«Слухи об убийцах в воде — чушь!»

29.07.2017 12:27

С начала купального сезона в Дагестане утонули 13 человек, семеро из них — дети и подростки. На этом фоне многолетняя легенда о водолазах-убийцах, которые якобы топят отдыхающих на море ради крупного вознаграждения за поимку тел, стала муссироваться с новой силой. Учитывая жизнеспособность этих слухов, «Новое дело» решило выяснить, при каких обстоятельствах чаще всего на воде погибают люди и как происходит поиск тел утонувших.

— Слухи о водолазах-убийцах — полная чушь. Люди верят в то, во что хотят верить, — говорит спасатель первого класса Тагир Насибов из Дагестанского поисково-спасательного отряда МЧС России. — Я пришел на службу в МЧС в 1999 году и с тех пор слышу эту байку. Раньше остро реагировал, ругался с теми, кто это говорил, даже дрался, но сейчас уже пропускаю мимо ушей. Даже при наличии специального оборудования работа на воде рискованна. Несмотря на опыт и навыки, в море может случиться что угодно. У нас техническая отчетность перед каждым выездом. Просто так специальное снаряжение и другие необходимые средства для погружения в воду нам не выдают. Одного баллона с кислородом хватает на час, и за каждый баллон мы расписываемся в журнале отчетов. Штатное снаряжение, за которое спасатель несет личную ответственность, выдается каждому в руки на время спасательной операции.

— Водолазы каждый раз, погружаясь в воду, рискуют своей жизнью, потому что в воде нет никаких ориентиров, — сказал «Новому делу» другой представитель республиканского управления МЧС. — Наденьте подводную маску и бросьте камень в воду, а потом попробуйте найти его в воде — у вас мало что получится. Так и с пропавшим человеком. В Каспийском море очень плохая видимость, водолаз заходит в воду по веревке, а на берегу его страхуют.

Тагир Насибов не опровергает, что родственники пропавших предлагают им вознаграждение за поимку тел, но отрицает, что он или кто-то из его коллег принимает плату:

— Бывает, протягивают деньги. Но как их можно взять?! У людей случилось такое горе!

Мы никогда этого не делали, потому что это наша честь, честь отряда и МЧС.

Единственный раз, когда мы не стали отказываться от подарка, — когда брат утонувшего на следующий день после того, как мы нашли тело, принес нам на базу баллон меда. Было видно, что это искренняя признательность, от души, и было неудобно в той ситуации отказываться.

Дагестанский поисково-спасательный отряд Федеральной спасательной службы МЧС России насчитывает 60 человек. Помимо своей основной работы на добровольных началах они круглосуточно, каждые два часа сменяя друг друга, патрулируют территорию большого пляжа у микрорайона Караман-5, где расположена база спасателей. В этом году им удалось спасти не менее двух десятков тонувших людей, рассказали в МЧС.

— В шторм мы по громкой связи призываем людей на пляжах не входить в воду, — объясняет Насибов. — Ходим по берегу, наблюдаем за компаниями, в которых распивают спиртное, призывая быть осторожными. Особое внимание уделяем детям, потому что они находятся под угрозой прежде всего. Часто бывает так, что мамы забывают о своих детях в беседах друг с другом или уткнувшись в телефоны. А ребенка в это время может унести далеко в море.

По словам спасателей-водолазов, их вызывают, как правило, когда уже нет надежды на то, что пропавший при купании в открытой воде человек жив.

— В первую очередь для более быстрого поиска мы уточняем у тех, кто пришел к морю в компании с пропавшим, в каком он находился состоянии на момент погружения в воду, на каком расстоянии от берега его видели в последний раз, — говорит Насибов. — Такая информация очень облегчает поиски. В нашей практике был случай несколько лет назад в Буйнакском районе: на озере утонул мальчик. Очевидцы не могли точно назвать нам место, где ребенок скрылся из поля зрения. Одни показывали на один участок, другие — на совершенно другое место. После долгих поисков у нас закончился кислород, и часть бригады поехала в Махачкалу за дополнительными баллонами. В это время к нам подошел брат утонувшего мальчика и указал место у берега, после чего один из спасателей прыгнул в воду без снаряжения и вытащил тело.

— Все санкционированные пляжи должны быть оборудованы спасательным пунктом и пунктом скорой помощи, — говорят в Управлении МЧС Дагестана. — Обязательно в воде должны быть буи. Каждый владелец частных пляжей должен позаботиться об этом. Если вы приехали на пляж и ни одно из перечисленных предписаний не выполнено, то вы рискуете жизнью — и своей, и своих близких.

Как рассказали «Новому делу» в ведомстве, в Каспийском море существуют так называемые рипы, отбойные течения. Это потоки, которые возникают чаще всего на мелководье, перпендикулярно и обратно берегу. Волны стремятся к берегу, но большие массы не успевают вернуться в море, и в разных местах в песчаном дне под напором воды возникают русла, по которым вода уходит обратно в море с большой скоростью — 3 метра в секунду. Рипы не постоянны, они могут возникать в совершенно разных местах, а через некоторое время пропадать бесследно.

— Если вы попали в рип, первое и основное правило — не паниковать, — проинструктировали в МЧС. — Рип — это не водоворот, он не утащит вас на дно, но будет относить от берега. Не старайтесь плыть изо всех сил в сторону берега. Течение сильнее вас, в конце концов вы потеряете силы и утонете. Необходимо набрать побольше воздуха в легкие, сделать сильный рывок в сторону и плыть не к берегу, а вдоль него, пока не выберетесь из рипа.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также