Нездоровая очередь

03.03.2018 12:14
Фото: Магомед Бисавалиев

«Новое дело» обратились жители Дагестана с жалобой на многочасовые очереди в Республиканском диагностическом центре (РДЦ). Люди по полдня вынуждены стоять в душном помещении регистратуры в надежде получить заветный талон на обследование. Мы попытались разобраться, почему дагестанцам так тяжело получить квалифицированную бесплатную медицинскую помощь.

В очереди за здоровьем

«Я уже месяца два хожу сюда. Я взрослый человек, у меня больное сердце, прихожу с утра в надежде все-таки получить талон, чтобы пройти обследование. Все направления у меня законны. Я не купил их, иначе не стоял бы тут столько, а заплатил бы деньги и сделал магнитно-резонансную томографию. Они говорят, что аппарат испортился. Ну пусть тогда перенаправляют нас туда, где они есть, если у них такая загруженность. Откуда мы знаем, где в Дагестане можно по полису и направлению бесплатно сделать МРТ, на то ведь они и специалисты, чтобы информировать людей? Часами стоят в регистратуре старики, женщины с маленькими детьми. Иной раз люди в возрасте не выдерживают: кто сознание теряет, кто от безысходности начинает ругаться с другими в очереди, иногда доходит и до драк», — рассказал «Новому делу» житель Каспийска.

Журналист Магомед Бисавалиев считает, что сложившаяся ситуация в РДЦ — результат неправильного приоритета расходования бюджетных средств: «Вместе с отцом посетил Республиканский диагностический центр, чтобы он прошел плановое обследование. К 10 часам утра там пройти невозможно было, собралось очень много народу. Встал в очередь в окошко для инвалидов первой группы. Через час добрался до окна, там «женщина-робот» после третьего обращения повернулась ко мне, взяла документы и тут же вернула, ответив, что талонов нет, но можно прийти завтра рано утром. Отцу 83 года, больные ноги, он еле передвигается, но мы все равно пришли на следующее утро, — картина та же: людей очень много. Тучный мужчина 60 лет спросил мою фамилию, записал в какой-то листок и уведомил, что я 17-й...

Бесконечное хождение, шум, споры людей, перед всеми окнами по 40–50 человек, с большим трудом почти через час дошел до заветного окна. И опять очень грубо мне сказали, что талонов нет. Забрал документы и пошел искать главного врача этого учреждения. В коридоре меня остановила женщина, спросила о проблеме, выслушала, позвонила заведующей регистратуры, и через некоторое время принесли талоны на УЗИ. Через час мы с отцом благополучно покинули центр. Один из инвалидов мне жаловался, что приходил три дня подряд и каждый раз не обнаруживал талоны. И в платном окне стояла огромная очередь. Я считаю, что причины таких очередей в воровстве денег здравоохранения через ФОМС и в неправильном приоритете расходования средств. Тут виноваты все — и правительство, и парламент, и само общество, которое не контролирует власть. А хамство и наглость сотрудников — это пробелы управления».

«Диагноз» врачей

«Конечно, можно понять недовольство людей, вынужденных тратить свое время в очереди на запись к врачам. Да, к сожалению, это проблема и нашего центра. Мощности Республиканского диагностического центра не рассчитаны на весь объем пациентов Дагестана (3 млн населения). К сожалению, многие медицинские учреждения республики не в полной мере соблюдают маршрутизацию пациентов, утвержденную Министерством здравоохранения республики. По нашему анализу посещений, более 50% приходится на жителей города Махачкалы, хотя по этой маршрутизации жители столицы относятся к городскому диагностическому центру. Кроме того, жители Махачкалы имеют возможность обратиться в частные клиники, которые работают в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), в отличие от жителей районов. В каждом городе нашей республики функционируют межрайонные диагностические центры, достаточно оснащенные аппаратурой и в которых работают опытные специалисты. На данный момент в РДЦ функционируют 20 окон регистратуры, готовые с утра до вечера производить запись. Есть возможность электронной записи к врачу», — рассказала «Новому делу» главный врач РДЦ Заира Капланова.

По ее словам, чтобы получить направление на обследование на томографе, необходимо соблюсти определенные правила, а врачи не должны по первому желанию пациента направлять его на обследование на томографе: «К сожалению, основной поток пациентов приходится на утренние часы, хотя после обеда достаточно свободно можно прийти и записаться к врачу. Работая в две смены, врачи центра успевают принять около 1000 пациентов в день, в то время как за обследованием в день обращаются порядка 1500–2000 человек. Необходимо отметить частую необоснованность направлений в наш центр, особенно на МРТ. Врачи районных и городских учреждений раздают направления по первому желанию пациентов, хотя есть определенные показания и противопоказания для проведения этой методики. Зачастую пациентам достаточно обычного УЗИ или рентген- обследования. Количество желающих пройти МРТ значительно превышает пропускную способность РДЦ, которая составляет 35–40 человек в день, в то время как за этой услугой обращаются более 150 человек в день. Более 80–85% проведенных КТ- (компьютерная томография. — «НД») и МРТ-исследований в рамках ОМС в республике приходится на наш центр. К сожалению, наши возможности ограничены: и физически, и технически, и финансово (рамками госзадания). На сегодняшний день разработан проект модернизации входной зоны (регистратуры), где предусмотрено большое количество регистрационных окон, запуск call-центра и система «Электронная очередь» для управления потоком пациентов и т.д., в соответствии с современными требованиями качества обслуживания населения. Мы постараемся в течение года завершить ремонтные работы и открыть двери нового современного центра».

«Не надо нас проклинать»

Сотрудник городского медучреждения на условиях анонимности рассказал «Новому делу» о другой стороне проблемы: «У нас и так запредельные нагрузки: мы принимаем в день в разы больше, чем должны по всем нормативам. Вы не знаете, что это — когда ты через день слышишь в свой адрес проклятия от пациентов за то, что мы не успели их принять или они не получили талон. Мы работаем не в самых комфортных условиях, у нас в кабинете могут сидеть несколько разных специалистов и принимать одновременно нескольких больных. Некоторые врачи вообще работают в полуподвальных или без окон помещениях. Хочется спросить людей, которые приходят и часами стоят в очередях, и начинают ругаться с простыми врачами и медперсоналом: почему они так же не спрашивают с правительства? Почему они не жалуются на работу Минздрава, ФОМСа? Ведь они должны понимать, что проблемы, которые каждый раз возникают, не из-за плохой работы врачей, а потому что вышестоящие органы не обеспечивают больницы и поликлиники соответствующими условиями. Практически все медучреждения в республике были построены еще в советские времена с расчетом на другое количество пациентов. Мы понимаем пациентов, но их возмущения должны быть адресованы не нам, а ФОМСу и правительству республики. По моему убеждению, ФОМС не волнует состояние здоровья больного, у врача не спрашивают, насколько досконально он обследовал больного, главное — чтобы были бумаги правильно заполнены, иначе будут штрафовать больницы, поликлиники, а значит, нас, врачей. Да, есть недобросовестные врачи, ведь они из этого же общества, что и все мы. Люди возмущаются, что те берут взятки. Не давайте! А если начнут требовать, записывайте на телефон и обращайтесь в соответствующие органы. Не надо нас проклинать или ругаться с нами. Нужно у чиновников требовать нормальные условия для лечебного процесса и достойную зарплату врачу, который более шести лет учился и продолжает учиться за свой счет».

Министерский ответ

В Минздраве Дагестана о проблеме с очередями в РДЦ знают, но уточняют, что они возникают в основном у пациентов, которые хотят пройти обследование на томографе: «Доступность МРТ для пациентов остается в республике на низком уровне. В государственных медучреждениях на сегодняшний день функционирует шесть аппаратов МРТ. Два из них находятся в РДЦ, и по одному — в Республиканской клинической больнице, Городской клинической больнице-1, Центре специализированной экстренной медицинской помощи («вторая городская») и в Республиканском ортопедо-травматологическом центре. Еще тремя аппаратами оснащены частные клиники, которые также находятся на финансировании ОМС и обязаны принимать пациентов бесплатно. Это медицинский центр Аскерханова (два аппарата) и Региональный диагностический центр. По три МРТ на 1 млн человек — это меньше, чем в среднем по России. Пропускная способность одного аппарата — 8–10 человек в смену. Норма нагрузки на одного больного по стандарту — в среднем 45 минут. В РДЦ функционируют два аппарата МРТ, причем один из них находится в плохом техническом состоянии. На прошлой неделе он вновь вышел из строя. Сейчас ведутся работы по устранению неполадок».

— Как именно можно получить бесплатно те или иные услуги в частной клинике?

«По обычному направлению, которое пациент получает у своего врача. Но надо выяснить, какие частные клиники находятся в системе ОМС. Оказывается, не все клиники изъявили свое желание участвовать в этой системе. Это надо выяснить у ФОМСа, какие клиники они финансируют», — объяснили в Минздраве Дагестана.

Мы обратились в территориальный ФОМС, чтобы уточнить, какие частные медучреждения республики финансируются государством. «Список частных клиник, работающих по системе ОМС, есть у нас на сайте, — ответили в Фонде. — Также во всех медицинских организациях должны быть информационные стенды, на которых должно указываться, в каких частных клиниках какие медицинские услуги можно получить по страховому полису. Чаще всего частные клиники, которые находятся в системе ОМС, оказывают бесплатные услуги только пациентам, кто находится на стационарном лечении, поликлинические услуги к ним не относятся. В случае если человек заподозрил, что у него хотят взять деньги за бесплатную услугу, он может смело звонить в страховую компанию и жаловаться, а мы уже будем принимать меры. У нас в республике в системе ОМС работают две страховые компании — «ВТБ Страхование» и «Макс-М». Пожаловаться можно и позвонив совершенно бесплатно в наш единый центр по номеру: 8-800-2222-905».

Мы заглянули в реестр медицинских организаций на сайте республиканского ФОМС. Действительно, частных медучреждений, где можно бесплатно обследоваться, в республике немало. Вот некоторые из них (с полным списком можно ознакомиться на сайте «Нового дела» — ndelo.ru): поликлиника «Целитель», санаторий «Талги», поликлиника «Надежда», медицинский центр «Фэмили», родильный дом №4, Центр высоких технологий имени И.Ш. Исмаилова, медицинский центр «Мед-Элит» (Дербент), медицинский центр «Женское здоровье» (Буйнакск), стоматология «Престиж Сам» (Кизилюрт), санаторий «Энергетик» (Каспийск).

По мнению руководителя проекта «Монитор пациента» Зияутдина Увайсова, причина очередей — это коррупционная конкуренция и плохо организованная работа: «На самом деле, в Махачкале шесть аппаратов магнитно-резонансной томографии (МРТ), купленных государством. Но у них нет нагрузки. В стационарах они загружены только платно. В РДЦ он сильно загружен и платно не простаивает. На население в 3 млн человек шесть аппаратов МРТ — это соблюдение норм. Но они нерационально распределены. Другая проблема — это то, что ФОМС устанавливает свои квоты, распределяя по медучреждениям квоты на год, сколько можно обследовать пациентов. В месяц выделяют квоты на 30 обследований, хотя в день можно делать до 10. Это коррупционная конкуренция. Понятно, что аппарат нельзя перегружать, да и работников тоже, но ведь можно нанять еще сотрудников. Опять проблема — ему ведь надо платить, а это не выгодно. Финансирование ФОМС в Дагестане за прошлый год составило 26 млрд рублей, в этом году цифру подняли до 30 млрд рублей. Выходит, деньги есть, аппараты тоже, но работа не организована. Система медицинского страхования — это та же самая платная медицина. Любой человек, если ему нужна медицинская помощь, может обратиться и в частную клинику, если она входит в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Конечно, у пациентов есть право выбора медучреждения. Но, зная о загруженности РДЦ, врачи других медучреждений, выписывая направления на МРТ и КТ, должны предупредить пациента, в каких еще клиниках города он может пройти это обследование. Однако простому человеку достаточно непросто будет разобраться, какие частные клиники оказывают бесплатные услуги. Я считаю, что это ответственность ФОМСа — предоставить информацию, возможно, и неформально. В частных клиниках на стендах или еще где должно быть указано, какие услуги они оказывают бесплатно. Часто в клиниках такие услуги бывают прописаны на стендах, которые не привлекают внимания. К сожалению, в клиниках у врачей нет сведений, где у нас есть томографы. Они точно уверены, что в РДЦ есть, вот и шлют туда. Это, конечно, упущение Министерства здравоохранения республики, которое не предупреждает коллег на местах».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: