Судебный капкан

24.02.2018 12:06

В субботу, 17 февраля, в Махачкале состоялся митинг жителей селения Артлух Казбековского района, которые утверждали, что сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Красный Октябрь» стал жертвой рейдерского захвата и обвиняли республиканские и районные власти в бездействии.

Участники митинга (по разным оценкам на Родопском бульваре собралось от 300 до 400 человек) рассказали о том, что еще 31 декабря 2002 года бывший председатель колхоза-миллионера Магомедзайид Хайбулаев, пользуясь правовой безграмотностью колхозников, преобразовал колхоз в СПК, обозначив в качестве учредителей кооператива себя и своих братьев. По словам митингующих, после этого СПК по существу превратился в личную собственность семьи Хайбулаевых, которой они долгие годы распоряжались по своему усмотрению, отправляя в Минсельхоз отчеты, требующие детальной проверки.

Протестующие рассказали, что первая попытка восстановить справедливость была предпринята в 2009 году, когда Ревизионным союзом «Южный» была проведена инвентаризация имущества СПК и определены паи бывших членов колхоза «Красный Октябрь». Таковых на тот момент обнаружилось 862 человека.

Между тем учредителями СПК по-прежнему числились Хайбулаевы, распоряжавшиеся весьма солидными денежными средствами (как было отмечено на митинге, только по линии Минсельхоза с 2007 по 2015 годы предприятие получило около 35 млн рублей субсидий), в то время как пайщики за это время не получили ни рубля дивидендов. Участники митинга утверждают, что продолжалось и разбазаривание имущества кооператива — сократилось поголовье овец, практически пропала вся числившаяся на балансе предприятия техника.

В октябре 2016 года пайщики собрали внеочедное собрание, на котором тайным голосованием избрали нового председателя СПК Арацхана Абдулаева, освободив от должности Хайбулаева. Хайбулаев решение собрания оспорил в Арбитражном суде, который принял его сторону по причине того, что истцы якобы не были извещены о созыве собрания. К слову, на этом суде Хайбулаевы представляли и истцов, и ответчиков.

В июле 2017 года пайщики и члены СПК вновь созвали собрание, на котором опять выбрали Абдулаева председателем кооператива. И вновь Хайбулаев обратился в Арбитражный суд. Рассмотрение этого дела начато в сентябре 2017 года и продолжается до сих пор.

А теперь очень важный момент. Если бы Арбитражный суд вынес решение по данному вопросу (неважно — в пользу Хайбулаева или пайщиков СПК), никакого бы митинга в Махачкале не было. Дело в том, что на время разбирательства запрещены все регистрационные действия по этому делу. Именно это обстоятельство позволяет Хайбулаеву до сих пор представлять интересы СПК в налоговых органах, а, следовательно, контролировать финансовую деятельность предприятия.

Дело в том, что в августе 2017 года конфлит в Артлухе стал предметом разбирательства правительственной комиссии, которая дала рекомендации созвать еще одно собрание с соблюдение всех норм закона и выбрать на нем председателя.

Это собрание, объявление о проведении которого было размещено на сайте районной администрации и опубликовано в местной газете «Чапар», состоялось 2 ноября 2017 года. На нем присутствовали работники администрации, депутаты, представители духовенства. И вновь третий раз председателем СПК был избран Арацхан Абдулаев. Решение этого собрания Хайбулаевым оспорено не было, и поэтому сегодня именно Абдулаев является единственно законным руководителем СПК. Загвоздка же в том, что при этом он не может осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, поскольку в налоговой инспекции в качестве плательщика зарегистрирован Хайбулаев. И пока Арбитражный суд не вынесет решения по разбираемому делу, изменить ситуацию нельзя.

Таким образом, именно судебная волокита явилась главной причиной того, что люди приехали в Махачкалу в поисках справедливости.

Накопилось у членов СПК немало вопросов и к тем, кто своим бездействием способствовал тому, что этот конфликт затянулся на годы. «Понятно, — говорит Арацхан Абдулаев, — что всякий кооператив — это закрытая территория, на которую проверяющим путь закрыт. Хорошо, с внутрихозяйственными делами мы разберемся сами. Но почему тот же Минсельхоз, несмотря на наши неоднократные заявления, до сих пор не проверил, куда ушли 35 миллионов рублей бюджетных денег? Почему наши заявления на эту тему игнорировали и районная, и республиканская прокуратура? Почему в ходе ревизии, организованной по нашему заявлению районным отделом МВД, пропали все бухгалтерские документы за 2013–2017 годы? Почему, наконец, волокитится разбирательство дела по вооруженному нападению известной нам группой лиц на членов правления СПК? К слову, после этого нападения шесть человек попали в Хасавюртовскую городскую больницу с травмами различной степени тяжести. В конечном итоге именно бездействие властей и заставило нас выйти на митинг в поисках справедливости».

Сразу после митинга пресс-служба главы Казбековского района, отвечая на обвинения в бездействии, прозвучавшие на митинге, пояснила, что администрация предпринимала многочисленные попытки решить ситуацию путем переговоров, чтобы не допустить развала хозяйства. Увы, эти рекомендации услышаны не были. «В настоящее время, — говорится в заявлении, опубликованном на сайте администрации, — правоохранительные органы дают оценку действиям сторон, проверяют заявленные факты нарушений. В ходе следственных мероприятий уже возбуждены два уголовных дела. Все участники будут вынуждены действовать в правовом поле после вынесения судебного решения. По Уставу СПК никто не имеет права вмешиваться в его хозяйственную деятельность без судебного решения, а разногласия сторон имеются именно по осуществлению хозяйственной деятельности».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: