Следуя принципу «хусн aз-занн»
18.11.2017 12:01Верующий всегда должен действовать, исходя из нравственного принципа «хусн аз-занн». В свою очередь «Су аз-занн» (плохое мнение, недоверие) является духовной болезнью. Иначе это называют словом «паранойя». Коран называет людей с таким качеством «ахлю шакк» и «ахлю райб» (люди сомнения). Верующий человек далек от качества излишней подозрительности и недоверия. В основе его представлений о людях лежит «хусн аз-занн».
«Ты сломал хребет своему другу!»
Одни наблюдают за происходящим вокруг и делают правильные выводы, при этом не впадая в «су аз-занн» и паранойю. Других восхваляют, и они начинают думать, что что-то из себя представляют. В одном из хадисов упоминается, как пророк, увидев, что один сподвижник восхваляет другого в лицо, сказал ему: «Ты сломал хребет своему другу!» (Бухари, Муслим). То есть люди могут приписать себе те свойства, которые мы в них восхваляем. Таким образом, «их позвоночник будет сломан» и они уже, возможно, не сумеют выбраться из-под этого тяжелого груза.
С другой стороны, мы должны смотреть на людей с надеждой на хорошее. Словно как в стае перелетных птиц, в которой одна птица отстает от стаи, а другая подлетает к ней и ободряет ее, а затем они вместе догоняют стаю. Даже если человек неоднократно грешил, ошибался или забывал что-то, мы должны надеяться, что однажды, с Божьей помощью, он вернется в «стаю». Мы должны думать о том, как вернуть этого человека на нашу «борозду».
Целомудренная жизнь
Поучительная история о сподвижнике по имени Джулейбиб, который, будучи молодым человеком, флиртовал с девушками. Об этом рассказали пророку. Он позвал его, посадил на колени перед собой и прежде всего обратился к его разуму: — Ты хотел бы, чтобы то, что ты делаешь, сделали бы с твоей матерью? — Нет, о посланник Аллаха. — А с твоей женой? — Нет, о посланник Аллаха. — А с твоей сестрой? — Нет, о Расулюллах! Таким образом вопрос был решен с точки зрения логики. То есть этот вопрос трудно было решить с точки зрения совести. После этих слов молодой человек взял руку посланника Аллаха, положил ее себе на грудь и попросил очистить его сердце. После этого он стал самым целомудренным среди сахабов. Вскоре после этого в одной из оборонительных войн он стал мучеником. В тот день все искали своих среди шахидов. А посланник Аллаха изрек: «У меня тоже есть мученик, которого я ищу». Подойдя к нему, он опустился на землю, положил его голову на свое колено, почтил его и поздравил с шахадой.
Да, человек может оступиться, но «Божественная нравственность» такова, что после покаяния со словами: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» (Священный Коран, 7:23), — человек может быть прощен.
Искреннее раскаяние возвышает человека до такой степени, что, с Божьей милостью, его проступок стирается. Всегда придерживаясь принципа «хусн aз-занн», верующий не должен забывать, что существуют люди, в природе которых заложена определенная робость и страх. И если такой человек занимает определенное положение в обществе, то надавив на страх, его могут заставить сделать много чего нехорошего.
Люди разные — в природе одних заложена любовь к власти, кто-то очень любит комфорт, а кто-то любит проводить время дома. Некоторые стремятся к известности. Однако есть и такие, в которых все эти свойства заложены одновременно. Все эти недостатки постоянно атакуют их, они могут подорвать основы их веры, поэтому надо быть настороже и внимательно наблюдать за своими подопечными, подмечая их слабости. При этом нельзя осуждать, оскорблять и унижать. Все это не разрешено религией. Необходимо искать способы предотвращения слабых по натуре людей от попадания в грех.
Некоторые люди имеют по своей природе склонность к богемному образу жизни. Таких легко сбить с пути, пользуясь их страстями. Ни для кого не секрет, что возможность прослушивания и наблюдения за человеком сегодня используется как средство шантажа, как козырь в руках. И чтобы не позволять определенным силам шантажировать нас, выход один — нужно вести целомудренную жизнь, далекую от греха. Есть хадис нашего пророка, в котором он предостерегает нас от пребывания рядом со злачными местами: «Остерегайтесь мест обвинения». Например, не следует ходить по улице, на которой находится питейное заведение. Или гулять, если нет необходимости, в местах, где люди флиртуют друг с другом. Вы можете дать повод верующим думать плохо о вас. Или не стоит заходить в здания, в которых есть дискотеки. Есть понятие «приватная зона». По принципам фикха, следует не просто не делать негативные вещи, но и не следует даже приближаться к ним.
Приватная зона
Коран призывает быть бдительным и не трогать запретное. Женщины и мужчины могут вместе совершать коллективное поклонение, но в определенных рамках. Таким образом, была установлена приватная зона. С точки зрения сохранения чистоты своих чувств, чистоты своего воображения, защиты своих мыслей от дурного, люди должны придерживаться принципа приватной зоны. Совершенно неправильно иметь желание сидеть рядом с ними и общаться. Посмотрите на уловку шайтана: «Вот, мол, я возьму у них номера их телефонов, а потом буду им объяснять ислам». Разве среди них нет женщин, способных намного лучше тебя объяснить им Ислам? Ну, если так уж хочешь, тогда сиди в мечети подальше от них и объясняй. Они будут сидеть за занавесом и слушать. Зачем тебе номер телефона? Почему ты хочешь заниматься ими индивидуально? Не дай Бог! Из-за этого ты не только сам погибнешь, сам того не замечая, но и сыграешь злую шутку с целомудрием другого человека и чистотой миссии ислама, нарушив таким образом права всей уммы. Эта непристойная грязь прилипнет не только к твоему лбу, но и будет использована для обвинения всего сообщества. Поэтому нужно избегать «мест обвинения». Да сохранит нас всех Аллах от этих уловок шайтана.
"...удары по лицу и телу — это только часть проблемы"
Восток как «дикий Запад» Джабраил Хачилаев Представьте себе на минуточку ...
29.01.2023 21:52Российским мусульманам разрешили покупать и продавать акции
при определенных условиях
31.12.2022 00:01