С Васильевым без протокола

27.01.2018 13:30
Андрей Меламедов

Много лет назад моему товарищу, журналисту, предложили очень солидную должность в Управлении информационной политики дагестанского Белого дома. Становиться чиновником он не собирался, но на собеседование все-таки пошел — новая информация никогда не помешает. Встреча получилась смешная.

«У вас есть какие-нибудь идеи, реализация которых позволит снизить протестные настроения в обществе?» — поинтересовались у него в какой-то момент. — «Есть, — ответил он, — надо просто заставить наше правительство работать лучше». — «А менее кардинальные?» — улыбнулся высокий начальник, показывая, что шутку он оценил. — «И менее кардинальные есть. Помните, при социализме в каждой газете была рубрика «Газета выступила. Что сделано?»? Попробуйте предложить людям что-то подобное сегодня. Пусть министры и вице-премьеры раз в неделю анализируют самые важные публикации местной прессы, дают поручения, организуют проверки. А раз в месяц глава республики подводит итоги этой работы, докладывает, что сделано, как продвигаются расследования по другим направлениям». — «Это, конечно, помогло бы, — после долгого раздумья грустно сказал собеседник, — но мы, увы, в таком формате работать не сможем. Мне пришлось бы уволить половину своих сотрудников, а оставшихся долго и упорно переучивать. Есть установленный протокол, есть наработанные шаблоны, благодаря которым правительственная машина работает. Медленно, со скрипом, но работает. Начнем мы это ломать, и, очень может быть, все встанет».

Я к чему все это рассказываю? Пару недель назад, в День российской печати, Владимир Васильев встретился и неформально пообщался с редакторами республиканских газет, журналов, руководителями телевизионных каналов. Я внимательно прослушал аудиозапись этой встречи и почему-то сразу вспомнил о протоколе, без которого в правительстве не крутятся шестеренки. Крутиться-то они крутятся, вот только толку от этого не очень много. К сожалению.

Очевидно, что организаторы данного мероприятия при его подготовке так и не смогли выйти за рамки привычных шаблонов. Что и предопределило итог этой встречи.

Скорее всего, при этом работники аппарата, готовившие ее, рассуждали примерно так. Принесет ли пользу главе общение с прессой? Безусловно — с журналистами надо дружить, а у нового главы, особенно в сравнении с предшественником, имеется масса конкурентных преимуществ, которые позволят ему заручиться поддержкой редакторского корпуса. Он не занимается самопиаром, на поставленные вопросы отвечает четко и по делу, не пытаясь рассказать истории из своего славного прошлого. Кроме того, ему есть что сообщить собравшимся. К примеру, о приезде специальной группы прокуроров, грядущих кадровых изменениях в правительстве. Несомненно, журналистам должно понравиться критическое отношение нового главы к хаотичной застройке Махачкалы, Дербента, морского побережья, а также его настрой на системную работу и сотрудничество со СМИ.

И не важно при этом, что глава расскажет журналистам о вещах, которые они и так знают (практически всё, о чем говорилось на встрече, ранее уже было озвучено Васильевым, пусть и в урезанном формате). Главное — что практически впервые после назначения Васильева журналисты получат возможность напрямую пообщаться с ним, почувствуют, что информационная блокада вокруг него прорвана и отныне появится возможность работать в открытом режиме, предполагающем приглашение представителей ведущих СМИ на мероприятия в Белом доме.

Удалось ли добиться поставленных задач? Безусловно. Васильев произвел приятное впечатление на собравшихся, пообещал организовать плодотворное сотрудничество. Новому врио это, несомненно, плюс в карму, но стоило ли из-за такой малости огород городить — очень большой вопрос. Особенно если сформулировать его несколько иначе: «А какую пользу эта встреча принесла Дагестану, чем она помогла Васильеву в его работе по наведению порядка в республике?».

Не только критикуем

Прежде чем продолжить, позволю себе небольшое отступление. Наши чиновники любят упрекать местные негосударственные печатные СМИ в том, что они занимаются рапространением «чернухи», практически не сообщая о положительных переменах, происходящих в Дагестане. Еще как сообщаем, вот только на фоне того, что происходит вокруг, эти сообщения о положительных переменах практически остаются незамеченными, поскольку их в нашей реальности наблюдается не очень много. Тем не менее они, несомненно, имеются, а самое главное, есть реальная возможность сделать так, чтобы их стало намного больше, чтобы наконец перемены к лучшему стали системными.

Если бы работники аппарата, готовившие встречу с журналистами, хоть немного отошли бы от шаблона и попытались подойти к ней хоть сколько-нибудь креативно, мы бы стали свидетелями мероприятия, которое реально помогло бы Васильеву разобраться в хитросплетениях дагестанской экономики и поспособствовало решению проблем, которые годами не решаются в республике.

Эффективнее, на мой взгляд, было бы, если бы на первой встрече с представителями СМИ вопросы задавали не журналисты, а Васильев, который получил бы уникальный шанс узнать о самых больных проблемах республики из первых рук. Кроме того, он мог услышать о том, что дагестанцы считают первостепенными задачами для главы. Именно дагестанцы, а вовсе не журналисты, поскольку каждый редактор пришел бы на встречу не как частное лицо и даже не как представитель какого-то СМИ, а как полпред своих читателей.

Правда, работникам аппарата для этого пришлось бы немного поработать. Примерно за месяц до встречи разослать во все редакции предложение максимально коротко сформулировать основные задачи в экономике Дагестана, а также пути их решения. После получения анкет от изданий вычленить самое ценное, систематизировать и положить на стол руководителю республики. Чтобы он смог подготовить вопросы по направлениям, которые показались ему перспективными и реальными.

В принципе, ничего сложного и невыполнимого, но при этом, уверен, такая встреча пошла бы на пользу всем нам, позволила бы Васильеву увидеть экономику Дагестана не глазами чиновников или работников правоохранительных органов, а глазами простых дагестанцев, которые не связаны по рукам и ногам путами протоколов, шаблонов и должностных инструкций. И которыми движет не желание всеми силами сохранить имущество, нажитое непосильным трудом на ниве государственной службы, а забота о будущем республики, в которой они живут и в которой будут жить их дети.

Собственно, такую встречу с журналистами следовало бы организовать еще пару месяцев назад. Это сэкономило бы время, потраченное новым главой на изучение ситуации в республике, и, уверен, внесло бы коррективы в его нынешние рабочие планы. Не поздно сделать это и сегодня — на этой неделе Васильев (очевидно, отвечая на публикации некоторых СМИ и в частности «Нового дела») сообщил, что его миссия в Дагестане не ограничивается проведением выборов, он настроен на серьезную системную работу.

В ходе общения с прессой глава республики сообщил, что следит за публикациями в дагестанских СМИ. Если он при этом не слукавил, специально для него озвучу буквально несколько предложений, реализация которых, на мой взгляд, позволит хоть немного изменить ситуацию в Дагестане.

Агропром

Сразу оговорюсь, это не системный анализ, а лишь констатация некоторых фактов, буквально лежащих на поверхности. Если говорить об агропроме (с учетом аграрного характера нашей экономики), то тут считаю крайне важным приведение статистических данных в соответствие с реальностью. Понятно, что при этом Дагестан потеряет многие «заслуги», позволяющие ему оставаться формальным лидером в некоторых отраслях, но зато мы наконец-то впервые за долгие годы определим свое действительное место и сможем выстроить реальный вектор для движения вперед. Помимо всего прочего это позволит нам выявить земельные наделы, которые «обрабатываются» лишь на бумаге, изъять их у нерадивых хозяев и передать реальным собственникам, у которых эта земля будет работать на благо республики.

Очень важный момент. С каждым годом поддержка АПК в России растет. В 2017 году Дагестан получил на поддержку отрасли 2,3 млрд рублей из федерального центра, еще 378 млн рублей поступили в Минсельхоз Дагестана из республиканского бюджета. Сумма, на первый взгляд, значительная, но ее достаточно просто можно было бы увеличить как минимум в полтора раза. Никаких дополнительных бюджетных трат при этом нести не придется. Достаточно всерьез озаботиться вопросами частно-государственного партнерства, поддерживая на принципах софинансирования самые перспективные проекты, реализуемые частными инвесторами. Чтобы каждый бюджетный миллион притянул еще миллион инвестиционных рублей. Такой опыт успешно опробован во многих регионах, его достаточно легко внедрить, была бы только политическая воля.

Дополнительный бонус — республика сможет привлекать инвестиции в самые нужные проекты, к примеру, в программу строительства хранилищ для сельхозпродукции. Очевидно, что для виноградарческого Дагестана в первую очередь нужны хранилища для столовых сортов винограда. Пусть небольшие (на 300–400 тонн), но зато расположенные повсеместно. Их строительство, во-первых, сразу же увеличит доходы виноградарей и, во-вторых, станет стимулом для посадки столовых сортов в республике. С учетом большого дефицита винограда в межсезонье (ежегодно Россия ввозит 300–400 тысяч тонн этой продукции) дело это перспективное и выгодное.

Еще навскидку. Практически все наши молокозаводы работают с неполной загрузкой, в результате чего огромное количество молочной продукции мы ввозим из других регионов и даже стран. Причина — в нехватке молока. В свою очередь многие частники, держащие скот, не знают, куда девать излишки своей продукции. Закупка (на основе частно-государственного партнерства) техники для сбора молока по районам с развитым животноводством и доставка этой продукции на молокоприемные пункты позволила бы решить множество важнейших задач в этом сегменте агропрома.

Дагестан сегодня очень сильно проигрывает другим регионам, в том числе и соседям по СКФО, в селекционной работе, следствием чего является низкий породный состав республиканского стада. Если для улучшения породы мелкого рогатого скота нужны годы, то в случае с крупным рогатым скотом заметного перелома можно добиться достаточно быстро, организовав работу мобильных бригад по искусственному осеменению животных. Это все известные дела, ничего нового и прорывного, беда только в том, что сегодня в республике этой работой практически никто не занимается.

Список этот можно продолжать и далее, благо «узких мест» в нашем агропроме хватает.

Промышленность

О промышленности, которая, как известно, дает треть всех налогов и сборов в республике. Понятно, что новые заводы при всем желании мы построить не сможем. Но предметно и системно поддержать тех, кто может работать и обладает достаточным потенциалом для этого, просто обязаны. Долгие годы «Авиаагрегат» неизменно входил в тройку заводов-лидеров, поставляя на рынок собственные электроусилители руля. Сегодня завод находится в тяжелой ситуации, во многом благодаря усилиям наших чиновников, на совести которых два загубленных перспективных проекта «Авиаагрегата» — организация производства мини-грузовиков и выпуск самолета СР-10. При этом первый проект предусматривал создание в Дагестане автомобильного кластера и позволял существенно загрузить мощности практически всех предприятий республики. Очевидно, что нужно предпринять все возможное, чтобы этот завод, на деле доказавший, что может успешно работать в условиях рынка, занял достойное место в реестре промышленных предприятий республики.

Многие заводы в Дагестане перестали работать из-за того, что их продукция в России оказалась невостребованной. Исключение составили два предприятия — завод «Дагэлектромаш» и завод Сепараторов. Первый выпускал покупаемые сварочные аппараты, но был продан под вещевой рынок, второй на фоне ажиотажного спроса на производимую продукцию (в стране из трех заводов, выпускавших сепараторы, остался практически один — в Тульской области) по непонятным причинам начал медленно умирать и сегодня дышит на ладан.

Между тем благодаря инициативе бывших работников умирающего завода буквально с нуля в Дагестане было создано новое предприятие — ЗАО «Сепаратор», которое сегодня успешно выпускает эту востребованную продукцию. Больше того, сегодня новый завод уже не справляется со всеми поступающими заказами. Для меня лично это явный сигнал, что нужна срочная помощь и поддержка республики. Мы ведь хотим, чтобы налоговые сборы росли?

В обязательном порядке я бы поддержал и еще одного «новичка» — Кизлярский электроаппаратный завод (КЭАЗ), недавно начавший выпускать лифты различной грузоподъемности. С учетом нашего громадного строительного рынка дело это весьма перспективное и поэтому окупится сторицей.

Повторюсь, это только общие рекомендации, да и то далеко неполные. По каждой отрасли можно составить достаточно внушительный список, который, уверен, максимально дополнят коллеги из других изданий. Другое дело, нужны ли сегодня эти списки руководству республики. Если нет, то продолжим работу в обычном режиме — «чернухи» на наш век, уверен, хватит с избытком.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: