Пикеты позади, впереди — митинг

06.10.2018 10:07
Сотни людей пришли поддержать родителей Гасангусеновых 1 октября/Фото: Мурад Мурадов

Уголовное дело по факту убийства двух братьев-пастухов Наби и Гасангусейна Гасангусеновых изъято из производства республиканского Следственного управления СКР и для дальнейшего расследования передано в центральный аппарат ведомства. То, чего так долго добивались родители убитых братьев и правозащитники, свершилось. Правда, этому предшествовала серия пикетов родителей на центральной площади Махачкалы. 1 октября поддержать их пришло несколько сот человек.

Отец убитых пастухов Муртазали Гасангусенов вместе со своей женой Патимат с 24 сентября стояли у здания Дома правительства с надеждой на то, что их примет глава республики Владимир Васильев. Как сообщил корреспонденту «Нового дела» источник в администрации главы, руководитель региона был в курсе пикета Гасангусеновых, но принять их не мог, так как расследованием уголовного дела занимается федеральное ведомство и вмешиваться в его работу он не имеет права.

К 10 часам 1 октября на площади собралось несколько сот человек, пришедших поддержать родителей. Муртазали Гасангусенова к этому времени еще не было на площади, но люди продолжали приходить. Законного представителя семьи, правозащитника Джамбулата Гасанова, вызвали в администрацию для дачи объяснительной.

Как рассказал корреспонденту «Нового дела» один из собравшихся, он пришел на площадь после того, как увидел призыв в соцсетях.

«Был опубликован пост о необходимости поддержать родителей. Кто-то откликнулся и решил встать рядом с ними. Мимо этой темы пройти невозможно, так как убийство братьев касается всех жителей Дагестана. Поэтому я и оказался на площади», — рассказал он.

Когда Муртазали Гасангусенов пришел на площадь, вокруг него собрались люди. Они выражали ему поддержку. Джабулат Гасанов и Муртазали Гасангусенов рассказывали о всех претензиях к следствию, приводили свою версию убийства. Никаких других лозунгов и требований в тот день никто не выдвигал.

Примерно в час дня из Белого дома вышел министр ВД республики Абдурашид Магомедов. Он встал примерно в центре площади. К этому времени собравшиеся стояли рядом с администрацией города. Магомедов к ним не подошел. Он стоял с руководителем УМВД города и полпредом главы республики в Центральном территориальном округе Абидином Карчигаевым в стороне. В какой-то момент все направились в сторону министра. Но они остановились в 7–10 метрах от него. Затем к этому месту подъехала машина главы Кизилюртовского района Магомеда Шабанова, которая увезла родителей в республиканское Следственное управление СКР.

Журналистам Магомед Абдурашидов заявил, что как человек он сочувствует родителям. Но комментировать дело по убийству братьев Гасангусеновых не стал, так как «его ведет Следственный комитет». Он также отметил, что пока не встречался с родителями, потому что не знает о ходе следствия, а обманывать родителей он не хочет. Когда журналист рассказал, что у родителей и правозащитников есть претензии к сотрудникам МВД, министр заявил, что впервые об этом слышит.

«Если это действительно так, то я готов встретиться с родителями и выслушать их», — заверил Абдурашид Магомедов журналистов.

К зданию СУ СКР направились лишь несколько человек, остальные начали расходиться.

В Следственном комитете Гасангусеновых и Джамбулата Гасанова встретил руководитель управления Сергей Дубровин. Он рассказал им, что Владимир Васильев позвонил председателю СКР Александру Бастрыкину и было принято решение в течение недели передать материалы дела в Москву.

«То, к чему мы стремились, нам удалось добиться. Проводить дальше пикеты с требованием встречи с главой республики смысла больше нет. Но мы не отказываемся от проведения общедагестанского митинга», — рассказал Джамбулат Гасанов. В конце прошлой неделе Гасанов подавал уведомление в Министерство юстиции о проведении митинга, но неправильно оформил документы, и во вторник, 2 октября, подал повторное уведомление.

«На митинг мы приглашаем любые общественные организации, но текст выступления нужно будет согласовать заранее. Рабочий лозунг определен как «Мы против полицейского произвола», — пояснил Джамбулат Гасанов

После встречи с Дубровиным Муртазали Гасангусенов и Джамбулат Гасанов поехали в отдел МВД по Советскому району. Проехать туда для разговора с начальником его попросил участковый, когда они еще стояли на площади.

«Мы поехали в отдел полиции. Провели там какое-то время. И нам сказали, что мы можем идти, но должны вернуться позже. Из отдела мы поехали на встречу с муфтием Дагестана. Ночью мне позвонили с неизвестного номера. Он представился сотрудником полиции и сказал, что мне нужно явиться в отдел, чтобы забрать какие-то документы. Я отказался туда ехать и сказал ему, что он может их выкинуть», — рассказал Гасанов.

Согласно информации, опубликованной на социальной странице Муфтията Дагестана в инстаграме, «шейх Ахмад Афанди высказал готовность поддержать любую инициативу, которая не выходит за рамки законодательства Российской Федерации, и подчеркнул, что проведением несанкционированных митингов невозможно решить существующую проблему».

2 октября республиканское Следственное управление СКР сообщило, что постановлением заместителя председателя СКР уголовное дело по убийству братьев Гасангусеновых изъято из производства дагестанского управления и для дальнейшего расследования передано в центральный аппарат СК России.

В августе 2016 года недалеко от пастбища в высокогорном Шамильском районе было совершено убийство 17-летнего Наби и 19-летнего Гасангусейна Гасангусеновых. Они пасли скот и собирались вернуться домой, но по пути их расстреляли. Информагентства сообщили со ссылкой на источники в правоохранительных органах, что убиты предполагаемые боевики, которые открыли огонь при попытке их задержания. Такая была и первоначальная версия следствия — по факту было возбуждено уголовное дело по статьям 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов) и 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ. Через год и четыре месяца преследование по 317 статье было прекращено и по данному факту было возбуждено новое дело по статье 105 (убийство) УК РФ. Теперь по версии следствия братьев расстреляла «группа неустановленных лиц». Родственники и правозащитники считают, что к смерти пастухов причастны представители правоохранительного блока, но следствие их прикрывает и не привлекает к ответственности.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: