Сигнал неповиновения

15.04.2016 22:32

Посвящается тем, кто не подчиняется законам дорог и общечеловеческим


Наверное, каждый из нас хоть раз возмущался медлительностью «скорой помощи». Мы обвиняем врачей, что те так долго едут на вызов, и не смотрим в корень проблемы. После очередного звонка в редакцию от возмущенного горожанина корреспонденты «НД» выехали в город на совместный рейд «скорой помощи» и ГИБДД МВД по Дагестану и на деле убедились, что авторитета у врачей среди водителей нет. В операции «Скорая помощь» участвовали одна бригада «скорой помощи» и три «канарейки» (машина с мигалкой) городского ГИБДД.


«Сколько машин в процентном соотношении уступают дорогу «скорой» в Махачкале?» — интересуемся у врачей. Ответ ошеломляет: «Не более пяти».

Неужели в нашем городе живет настолько бессердечный народ?! В недоумении мы садимся в машины и отправляемся в путь. Один корреспондент и инспектор — во главе кортежа в медицинской машине, а второй — в полицейской машине, которая наказывала хамовитых нарушителей. Выехали мы в три часа дня (не самое загруженное время, надо признать) в будний день на самые оживленные улицы: Акушинского, Шамиля и Петра I.

Занимательная статистика: если в лихие 90-е на дорогах беспредельничали в основном владельцы иномарок, то сейчас картина поменялась. Водители в «скорой» отмечают, что сегодня их не пропускают в подавляющем большинстве водители на «приорах».

Часть первая — медицинская

Для послеобеденного времени движение по проспекту Абубакарова довольно спокойное. Мы невозмутимо движемся посреди ничего не подозревающих машин. Еще минута — и водитель «скорой» включает сирену, сигнализирующую о том, что мы везем тяжелобольного или едем к нему. Прошло несколько минут, прежде чем мы вжились в роль, а злостных нарушителей все нет. Возможно, врачи преувеличили масштабы своих проблем на дорогах, и мы с треском провалим наш репортаж? Мои мысли словно прочитал инспектор:

«Что же вы нам говорите, что вас не пропускают?» — обращается он к бригаде.

Водитель смеется: «Обычно все бывает иначе. Подождите, это только начало».

Камера моего аппарата бдит: от долгой непрерывной съемки рука начинает дрожать и затекать. Но страх пропустить важный момент выше усталости. Неожиданно водитель «скорой» включает сирену и бросается в самую гущу машин. Большинство едущих впереди автомобилей от неожиданности перестраиваются в другой ряд, а некоторые просто прибавляют скорость.

Мы выехали на оживленную улицу Акушинского. В народе эта улица считается самой «беспредельной». Как и ожидали, тут желающих поманеврировать рядом с нами нашлось больше. Протолкнуться среди этого потока «скорой» становится намного сложнее. Я представляю, что мы сейчас не просто катаемся по городу с мигалками, а везем в больницу тяжелобольного. Как же медленно тянутся эти минуты в пробках, светофорах для него и для тех, кто сейчас рядом с ним! На каком пределе сейчас у всех нервы! Вспомнила, как несколько лет назад ждала здесь же, на Акушинского, почти час «скорую» моему дедушке… И мне стало страшно.

«Мы не всегда, конечно, ездим по городу с мигалками, сиреной, — говорит врач. — Если у пациента ситуация не угрожает жизни — не нарушаем размеренного движения, не создаем вокруг себя панику. Но если ситуация критическая, приходится «шуметь». И далеко не каждый торопится уступить дорогу. С другой стороны, если мы будем постоянно злоупотреблять сиреной, водители попросту перестанут реагировать на нее».

Говорят, что для человека в экстремальной ситуации одна минута равна двадцати. И неправда то, что, к примеру, пассажиры самолета не успевают почувствовать крушения. Так же и в карете «скорой».

Часть вторая — полицейская

Я законопослушный гражданин и впервые оказываюсь в автомобиле с полицейскими. Пока я предвкушаю разбирательства на дорогах, инспектор республиканского ГАИ Андрей Мигунов и старший инспектор ОБДПС ГИБДД УМВД России по Махачкале Магомедшарип Абдулатипов обсуждают «хорошую сирену-американку» и «рацию, которая ловит сигнал по всему городу». Андрей — работник республиканского ГАИ, а Магомедшарип — Махачкалинского отдела. Дети на тротуарах тычут пальцами на шумный кортеж, а мы ловим первого нарушителя. Инспектор из головной машины передает данные автомобиля, и Андрей через громкоговоритель требует у «водителя серебристого ВАЗ с госномерами Н190АА прижаться к обочине справа и остановиться».

«Сейчас я выбегу со своим диктофоном и пристыжу его! Хам!» — пронеслось в моей голове. Магомедшарип проверяет его документы, а улыбчивый парень объясняет, что хотел уступить, но ситуация была тяжелая: «Пришлось бы подрезать других водителей, и там авария случилась бы». Как сказал Магомедшарип, парень вроде бы хороший, раньше он в таких ситуациях не оказывался, поэтому обошлись штрафом в 500 рублей. Я вообще в этом не разбираюсь, но тоже верю ему. Может, я такая лояльная, потому что наша «скорая» не ехала на вызов и никто не умирал?

В одном советском фильме водитель так же не пропускал «скорую». Позже оказалось, что в больницу везли его умирающую дочь. К сожалению, такие случаи нередки на наших дорогах, говорят врачи. Аналогичная ситуация с водителем, не пропустившим бригаду «скорой», произошла в Махачкале. По злой иронии судьбы, в ней везли мать нарушителя. Спасти женщину не удалось.

Мы продолжаем свой путь слишком быстро, на мой взгляд. То есть я ожидала кадры из голливудского фильма со скручиванием рук, отбиранием прав и даже швырянием меня в сторону, а оказалось, что водители не такие уж и плохие парни. Да, стоило мне так подумать, как началось: «Водитель черной «Приоры» с госномерами Е707КХ, примите правую сторону и прижмитесь к обочине».

Молодой человек за рулем оказался тем самым хамом. Мало того, что он нагло подрезал спешащую машину с врачами, так еще и отказался предъявить права. Водитель уверял, что ничего не нарушал и не обязан предъявлять права по требованию инспектора. «Зачастую люди насмотрятся видеороликов в «Ютубе» и, не поняв до конца суть дела, начинают умничать», — возмущается Магомедшарип. Парня долго уговаривают подчиниться, но тот — ни в какую. Он огрызается в ответ инспекторам, которые хоть на пару лет, но старше него, стоит в наглой позе и плюется на тротуар. Фу, как не по-дагестански и одновременно по-дагестански, думаю я. И что же? После бесполезных уговоров и требований у нас лопнуло терпение, и пришлось вызвать наряд ППС и эвакуатор, чтобы доставить водителя в участок, а автомобиль — на стоянку. Никчемное упрямство привело к потере времени, денежным расходам за платную стоянку, а может, и к лишению прав, но этого я уже не знаю. 

Кстати, сирена для непривычного человека — вынос мозга. Мне жаль врачей, пожарных, полицейских, которым приходится слушать это сутками. Одно дело, когда ты слышишь это со стороны, а другое, когда сидишь в машине и эта звуковая паника у тебя в голове.

Я переполнена эмоциями, а инспектора привыкшие и даже не обсуждают ситуацию. Молча еду и делаю пометки в блокноте корявым почерком. В один момент Андрей поднимает палец вверх, Магомедшарип что-то говорит, и мы улетаем, бросив кортеж, в абсолютно другую сторону по встречной полосе под визг сирены. У меня заложило уши, и я даже не пыталась разобрать шипение по рации, а оказалось, что там передавали наводку на автомобиль, который не подчинился требованиям инспекторов на посту и уехал в сторону Редукторного поселка. Мы прилетели туда и тихонечко выискиваем машину с указанными номерами в потоке других. Нашли. Догнали. Прижали. «Ты не выходи». «Выходите из машины, поднимите руки». По рации, которая осталась в машине, чьи-то возмущения: «“Серый”, куда вы уехали? Что за несерьезное отношение к операции? Давайте скорее закончим, еще на ФИЗО же надо. Что такое…». Мы передаем задержанного другим инспекторам и возвращаемся к оперативно-профилактическим мероприятиям. После этого случая, когда мы ехали отдельно, я заметила, что полицейской машине уступают дорогу охотнее, чем «скорой помощи». У людей будто какой-то инстинкт самосохранения срабатывает. Плевать, если за тобой плетется карета с мигалкой, оттуда не выскочит врач с криками «штраааф!». Но вот с полицейскими дела обстоят иначе. Обидно, но факт.

Таким мышлением обладают водители любого транспорта. Даже водители маршрутных такси, которым тоже очень важно следить за временем. Они возмущенно разворачивают свои габаритные «Газели» на остановках, когда спереди долго не отъезжает другая «Газель», обгоняют и подрезают в борьбе за пассажира. Таким и оказался наш следующий нарушитель.

Водитель маршрутки 4«А» будто специально не давал проехать «скорой помощи». Мужчина вышел с документами и начал божиться, что всегда пропускает и сейчас хотел, но некуда было отъехать. Не видеть «скорую» он не мог. Газелист прикладывал руки к груди, клялся, показывал жалостную мимику, просил не снимать, и мне стало жаль его. Ему выписали штраф, и он этому был рад. Больше всего его волновало, что пассажиры, устав ждать, выйдут, и он потеряет «рейс». Деньги ведь важнее чьей-то жизни.

Едем дальше, и полицейские делятся случаями, с которыми сталкивались ранее. «Чаще всего не уступают дорогу молодые ребята. Понятно, горячая кровь, море по колено. Но ведь у каждого есть мобильный телефон с выходом в Интернет, и можно смотреть не только видео, где с гаишниками спорят, но и социальные, поучительные ролики», — говорят они.

Подобные совместные оперативно-профилактические мероприятия проводятся не реже, чем раз в месяц. Из раза в раз ситуация на дорогах не улучшается. Дагестанское рвение всегда быть первым не дает людям понять, что за каждым вызовом «скорой помощи» стоит человеческая жизнь. Может, даже жизнь родного человека.

Часть третья — юридическая

В нашем законодательстве немало пробелов, и однозначного ответа на вопрос, когда и как следует уступать дорогу автомобилям с включенными спецсигналами, нет. Парадокс в том, что в подобной ситуации водитель автомобиля может оказаться виноватым, даже не желая нарушать правила. Согласно статье 12.17 КоАП, за непропуск машин оперативных служб (милиция, скорая, пожарка) грозит как штраф в триста рублей, так и лишение прав до трех месяцев. Но в соответствии с ПДД водитель обязан уступить дорогу, не создавая помех другим участникам движения. То есть перестроение в другой ряд не допускается, так как это создаст помеху водителям, движущимся в этом ряду, и это будет являться нарушением ПДД. В этом случае штраф доходит до 1000 рублей.

Вообще, автомобили специальных служб желательно пропускать даже тогда, когда проблесковые маячки и сирена выключены. Во-первых, это правильно с моральной точки зрения. Во-вторых, это обусловлено спецификой российских правил дорожного движения. Так, если за вами едет автомобиль ГИБДД с выключенными спецсигналами и вдруг включает их, водитель впереди идущего автомобиля может не отреагировать молниеносно и формально стать нарушителем, ведь он не пропустил спецтранспорт с включенными маячками и звуковыми сигналами. Немного иначе обстоит дело с автомобилями силовых структур и государственных служащих. Водители этих автомобилей также имеют приоритет перед остальными участниками движения только при включенном проблесковом маячке и специальном звуковом сигнале. При этом воспользоваться приоритетом они могут, лишь убедившись, что дорогу уступают. Если автомобиль не имеет специальной цветографической схемы (силовые структуры, государственные служащие), можно отделаться штрафом в размере 100—300 рублей. Кстати, это наказание хотели отменить, но Государственная Дума отклонила законопроект.

В законе не говорится и о том, в течение какого периода времени водитель обязан уступить дорогу по требованию автомобиля с включенным спецсигналом.

P.S. Позывные полицейских изменены.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

«Разгонная» сессия

В минувшую среду Народное собрание Дагестана провело очередную сессию. На ...

29.01.2024 14:31

Жертв ДТП в Дагестане стало больше

констатируют чиновники

26.12.2023 12:42

Список получивших гранты главы Дагестана

по итогам конкурса 2023 года

20.12.2023 19:43