Несносное положение

09.06.2018 12:00
Фото: Нурмагомед Сагитов

В Махачкале, наконец, начался так требуемый обществом снос незаконных многоэтажных домов. Однако, как только его начали, власти столкнулись с новой проблемой. Начавшийся снос домов в Семендере и по улице Нефтеперегонная вызвал возмущение у жильцов, чьи дома стояли следующими на очереди. После их публичной акции протеста на центральной площади Махачкалы власти решили временно приостановить работы по сносу. Как выйти из сложившейся ситуации, когда одни люди, вблизи домов которых возведены эти объекты с всевозможными нарушениями градостроительных норм, требуют их сноса, а другие — против этих мер, «Новое дело» опросило экспертов и чиновников.

Первый пошел

На этой неделе в Махачкале начался снос незаконно построенных многоэтажных домов. В понедельник, 4 июня, под снос попала многоэтажка в поселке Семендер. На следующий день приступили к сносу многоэтажного дома, расположенного по улице Нефтеперегонная, 8 «б». Напоминаем, что на эту стройку неоднократно обращали внимание жители близлежащих домой, сетуя на то, что она возводится с нарушениями. По их утверждению, из-за этой стройки в стенах их домов пошли трещины.

«Я купила квартиру в этом доме потому, что мне было это по карману, да и район удобный. Вложила в нее все свои деньги, сама я с детьми жила на квартире, пока в квартире шел ремонт. Что я теперь должна делать, я осталась без квартиры и без денег с двумя детьми, без мужа, кто возместит мне потерю? Даже если я подам в суд на застройщика, смогу ли я восстановить свои деньги и нервы? Если дом строился незаконно, почему администрация и прокуратура не остановили это? Значит, кому-то это было выгодно. Возможно, просто на каком-то этапе застройщик больше не мог давать взятку мэрии или прокуратуре и потому его дом просто списали, а то, что тут живут целые семьи, всем наплевать», — рассказала «Новому делу» одна из жительниц снесенного дома по улице Нефтеперегонная, 8 «б».

По словам начальника Управления по вопросам координации капитального строительства Махачкалы Магомедгаджи Залбекова, еще два года назад они предупреждали всех застройщиков незаконных домов о прекращении строительства: «Каждый застройщик, который шел на строительство проблемных домов, был уведомлен о том, что его объект незаконный, он понимал, что обманывает людей с выгодой для себя. Их всех предупредили, что строить нельзя, но они продолжали.

За сутки рыли котлован, за один день заливали фундамент. Что касается жильцов этих домов, конечно, обманутых людей жалко, но они должны были понимать, что нормальная квартира не может стоить меньше, чем 25 тысяч рублей за квадратный метр. В погоне за дешевым жильем люди, не требуя документов, а иногда и не разбираясь в них, под честное слово отдавали деньги недобросовестным застройщикам. Лично я считаю, что все эти застройщики должны нести и уголовную ответственность, в том числе потому как обманув, оставили людей на улице».

— Почему тогда мэрия города не приостановила на самом начальном этапе строительство домов?

— Мы предупреждали и не раз, но приостановить стройку мы не имеем права, пока у нас нет решения суда. На протяжении нескольких лет мы судились с ними, сейчас решение суда по всем этим многоквартирным домам есть, работа по сносу началась. В любом случае, если бы мы сами начали выступать против стройки, то не только застройщики, но и сами жильцы бы встали на защиту своего дома. Оно и понятно, ведь они заплатили деньги. За пару месяц до сноса мы предупредили всех.

— Почему тогда людей заранее не предупредили, что будут сносить дома?

— Это неправда, что сейчас говорят, что за день предупреждают. Судебные приставы за два месяца всех предупредили, а именно застройщиков, но, видимо, они не решили поставить в известность жильцов.

Фото: Нурмагомед Сагитов

Крик отчаяния

Утром 6 июня десятки жильцов дома по улице Керимова в Махачкале в районе завода «Эльтав», расположенного буквально в нескольких шагах от прокуратуры Кировского района, собрались у здания правительства на центральной площади. Их дом предполагалось снести в этот же день. Люди требовали встречи с врио главы Дагестана Владимиром Васильевым.

«Наш дом построен законно. Все соответствующие документы у нас есть: «зеленка» на землю, постановление администрации, разрешающее строительство, кадастровый паспорт, проект дома. Нам за день до сноса пришло оповещение от приставов, что наш дом собираются сносить. Мы просим главу республики сохранить наш дом, на который мы потратили последние сбережения. Вышел человек из дома правительства и попросил остаться несколько человек для встречи с Васильевым, остальным предложил пройти в парк. Мы создали инициативную группу, будем ждать результатов встречи», — рассказал «Новому дому» один из жильцов дома.

Инициативная группа из нескольких жильцов прождала встречи с руководством республики более трех часов, но никто из представителей республиканской власти к ним так и не вышел.

«К сожалению, нас не приняли, мы простояли там под солнцем больше трех часов, у одной из женщин обгорело лицо, с нами был ветеран Великой Отечественной войны. В нашем доме 60 квартир, 20 из них полностью заселены. У всех большие семьи, дети, старики. Застройщик тоже заложник обстоятельств. По его словам, каждый раз новый мэр отменял разрешение предыдущего, чтобы получить деньги, взятку. Нам сейчас говорят, что решение по сносу нашего дома было принято еще в 2014 году. Если это так, то почему приставы не уведомили нас? Они ведь обязаны делать это. Мы будем выходить каждый день, нас будет становиться больше, мы написали уже и президенту страны Путину. Если наш глава республики не сможет нам помочь, мы обратимся к главе Чечни Рамзану Кадырову, он более человечный», — высказывалась одна из участников протестной акции Бэлла.

Маленькая победа

В четверг, 7 июня, как и обещали люди, они в очередной раз собрались на площади города. С протестующими встретилось руководство Махачкалы.

Пострадавшие жильцы были возмущены тем, что власть своевременно не отреагировала и допустила строительство до такой стадии, что эти дома уже заселены, а крайними оказались простые жители. Люди потребовали, чтобы была создана комиссия, которая учла бы мнение тех, кто по своей наивности стали заложниками преступной халатности чиновников. В свою очередь врио главы города Абусупьян Гасанов заявил, что решением руководства республики снос многоэтажек в Махачкале временно приостановлен. По словам Гасанова, будет создана межведомственная правительственная комиссия, которая будет рассматривать каждый из многоквартирных домов, по которым вынесено решение суда. Градоначальник подчеркнул, что в первую очередь будет рассматриваться вопрос о пригодности домов для безопасного проживания в них.

Выступивший перед собравшимися общественник, член региональной ОНК Шамиль Хадулаев потребовал призвать к ответственности тех чиновников и представителей надзорных органов, из-за которых страдают люди. В том числе он упомянул экс-прокурора республики Рамазана Шахнавазова, при котором все эти дома, по его словам, и появились.

Пока без ответа

Редакция «Нового дела» направила официальные запросы на имя председателя правительства республики Артема Здунова, прокурора Дагестана Дениса Попова и врио главы Махачкалы Абусупьяна Гасанова с просьбой ответить на следующие вопросы:

1. Планирует ли правительство выработать механизм по защите интересов покупателей квартир в этих домах и оказания им помощи в возвращении вложений от недобросовестных застройщиков?

2. Какая ответственность предусмотрена для застройщиков, чьи дома признаны судом незаконными?

3. Будут ли привлечены к ответственности надзорные органы и чиновники, которые допустили строительство незаконных объектов?

4. За чей счет осуществляется снос этих домов и что планируется сделать на высвободившихся территориях?

На момент выхода номера в печать ответа от представителей власти не поступило.

Фото: Нурмагомед Сагитов

И жить нельзя, и людей жалко

Юрист по земельным и имущественным вопросам, активист общественного движения «Город наш» Арсен Магомедов считает, что эта проблема прежде всего должна разрешаться в интересах народа: «По свидетельству экспертов, некоторые дома реально опасны и они так или иначе сами упадут либо причинят вред окружающим иным образом. Эти дома должны быть разделены на две группы: первая — с неустранимыми нарушениями (их надо сносить), вторая — с устранимыми нарушениями (их надо устранять). Разрешением этого вопроса должна заниматься специальная экспертная-техническая комиссия. Очевидно, что многие новостройки построены во дворах и на землях других домов. В отношении этих домов, если они не подлежат сносу по первому пункту, должен быть разрешен вопрос о компенсации вреда соседям и его минимизации. Вред должен компенсироваться виновными лицами. Разрешением этого вопроса должны заняться суды, но судам доверие пока слабое. Множество новостроек возведено при халатном попустительстве и содействии чиновников, правоохранителей и судей, а также при преступном авантюризме застройщиков. Указанные лица должны быть определены и подвергнуты уголовному, административному, дисциплинарному и гражданскому преследованию. В отношении домов, которые должны быть все-таки снесены, перед их сносом должен быть определен денежный и жилой фонд, из которого будет компенсироваться убыток пострадавшим людям (пострадавших людей нужно четко отделять от застройщика и его близких, на которых часто мнимо оформляются квартиры при строительстве). Компенсационный фонд должен наполняться посредством изъятия имущества у виновных лиц. Курировать все вышеуказанные вопросы должна большая и представительная комиссия в составе руководства республики, силовиков, профильных чиновников, экспертов, членов общественных организаций, духовенства и представителей пострадавших лиц. В итоге должен быть наведен порядок в строительной сфере и обеспечена безопасность людей без причинения ущерба социально незащищенным слоям населения».

«Махачкала утопает в стихийной и уродливой застройке. Строят дома, а про дворы забывают, есть только подъезды и небольшие парковки для машин. Однако это не повод сносить дома. Да, они построены с нарушением градостроительных норм, но оставлять людей на улице тоже неправильно. Надо по каждому случаю разбираться отдельно. Пока нет закона, будет так. У нас настолько все плохо, что по дороге по проспекту Акушинского расположено 28 заправок впритык к трассе и жилым домам», — рассказал заслуженный деятель искусств Дагестана, почетный архитектор России Армен Асриянц.

Доктор геолого-минералогических наук, директор Института геологии Дагестанского научного центра РАН Василий Черкашин отмечает, что полномасштабные проверки на сейсмоустойчивость в республике в последний раз проводили 30 лет назад: «Микросейсморайонирование Махачкалы, а также других городов и районов республики, которые отнесены к категории повышенной сейсмической опасности, должны проводиться раз в десять лет. Это, кстати, прописано в законодательной базе. Между тем в республике эти работы последний раз проводились более 30 лет назад. К сожалению, Махачкала сегодня застраивается «вслепую». Качество строительства сильно понизилось, поскольку активно работает коррупционная составляющая, поэтому ситуация практически вышла из-под контроля. За последние годы сейсмическая ситуация в Махачкале ухудшилась. Я вижу, что множество зданий в городе строятся просто халтурно. Это подтверждает и строительная инспекция, по данным которой большинство домов необходимо в лучшем случае реконструировать, а в худшем — сносить. По-хорошему, в нашей зоне необходимо проверить все дома без исключения и по каждому принять соответствующее решение: эти дома нормальные, эти — проблемные. При этом каждый проблемный дом необходимо протестировать с точки зрения безопасности. Если его можно «спасти», соответствующим образом усилив конструкцию, к примеру, установив дополнительные ребра жесткости, — это одно дело. Если дом представляет собой готовую братскую могилу, его надо сносить без всякой жалости, чтобы спасти, возможно, десятки и сотни жизней. Ситуация в регионе удручающая и очень опасная. Чтобы город не превратился в братскую могилу, надо строить хорошие дома. Вон, например, в Японии строят дома с использованием современных технологий, которые выдержат землетрясение в 9 баллов. Да что Япония — на Курилах и Чукотке строят безопасные дома с учетом сейсмоопасности. Но чиновники Махачкалы беспечны».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: