Вода кристальной мутности

05.11.2016 20:20

Интервью с гендиректором Махачкалаводоканала за неделю до ареста


Интервью с генеральным директором ОАО «Махачкалаводоканал» Магомедом Муртазалиевым записывалось в минувшую пятницу, 28 октября, поэтому в него не вошли вопросы, будоражащие общественность всю последнюю неделю. Тем не менее, вы узнаете, как устроена система водоснабжения в городе, когда решатся проблемы с поселками и почему мутная вода в наших кранах не вызывает у компании беспокойства.


— Перед двухнедельным отключением воды много говорили об особенностях системы водоснабжения города. В чем она заключается?

— Махачкала получает воду из двух источников: по двум Миатлинским водопроводам диаметром 1400 и 1000 мм и из канала им. Октябрьской революции (КОР). Миатлинская вода проходит очистку на Акушинских очистных сооружениях и подается жителям Кировского и частично Советского районов Махачкалы. Вода КОРа очищается на Хушетских очистных и питает остальную часть населения.

Процесс очистки проводится в несколько этапов. На Акушинских сначала проводится коагулирование воды. Это процесс осветления и обесцвечивания воды с применением химических реактивов-коагулянтов, которые при взаимодействии с гидрозолями и растворимыми примесями воды образуют хлопья в виде осадка. Затем вода осветляется и отстаивается в резервуарах. Два резервуара по 2000 кубов и два по 5000 кубов плюс завершаются работы по дополнительным резервуарам. Затем вода поступает в кварцево-щебеночную систему фильтрации вертикальной загрузки, после чего обеззараживается посредством хлорирования и подается через водоводы к жителям Махачкалы. Семь крупных водоводов и пять более мелких, которые паутиной охватывают город. В совокупности свыше 800 км сетей.

Хушетские очистные сооружения по схеме примерно одинаковые. Отличаются только системой фильтрации, в которой используются специальные полистиролы. Метод обеззараживания такой же. Запасы воды — около 700 тысяч кубометров на Хушетском водохранилище и около 450 тысяч кубов на Вузовском водохранилище. Вода с Вузовского водохранилища поступает на Акушинские очистные сооружения по трубе диаметром 1000 мм. В общей совокупности в город поступает около 160 тыс. кубов по Миатлинским водоводам, 76 тыс. куб/м из Вузовского и 160 тыс. куб/м из Хушетского водохранилища.

Проблема в том, что система не закольцована. Нет возможности перенаправить воду из одного района в другой. Раньше, чтобы произвести какие-нибудь работы, приходилось полностью отключать город. Мы установили задвижки, с помощью которых можем «обесточить» необходимый участок. Эти работы и работы по изменению способа обеззараживания воды сделаны в период последних отключений (с 6 по 8 октября. — «НД»). На Акушинских очистных сооружениях мы отказываемся от жидкого хлора и переходим на гидролизный метод обеззараживания воды. В ближайшие две недели завершится наладка оборудования.

— Насколько она эффективна при старых трубах?

— Конечно, старые сети окажут влияние, но вопрос ведь в безопасности воды для здоровья человека. Новая система очистки основана на солевом растворе, посредством электролизеров подается напряжение и происходит обеззараживание. Качество обеззараживания выше, чем при хлоре.

— Если учитывать высокий износ сетей, сколько средств ежегодно выделяется на их замену и обновление?

— Эта отрасль в России убыточная, социально ориентированная и фондоемкая. Проблема в том, что это хозяйство создавалось в период Советского Союза, и о ресурсоемкости производства не думали. Сегодня износ сетей составляет 70—80%. Замена, поддержание и прокладка новых труб — инвестиционная программа, которая реализовывается за счет прибыли компании. У нашей компании нет прибыли и не может быть при задолженности населения свыше 1 млрд рублей. Мы акционерное общество и находимся на хозрасчете. У нас возникают проблемы зарплату вовремя выплатить. При всем этом мы заменяем сети, в том числе за счет заемных средств. Стараемся уйти от старой схемы водоснабжения и метода затыкания дыр. За последнее время заменены трубы в поселках Шамхал, Красноармейск, Сулак, Кяхулай, в Махачкале на улицах Кундухова, Керимова, Перова, проспекте Шамиля и др. Благодаря целевой программе по энергосбережению установили частотное оборудование, которое позволяет в экономном режиме до 40% работать двигателям, они защищены от сгорания плюс повышают износостойкость и продлевают жизнь системам водоснабжения. То есть работает оно как обычный насос: давление создается по мере необходимости. Если раньше насосы молотили круглосуточно, из-за чего образовывалось давление и происходило до 100 утечек в день, то теперь только 20—30.

— Когда решат проблему водоснабжения пригородных поселков?

— Наши сети рассчитаны на 400 тысяч человек. Официальная статистика говорит, что население города — свыше 700 тысяч человек, неофициальная переваливает за 1 млн. У компании нет инвестиционных возможностей, потому что она убыточна. В законе говорится, что если темпы развития города опережают ресурсы снабжающей, в том числе гарантирующей организации, то к решению этих вопросов должно подключаться муниципальное образование. Эта тема обсуждалась на совещании у главы правительства Абдусамада Гамидова, где присутствовали министр ЖКХ и мэр города. Мы поднимали вопрос, чтобы были достроены Тарнаирские очистительные сооружения. Там необходима дополнительная емкость на 450 тысяч кубометров.

— Цена вопроса?

— Свыше 100 млн рублей. В правительстве посчитали сумму небольшой и обещали заложить на следующий год.

— Третья ветка Миатлинского водопровода спасет ситуацию?

— Ее еще не запустили. Если на Тарнаирских очистных будут произведены необходимые работы, мы сможем запитать северную часть города, и проблема с водой снимется, в том числе и в поселке Ватан. Откровенно говоря, без помощи мы не сможем осилить такую территорию. Хотя нельзя сказать, что эти поселки сидят без воды.

— Как вы оцениваете качество воды?

— Качество воды соответствует нормам. Но есть проблема самостоятельного отбора воды. Люди умудряются пить воду прямо из КОРа. Это касается частного сектора, где самостоятельно качают воду, поставив насосы. Туда же спускают и канализационные стоки, а потом нам предъявляют, что вода некачественная. Нашей вода становится, когда доходит до очистных сооружений и проходит систему очистки.

— А многоэтажки, где мы постоянно наблюдаем мутную воду, непригодную для использования, которая к тому же пахнет?

— Мутность зависит от качества подаваемой в город воды. При сильной мутности добавляется больше хлора, чтобы ее обеззаразить. До нашего прихода (до смены руководства. — «НД») использовалась ручная система очистки фильтров. Сейчас — автоматизированная. Когда фильтр засоряется, производится автоматизированная промывка. Грязная вода сливается в реку Тарнаир. Дальше фильтр продолжает работу. Вещества, которые создают мутность в воде, принимает на себя пенополистирол. Это позволило улучшить проблему мутности на Хушетских очистных, но не решить ее. После дождей фильтры не справляются с объемом поступающей воды. Необходимо установить систему мембранного фильтрования, а это значит полностью переделывать очистные сооружения. Наша задача — безопасность воды и соблюдение микробиологических параметров. Поэтому проблема мутности не стоит остро.

— Такая вода может быть безопасна?

— Уровень мутности соответствует предельно допустимым нормам. И это не показатель безопасности. В такой воде нет микробов, так как применяется гиперхлорирование.

— Но высокое содержание хлора в воде оказывает негативное воздействие на организм человека.

— Мы вынуждены использовать хлор до максимально установленных норм, чтобы обеспечить безопасность воды. И потом, СанПин разрешает такое содержание хлора.

— А как вы объясните, что свыше 100 человек попали сегодня в больницы?

— Вода, подаваемая после очистки, безопасна. Можно провести пробу из любого источника. Как я уже говорил, люди берут воду из КОРа, были те, кто в период отключения обеспечивался водой водовозами. Эта вода набиралась из очистных сооружений, но вопрос: в какой резервуар она набиралась, каким образом и сколько хранилась? У нас ведутся постоянные проверки воды не только в нашей лаборатории, но и Роспотребнадзором. На период двухдневного отключения не было эксцессов. А в течение этих двух недель отключений как таковых не было, была пущена резервная ветка с Чириюртовского водохранилища.

— Эта вода была пригодна для питья?

— Думаю, да.

— Почему тогда в Кизилюрте объявили, что это техническая вода?

— Возможно, это лишний способ подстраховаться. Не исключено, что кто-то сидит на трубе до очистных. Если у них вода поступает на очистные сооружения и потом подается населению, проблем не должно быть.

— Озвучивалась информация, что прежняя ветка была разворована и ее пришлось восстанавливать заново. Каков ущерб?

— Это не наши сети. Наша граница ответственности начинается в Ленинкенте. Этим проектом занимались республиканские власти. По смете его стоимость составляла свыше 100 млн рублей. Подрядчику выплачены только 40 млн рублей.

— Насколько я понимаю, мутная вода должна отстаиваться. Вузовское озеро и Хушетское водохранилище с этим справляются?

— В водоемах происходит естественный процесс заиления, в результате чего объем полезной площади уменьшается. Вузовское озеро используется в качестве подпитки, но не для того, чтобы компенсировать воду, идущую из Миатли. При строительстве Хушетского водохранилища были допущены проектные ошибки. Водохранилище запроектировали глубиной 4—5 метра. Хранилище расположено выше, вода самотеком поступает на фильтры. Получилось, что рабочая поверхность составляет всего два метра, остальное приходится качать насосами. Таким образом, объем полезной площади уменьшается. Нельзя сказать, что этого недостаточно, но это влияет на мутность.

— Сколько канализационных стоков — я говорю о принадлежащих вам сетях — сбрасываются в водные источники, в том числе в море?

— Канализация протекала на озере Ак-Гёль, вдоль берега — городской пляж и пляж «Березка». Все протечки были ликвидированы. Проблемной зоной остается район «Белого медведя». Там проходят ливневые стоки, соединяющие озеро Ак-Гёль с морем, по которым сбрасывается вода, чтобы не затапливалась дорога и прилегающие районы. Наши нерадивые граждане, вместо того чтобы присоединиться к канализации, которая проходит через 100 метров, выводят трубу в ливневку. Поэтому там течет такая речка-воняйка. Мы предлагали природоохранной прокуратуре провести рейд и наказать незаконно присоединившихся. Пусть люди покажут, что Махачкалаводоканал дал разрешение присоединиться к ливневке. Объект не имеет к нам отношения, тем не менее, есть судебное решение, которое обязует нас провести работы по устранению сбросов в море. Мы будем его оспаривать.

— А на чьем она балансе?

— Комитет по имуществу города выдал справку, что у них на балансе не состоит, и на основе этой бумаги было вынесено решение, что относится к водоканалу. Мы обязуемся поставить качество в рамках имеющихся сетей, но никак не по всем проблемным зонам. 
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

В. Путин рассказал о планах развития страны

«Где деньги, Зин?»

13.03.2024 13:08

Глава Дагестана подтвердил слова президента о войне на Кавказе

после интервью американскому журналисту

09.02.2024 22:47

Сколько заплатят за воду жители Махачкалы новому оператору

установлены тарифы на водоотведение и канализацию

03.02.2024 00:25