Предопределение — следствие единобожия

23.06.2018 01:00

Вера в предопределение — это глубокая убежденность в том, что все, что происходит в этом мире, Вселенной, все, что совершается человеком или животным (хорошее и плохое), — все происходит по воле Аллаха. Всевышний не лишил человека свободы выбора, напротив, он дал ему разум для различения добра от зла, посылал людям пророков и книги Писания, дабы научить их добру. Никто не имеет права, совершив плохое действие, оправдываться тем, что все уже давно предопределено Господом. Никто не знает предопределений Аллаха, Он не принуждает человека к плохому, и любой имеет право отказаться от греха. Предопределение в исламе — это прямой (таухид) и верный путь к спасению. Верующий мусульманин будет изо всех сил стараться честным и благим путем добиться успеха, достичь поставленной цели, ибо он верит, что Аллах поможет ему.

Фаталист или отрицатель судьбы

Можно ли объяснить решение человека уйти из жизни предопределенностью судьбы? Если ответ «да», то в таком случае мы становимся фаталистами и отрицаем волю того человека. Если «нет», то мы будто бы становимся отрицателями судьбы. И правильно ли задаваться подобными вопросами мусульманину?

Наличие такого вопроса не означает, что человек отвергает какой-либо аспект религии. К тому же, как мы знаем из Корана, пророк Ибрагим (мир ему) спросил, каким образом будут воскрешены мертвые, затем добавил: «Я спрашиваю это не с сомнением веры в Аллаха, а затем, чтобы удовлетворить свое сердце».

Основная суть судьбы: «Аллах знает все, что было и будет». Если задуматься, то Он не оставляет без внимания волю человека. Знать — одно, делать — другое. Знающий — Аллах, делающий — раб. Существует тонкая грань: мы не делаем, давая знать Аллаху; то, что мы будем делать, уже известно Аллаху. Вопрос о незнании Аллахом будущего даже не ставится, так как не может Создатель этого не знать. Рассмотрим этот вопрос на примере. Представим учителя, который говорит своему ученику: «Завтра я проведу с тобой экзамен по этой книге». Однако учитель, с дозволения Аллаха зная, что ученик не будет готовиться к нему, а станет смотреть фильм, матч, игры или просто потратит время на развлечения, с вечера ставит оценку «ноль». На следующее утро во время экзамена ученик не справляется с заданиями и заслуженно получает неудовлетворительную оценку. Тогда учитель достает из кармана ежедневник и показывает ученику написанную вчера заметку: «Заранее зная, что ты не будешь готовиться к экзамену, я поставил тебе отметку «ноль». На что ученик отвечает: «Учитель! Вы заранее написали «ноль», именно поэтому я его и получил. Если бы вы загадали другую оценку — я мог бы получить более высокий балл». Следовательно, мы не делаем что-либо, потому что так записал Аллах. Аллах записывает, зная то, что будет совершено нами. Это мы и называем судьбой.

Судьбу образно можно поделить на две части. Одна — та, на которую мы никак не можем повлиять. Она записывается полностью не по нашей воле. Например, это информация о том, где мы родимся, кем будут наши родители, внешний вид и какими мы будем обладать качествами и способностями. Мы не можем здесь что-либо решить. Поэтому не несем ответственности за то, что нам предначертано судьбой. Другая часть судьбы связана с нашей волей. Например, что мы решили делать и какое примем решение. Сердце бьется, клетки растут, делятся и погибают. В организме проходит масса процессов, о которых мы даже не подозреваем. Ведь ни один человек не регулирует это своими мыслями! Даже во время сна продолжаются процессы жизнедеятельности. Не секрет, что есть некоторые вещи, которые мы делаем по своему желанию. Решения на такие действия как: есть, пить, разговаривать, ходить и подобные явления мы принимаем сами. На пересечении дорог человек сам выбирает, куда пойти. А жизнь полна «перекрестков»... Если все, что мы делаем, создал Аллах, то в чем наша вина?

Ответственность за свои поступки

Представим, что в здании имеется два этажа: верхний, в котором приятно находиться, и человек уже знает об этом; и подвал, в котором холодно и сыро. На лифте можно попасть на любой из них. Единственное, что нужно сделать человеку, так это лишь принять решение о том, на какую кнопку нажать, и проявить инициативу. Лифт же приходит в движение не при помощи силы воли, а посредством законов механики и физики. То есть, так как человек не поднимется на верхний этаж, точно так же он и не спустится в подвал благодаря своей мощи. Вместе с этим на волю человека оставляется то, куда направится он в лифте. Все деяния человека по своей же воле могут оцениваться таким образом. Всевышним определено, что посещать пивные бары запретно, а ходить в мечеть, наоборот, дело богоугодное. Человек же по своей собственной воле, словно в лифте, сам для себя определяет место прибытия. Как и к действиям, происходящим во Вселенной, процессам, происходящим в организме, человек не может прикоснуться, даже приложив все свои усилия. Однако от него зависит то, на какую кнопку он нажмет, куда он решит отправиться, и тело будет двигаться относительно этого направления. Исходя из чего и зависит, награда или наказание будет получено в итоге. Если человек, словно «летящий по ветру лист дерева», если у него нет свободы выбора, если он не несет ответственности за свои поступки, в таком случае какой смысл в проступке? Тот, кто так скажет, разве сам не обратится к суду в случае необходимости? В противном случае, надо было думать вот как: «Этот человек сжег мой дом, посягнул на честь семьи, нанес вред ребенку, но он заслуживает прощения. Это ведь записано им судьбой, что поделать, он ведь не мог поступить никак иначе». Верно ли такое размышление? Если бы человек не нес ответственности за свои поступки, то не было бы значения у слов «хорошо» и «плохо». Поскольку каждый из людей делает не то, что хотел бы делать. Каждый человек в глубине души осознает, что он несет ответственность за свои поступки и не является «опавшим листом с дерева, летящим по ветру».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: