Проверка показала…

10.02.2017 21:40

Общественная наблюдательная комиссия Дагестана 6 февраля проверила следственный изолятор (СИЗО-3) Хасавюрта. Выявленные в результате проверки факты применения физической силы и спецсредств к содержащимся в изоляторе гражданам по-разному трактуются представителями пенитенциарной системы и самими избитыми. Были и другие жалобы…


Поводом к проверке послужило обращение, поступившее 5 февраля от Гайдара Мамедова, родственника содержащегося в СИЗО-3 Магомеда Рашидова, и информация о проблемах в изоляторе, распространившаяся в социальных сетях. В частности, утверждалось об избиениях и издевательствах в СИЗО-3, об организации в Хасавюрте митинга протеста непосредственно возле здания изолятора. При этом в декабре 2016 года члены ОНК уже посещали хасавюртовский изолятор с ознакомительной (после формирования нового состава республиканской комиссии) проверкой — тогда жалобы о нарушениях в изоляторе от содержащихся там граждан не поступали.

В проверке приняли участие члены ОНК РД Магомед Гаджиев, Баграт Мусаев, Осман Умаев, Шамиль Хадулаев и представитель республиканского управления Федеральной службы исполнения наказаний, руководитель группы следственных изоляторов Ахмед Ахмедов. Совместно с участниками проверки посетил СИЗО-3 и корреспондент «НД».

Врио начальника изолятора Алигаджи Магомедов обеспечил беспрепятственное проведение проверки — дал поручение своим подчиненным организовать все необходимые для проверки встречи с содержащимися в изоляторе, сам сопровождал комиссию, выступал с разъяснениями по ситуации в СИЗО-3. Сотрудники изолятора также открыто «шли на контакт», рассказывали о своей работе и взаимоотношениях с «контингентом».

Члены комиссии встретились непосредственно и с самим Рашидовым, выслушали его версию происшедшего, приняли от него заявление. Факты избиения Рашидов подтвердил, описав обстоятельства инцидента, когда ему пришлось стучать в дверь камеры для привлечения внимания и вызова сотрудников изолятора из-за необходимости оказания медицинской помощи своему сокамернику, но вместо этого Рашидов был избит — при этом назвал имена избивавших. Кроме того, Рашидов указал на проблемы с питанием, медицинским обслуживанием, доступом к средствам массовой информации, условиями содержания в изоляторе. На вопрос, обращался ли он с заявлениями ранее, Рашидов рассказал, что неоднократно подавал жалобы в различные инстанции, но не получал ответов. Он полагает, что его жалобы могли быть просто не отправлены адресатам, так как сотрудники изолятора после принятия бумаг не сообщали ему исходящие номера корреспонденции.

Кроме Рашидова, члены ОНК встречались и с другими содержащимися в изоляторе, которые указали на схожие обстоятельства, озвучивали аналогичные жалобы. При этом поводом для избиений ими так же указывались отдельные нарушения с их стороны — возможно, и предусматривающие иные дисциплинарные наказания, но никак не применение физической силы и спецсредств: со слов опрашиваемых, их били не в связи с их агрессивным поведением, а просто из-за отсутствия так называемого «доклада».

В целом члены ОНК отметили слабую информированность содержащихся в изоляторе граждан о полномочиях и функциях комиссии по общественному контролю за соблюдением прав в местах принудительного содержания — в камерах были контактные данные членов ОНК для подачи обращений, но с заявлениями в комиссию никто не обращался, так как никто не был в курсе, как и по каким основаниям это можно делать.

Сотрудники пенитенциарной системы со своей стороны применение физической силы и спецсредств не отрицают, а причиной указывают нарушения со стороны содержащихся в изоляторе граждан правил внутреннего распорядка уголовно-исполнительной системы. При этом, как утверждают сотрудники изолятора, с нарушителями ранее проводились беседы воспитательного характера и они предупреждались о порядке применения специальных средств в случае противодействия и неподчинения законным требованиям. После применения спецсредств проводился осмотр врачами учреждения, составлялись акты медицинского обследования; по каждому факту применения спецсредств в изоляторе проводилась служебная проверка, результаты которой направлялись в прокуратуру Хасавюрта.

По итогам проведенной проверки руководитель ОНК РД Камиль Абдулаев 7 февраля составил на имя начальника республиканского УФСИН Муслима Даххаева письмо, в котором сообщил о поступивших жалобах, предложил осуществить реагирование на выявленные нарушения. При этом Абдулаев информировал Даххаева о том, что по получению ответа из ведомства будет проведена повторная проверка хасавюртовского изолятора. Копия письма была составлена и в адрес Уполномоченного по правам человека в Дагестане Уммупазиль Омаровой, которая, в свою очередь, тоже собирается теперь отреагировать на ситуацию в СИЗО-3 — на ее имя уже поступило четыре обращения по этому поводу.

При этом еще до обнародования официальных материалов ОНК РД и ответа УФСИН России по РД в сети Интернет и на сайтах интернет-СМИ стали появляться различные публикации на основе кратких комментариев о результатах проверки отдельных членов ОНК РД. Публикации получили широкое распространение и вызвали реакцию руководства ОНК и ФСИН из-за приобретения «скандальной окраски» проведенной проверки и ее результатов. Так, 9 февраля Абдулаев через сайт «НД» дал разъяснения вокруг «шумихи» о результатах проверки, после этого республиканское управление ФСИН России на своем сайте опубликовало официальное сообщение, в котором обозначило свою позицию относительно происшедшего в СИЗО-3.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Шахматная партия в Дагестане

почему республика покоряет чемпионаты

11.04.2024 10:06

Власти Хасавюрта отдают в концессию водопровод и канализацию

торги

10.04.2024 00:53

Дагестан и Северная Осетия на 4 месте по качеству городской среды в СКФО

лидреы Кабардино-Балкария, Ставрополе и Чечня

01.04.2024 20:56