Новая эпоха и мусульманская умма Дагестана

11.11.2017 12:03

1917-й год в Дагестане начался вяло, но вскоре колесо истории закрутилось с бешеной скоростью. В вихре политических событий деятельное участие принимала и мусульманская умма. Деятельность ведущих исламских организаций того времени, активно участвовавших в общественно-политической жизни, заслуживает, на наш взгляд, внимания.  

«Джамият уль-Исламие» («Исламское общество») было создано в апреле 1917 года в Темир-Хан-Шуре по инициативе городского главы Д. Апашева. Организация занималась решением вопросов мусульман города в случаях возникновения тяжбы между жителями, совершения беспорядков, выносило на общественный суд жизненно важные проблемы. Так, общество постановило пресечь торговлю алкогольными напитками среди населения. Поддержка состоятельных людей так подняла значение этой организации, что она получила возможность скомплектовать свои милицейские отряды, материально помогать изданию газеты «Джаридат Дагестан» (на арабском языке). Впоследствии «Исламское общество» приобрело политический характер и было очень влиятельным в городе. В сентябре 1917 года оно преобразовалось в организацию общедагестанского масштаба — «Мусульманский национальный комитет», или Милли-комитет.

Милли-комитет («Мусульманский комитет») был создан в противовес Исполкому по инициативе М.-К. Дибирова и инженера С. Куваршалова. Цели комитета, который возглавил Дибиров, были следующие:

1) Национальный комитет, являясь посредником между народом и лицами, поставленными у власти, должен разъяснять народу революционные нововведения и мероприятия и доводить до сведения стоящих у власти нужды и чаяния народа;

2) При уходе из Дагестана русских войск гарантировать им выезд из Дагестана, устранять всякие причины возможности столкновения между войсками и народом;

3) Информировать народ о созыве в России Учредительного собрания и о порядке выборов туда представителей;

4) Работать неуклонно на пути возрождения национальной культуры народов и за всеми необходимыми в этом направлении средствами обращаться к содействию бывшего органа власти в Дагестане. 

Новая организация начала создавать свои филиалы в городах и аулах Дагестана. Вскоре комитет возглавил Д. Апашев. С этого момента стала развиваться организационная и общественно-политическая деятельность комитета: был избран секретарь, заведено делопроизводство, и организация стала принимать участие не только в политической жизни дагестанского народонаселения, но и присвоила себе функции политической организации, диктовавшей свою волю в некоторых случаях органам власти. Милли-комитет объединял людей всех политических «оттенков», общим для которых было стремление к национальной независимости.

Комитет, имевший собственные вооруженные отряды, издававший две газеты, подчинялся Союзу объединенных горцев Кавказа, а его лидеры развернули пропаганду против Исполкома и довольно преуспели в этом отношении. В результате образовалось двоевластие: с одной стороны власть Исполкома (председатель Д. Коркмасов), с другой — Милли-комитет (председатель Д. Апашев), который вмешивался во все важнейшие дела и оказывал существенное влияние на политическую ситуацию.

«Джамият уль-улама» («Общество улемов») — создано в июле 1917 года усилиями и стараниями М.-К. Дибирова, М.-М. Мавраева и шейха Абуталиба в Темир-Хан-Шуре. 2 августа 1917 года в Темир-Хан-Шуре состоялся съезд алимов, обсудивший вопросы судов, благотворительных пожертвований, языка обучения в школах и открытия в Дагестане духовных школ.

«Дини-Джамиат» — религиозная община, созданная весной 1920 года в Буйнакске после установления Советской власти в Дагестане, занималась эксплуатацией имевшегося в ее распоряжении «вакуфного» имущества (жилых домов, торговых помещений и проч.). Организатором ее был городской кадий Б.-К. Адильбеков. До 1927 года руководящим органом «Дини-Джамиата» была «Тройка» — председатель, казначей и секретарь — во главе с Б. Адильбековым, который фактически ею руководил. Средства на содержание служителей религиозного культа и прочее извлекались за счет эксплуатации вакуфного имущества.

В 1927 году, когда часть «вакуфного» имущества у общины была конфискована властью, производится реорганизация руководящего органа — вместо «Тройки» был организован так называемый «Дини-комитет».

«Дини-комитет» занимался как религиозными вопросами, так и общественно-политическими. Когда зимой 1929 года власти подняли вопрос о закрытии православной церкви с дальнейшим использованием ее под клуб, «Дини-комитет» решил выразить протест —  его представители обратились к мусульманам, призвав их к поддержке русской общины. Кроме того, «Дини-комитет» обратился с письменным протестом в Буйнакский комитет Всероссийской коммунистической партии большевиков (ВКП (б)) против закрытия русской церкви.

В мае 1929 года на заседании комитета обсуждался вопрос об антирелигиозной демонстрации, устроенной комсомольской и профсоюзной организациями в день русской Пасхи. Комитет письменно обратился к властям с предупреждением, что если подобная демонстрация будет устроена в Курбан-байрам, то он снимает с себя всякую ответственность за последствия. Периодически члены организации платили взносы, сдавая деньги в казну комитета, которые, по их словам, шли на защиту религии и шариатских законов. Каждому делающему взнос выдавалась квитанция.

Членами «Дини-комитета» являлись и представители других конфессий, например, раввин Р. Мушаилов, священник В. Жиромский.

На заседаниях комитета разбирались самые разные вопросы, например, о предоставлении пустующего здания под мусульманскую школу, строительстве минарета, раздельном обучении мальчиков и девочек в светских школах, водоснабжении мечетей, ремонте ограды кладбища, жаловании служителям религиозного культа и т.п. Организация состояла на учете у властей.

Филиалы «Дини-комитета» создавались в селениях Нижнее Казанище, Дургели, Буглен, Кум-Торкала и др. Вскоре Дагестанским отделом ОГПУ были арестованы 75 человек, членов, как говорилось в документе, «духовно-кулацкой контрреволюционной организации».  Коллегией ОГПУ от 14 декабря 1929 года члены «Дини-комитета» были приговорены: 20 человек — к расстрелу, остальные получили разные сроки — 10 лет, 5 лет, 3 месяца — концлагерей.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

В Махачкале ликвидировали «Городской сад»

без согласования с историками и общественностью

04.04.2024 11:11

Бюджет Дагестана 120 лет назад по новому курсу

разница в 1280 раз

26.02.2024 13:03

Правительство России отменило старые границы Махачкалы

регуляторная гильотина

24.11.2023 10:36