандус у входа установлен с нарушениями требований. В коридорах в нескольких местах поперек пролегают трубы. Терминал электронной очереди хоть и в рабочем состоянии, но, оказалось, талонов не выдает. По словам пациенток, в день постановки на учет им приходится простаивать в очереди не меньше 1,5–2,5 часов. Пациенту выдается талон с указанием времени приема, однако попасть к врачу можно только в порядке живой очереди.

В Республиканской консультативной поликлинике, Республиканском центре охраны здоровья подростков и студенческой молодежи, Медико-социальном бюро №23 и Республиканском кардиологическом диспансере, которые расположены в одном здании на улице Гоголя, 41, не соблюдены нормы доступной среды для инвалидов. Врачи сослались на то, что у них есть съемный пандус. В Республиканской консультативной поликлинике активистов ОНФ пытались убедить в том, что терминал перестал работать за день до прихода комиссии, хотя аппарат за это время успел изрядно запылиться.

Почему не работают терминалы, пояснил главврач Республиканского кардиологического центра Магомед Тотушев: «В месяц мы оплачиваем свыше 200 тысяч рублей «Ростелекому» по контракту. Он является правообладателем программного обеспечения для терминалов. «Ростелеком» предоставляет «облако», сервер и центр хранения данных. Это единственный поставщик услуги. Фининспекция предъявляла претензии трижды в год, просила объяснить, почему такие суммы. Потом вопрос как-то утих. В этом году нам пересчитали и снизили стоимость услуг, но и этих денег у нас нет. Мы считаем каждую копейку. В этом году договор заключать не стали. Надеемся на 2018 год, если этот вопрос с поставщиком будет утрясен. Тем более если единый поставщик, зачем проводить торги, было бы проще заключать договор».

По словам Тотушева, единственное медучреждение, заключившее договор с «Ростелекомом» на этот год, — городская больница №1, но и у них не все гладко. Если в поликлиниках действует внутренняя сеть, то принцип работы электронной очереди в стационарных учреждениях несколько иной. Через терминал записаться можно, отмечает главврач, но в общую базу информация о записи не уходит и врач ее не видит.

«Все знают, какое положение у медицинских учреждений в Дагестане: ни одно не готово выделить такие деньги на электронную запись, — продолжает Тотушев. — У нас один больной стоит на порядок дешевле, чем в Москве и Московской области. Простой подсчет: посещение больного к нам по полису стоит 900 рублей, а если этот пациент пойдет в частную клинику, он отдаст как минимум 4000 рублей, а они тоже в системе обязательного медицинского страхования. Почему он туда отдает 4000, а нам государство не платит и 1000 рублей? Дайте хотя бы 2000! В этом году мы капитально «просели». Мое учреждение 96% бюджета тратит только на зарплату, на 4% покупаем лекарства, а у нас по плану ремонт и прочие расходы».

Для «галочки»

Вопрос финансирования стоит остро, считают представители медицинского сообщества, отсюда и проистекает такое количество проблем.

«По нормативам ФОМСа в день специалист должен принимать восемь пациентов. А что делать с остальными? — говорит представитель каспийской городской поликлиники. — Не примем мы их, они станут жаловаться в Минздрав, ФОМС, на «горячую линию» президента. Очереди возникают из-за большого притока населения из сел в города, врачам приходится ютиться в тесных кабинетах по четыре человека. Есть и другая сторона: чтобы записаться в электронную очередь, надо зарегистрироваться на сайте «Госуслуги», а у нас 80% населения не зарегистрировано».

По мнению сопредседателя регионального штаба ОНФ Татьяны Рассохиной, вопрос вежливости и компетентности врачей не требует финансовых затрат или строительства поликлиник.

«Если каждый из нас приходит к врачу и хочет услышать вежливое обращение, и что тебя спокойно примут без очередей, скандалов и 2–3 недель ожидания, то при чем тут деньги? — недоумевает она. — Почему-то на УЗИ в Каспийске необходимо стоять в очереди два месяца, а за деньги ты зайдешь в течение пяти минут. Почему он вдруг оказывается свободен и не ломается? Я не думаю, что необходимы огромные суммы, чтобы поменять лампочки в коридорах. Почему там нет света? И потом, если говорить о той же доступной среде, куда были потрачены государственные деньги? Работа выполнена спустя рукава, чтобы поставить галочку. А по факту ни один колясочник не сможет проехать по этим пандусам. В августе на круглом столе нам было много обещано представителями Министерства здравоохранения, но выполнена очень малая часть».

«Очереди в Махачкале никогда не ликвидируют, поскольку за последние десять лет население города выросло в разы и ни одной поликлиники не построено, — считает начальник отдела организации контроля и качества медицинской помощи Управления Росздравнадзора по Дагестану Тамирлан Мухамедов. — Превышение стандартов обслуживания населения на каждом участке —1000–1500 человек. Мы неоднократно писали письма и федеральному инспектору, и главам республики, но проблема не решена. Что касается электронной записи, — мы проводим работу с 2013 года, — могу заявить, что в Дагестане эта программа провалена. Ни один день электронная очередь не работала. Можете поднять все наши акты по районным больницам, поликлиникам, нигде нет электронной записи к врачу. Смысл в том, чтобы человек зарегистрировался через терминал на определенное время и врач видел эту запись, — а у него компьютер стоит на подоконнике. Откуда бы ни регистрировался пациент, врач его не видит и не увидит. Потому что те «тонкие клиенты», которые были поставлены на огромную сумму и установлены в лечебных учреждениях, через месяц «полетели». Никто их починкой заниматься не станет, так как они не подлежат ремонту. Хотя отчетные данные по электронной очереди есть. Я был свидетелем, как медсестра стоит перед терминалом со списком пациентов и вносит данные. Это указание главврача, для отчетности. Вот и вся электронная запись».

«Мы прекрасно понимаем, что в системе здравоохранения есть проблемы, связанные с дефицитом медицинских кадров, с финансовым обеспечением, — рассказывает координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков. — Вместе с тем мы понимаем, что те проблемы, которые мы видели в ходе рейда, проистекают не по этим причинам, а из-за того, что должным образом не организована работа в медучреждениях. Главный врач в состоянии решить эти проблемы, если не в течение дня, то в течение одной или полутора недель».

Для того чтобы купить терминал, запустить его, разработана целая система, которая стоит, очевидно, не самых маленьких денег, отмечает Рожков. Предполагалось, что это облегчит жизнь пациентам, они не будут стоять в очередях и бегать по регистратурам. Если вы записались на прием, вашу карту должны принести врачу, об этом есть специальный приказ Минздрава. Очереди к врачам для чего-то искусственно формируется, считает координатор проекта.

«Если ставить вопрос о миграции, то возникает вопрос: куда смотрят те люди, которые согласовывают документацию и выдают разрешение на строительство? Почему с застройщиками изначально не проговаривается возможность строительства элементов социальной инфраструктуры на основе частно-государственного партнерства? В ходе реализации проекта я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда, условно говоря, у медучреждения с миллионом годового бюджета один прикрепленный пациент и существуют поликлиники, у которых миллионы пациентов и 1 рубль годового бюджета. Куда смотрят и чем думают органы власти, когда осуществляют такое распределение? Почему эти процессы не учитываются Министерством здравоохранения?»

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: