Cовет по правам человека принял Рекомендации по итогам выездного заседания в Дагестане

24.07.2018 18:45

19 - 22 февраля 2018 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное специальное заседание в Республике Дагестан.

В ходе работы состоялось расширенное заседание Совета с участием исполняющего обязанности главы Республики Дагестан В.А. Васильева, представителей органов государственной власти Республики Дагестан и специалистов.

В рамках выездного заседания члены Совета:

- посетили дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота», республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации им. У.М. Муртузалиевой, республиканский психоневрологический диспансер, республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом, республиканский противотуберкулезный диспансер, дом-интернат для престарелых и инвалидов «Казанищенский», психоневрологический интернат «Милосердие», реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексный центр социального обслуживания населения г.Махачкалы, следственные изоляторы № 1 и № 5 г. Махачкалы, ИВС г. Махачкалы и г. Буйнакска, Советский РОВД г. Махачкалы, Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства,

- провели совещание в Минстрое Республики Дагестан с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления по теме защиты жилищных прав жителей общежитий и служебного жилья, дольщиков, очередников и формирования фонда доступного жилья, а также посетили совместно с представителями органов государственной власти и местного самоуправления места градостроительных и земельных конфликтов в Махачкале и Каспийске,

- провели совещание с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления по теме строительства водозабора в Дербентском районе; встречу с членами Избирательной комиссии Республики Дагестан, председателями и членами территориальных избирательных комиссий; встречу с журналистами газеты «Черновик»,

- провели встречу с родственниками погибших и пропавших без вести, на которой обсудили резонансные случаи безвестных исчезновений и факты неудовлетворительного расследования гибели граждан в Республике Дагестан,

- провели с активистами и гражданами «круглые столы» по вопросам соблюдения социальных прав граждан, развития общественного контроля и взаимодействия гражданского общества с органами власти, а также соблюдения экологических прав населения в Дагестане.

По итогам выездного заседания Совет принял настоящие Рекомендации.

 

Раздел I. О соблюдении жилищных прав жителей

Республики Дагестан

 

1. Проблемы дольщиков многоквартирного самостроя и длительного недофинансирования программ предоставления жилья нуждающимся очередникам.

В очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Дагестан по состоянию на середину февраля 2018 г. стоит
11 850 семей и еще 1 250 семей имеют право на внеочередное предоставление жилья (инвалиды и жители аварийных домов). С 2013 по 2017 гг. в Дагестане вообще не выделялись средства на строительство социального жилья. В 2018 г. в бюджете предусмотрено 20 млн. руб. инвалидам, да и то лишь по судебным решениям. По федеральным программам выделены средства на расселение аварийных домов.

Застройка Махачкалы отличается крайней архаичностью и анархичностью. В микрорайоне Г-1 имеется целый комплекс из десятков многоэтажных новостроек (более 10 этажей), отстоящих друг от друга на расстояние всего нескольких метров без дворов, парковок и детских площадок. И на такое жилье в республике имеется спрос.

Всего, по данным Минстроя Республики Дагестан, заселены и эксплуатируются 144 многоквартирных дома, построенные без разрешения на строительство, и не введенные в эксплуатацию. Это свидетельствует о существовании теневого строительного рынка и многолетнем бездействии государственных и муниципальных органов власти Республики Дагестан в осуществлении земельного и иного ведомственного строительно-жилищного контроля и надзора. Вопреки требованиям антимонопольного законодательства практически все строительные подряды в г. Махачкала получало аффилированная с бывшим Министром строительства Республики Дагестан Ибрагимом Казибековым ООО «Гранит», которое и осуществляет такую застройку.

В Дагестане отсутствует межведомственная координация деятельности по предотвращению многоквартирного самостроя, дорожная карта по решению данных проблем только формируется.

Должностные лица республиканских органов власти информировали членов Совета об устойчивой практике узаконивания в Дагестане через суды многоквартирных жилых домов, построенных без строительного проекта и разрешения. В этой связи, по мнению Совета, каждый случай такой легализации подлежит антикоррупционной проверке.

Кроме того, по десяткам обращений Минстроя Республики Дагестан в прокуратуру Дагестана о предотвращении незаконного самостроя не принимались своевременные меры прокурорского реагирования.

Проблему усугубляет недостаточный уровень правовой грамотности значительной части населения, в т.ч. в жилищной сфере, на что Совет уже обращал внимание руководства северокавказских республик в рекомендациях по итогам выездного заседания в регионах СКФО в 2016 году. Крупные сделки, в т.ч. с единственным жильем, граждане совершают без консультаций с юристами, зачастую сами позволяя мошенникам вовлекать себя в сомнительные аферы.

С учетом изложенного, Совет рекомендует:

Правительству Республики Дагестан совместно с Госжилинспекцией Республики Дагестан, управлениями МЧС России и Роспотребнадзора по Республике Дагестан, прокуратурой Республики Дагестан и СУ СК России по Республике Дагестан:

- определить общую концепцию по предотвращению многоквартирного жилищного самостроя в Республике Дагестан и разработать порядок межведомственного взаимодействия;

- подготовить реестр незаконно возведенных многоквартирных домов на не предназначенных для этого земельных участках и составить реестр пострадавших граждан;

- создать межведомственную комиссию по урегулированию проблем многоквартирных новостроек, с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан, а также застройщиков. Проводить заседания комиссии публично, с участием представителей инициативных групп жителей домов, вопросы по которым рассматриваются;

- провести обследование строительного, инженерно-технического, санитарно-эпидемиологического и противопожарного состояния каждого дома из числа новостроек (в т.ч. непринятых в эксплуатацию), включая введенные в эксплуатацию на основании судебных решений. Определить степень их безопасности и пригодности к проживанию граждан, а также способы ремонта и другие необходимые изменения (включая возможность подключения к инженерным сетям, изменение вида землепользования и градостроительного зонирования земельного участка), и при наличии нарушений принять оптимальные меры реагирования;

- подыскать добросовестных застройщиков, готовых в счет предоставления преференций (например, предоставления земельного участка под коммерчески привлекательный объект) расселить граждан из признанного непригодным к проживанию многоквартирного дома- самостроя;

- в случае необходимости сноса многоквартирного дома в связи с непригодностью для проживания и отсутствия застройщика и (или) денежных средств для скорейшего расселения граждан либо значительном количестве таких граждан предварительно определить:

количество малообеспеченных выселяемых граждан, не имеющих другого жилья и средств на его приобретение, нуждающихся в мерах государственной поддержки;

наличие неиспользуемых жилых помещений, которые возможно заселить по договору найма маневренного жилищного фонда;

заселить малообеспеченных выселяемых граждан в помещения маневренного жилищного фонда либо предоставить им денежную компенсацию (определив источники финансирования).

Прокуратуре Республики Дагестан:

- провести проверку деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Дагестан на предмет соблюдения законодательства и достаточности принятия предусмотренных законом мер по предотвращению возникновения многоквартирного самостроя за период с 2010 г. по настоящее время.

Минстрою России и Генпрокуратуре России:

- подготовить и направить в Совет и руководству Республики Дагестан информацию о существующих в субъектах Российской Федерации лучших практиках предотвращения многоквартирного самостроя на не предназначенных для этого земельных участках в части обеспечения нарушенных прав пострадавших граждан и предотвращения дальнейшего самостроя.

Федеральной антимонопольной службе:

- дать правовую оценку соблюдению антимонопольного законодательства при строительстве жилых домов в Республике Дагестан за период с 2010 г. по настоящее время и в случае выявления нарушений принять предусмотренные законом меры реагирования.

Правительству и Законодательному Собранию Республики Дагестан оценить возможности:

- установления обязательного страхования ответственности деятельности по возведению многоквартирных жилых домов;

- установления обязанности органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности на территории соответствующего муниципального образования, направлять в органы Росреестра уведомления о выявлении на стадии строительства самовольных построек с признаками многоквартирного жилого дома;

- инициирования изменений в федеральное градостроительное законодательство и законодательство о саморегулируемых организациях в целях установления обязательности уведомления органом местного самоуправления о возведении жилья, близкого по параметрам к многоквартирному, с направлением в органы жилищно-строительного надзора и в саморегулируемую организацию проекта строительства и других документов. Если указанные органы не выявят признаков самостроя на стадии проекта, то в случае фактического возведения самостроя на них возлагается административная ответственность (штраф), а если выявят, то отвечает саморегулируемая организация за своего члена;

- инициирования изменений в ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части указания одним из оснований приостановления государственной регистрации и государственного кадастрового учета поступление в регистрирующий орган и орган кадастрового учета уведомления о выявлении самовольных построек с признаками многоквартирного дома;

- инициирования законодательного закрепления обязанности представления в орган кадастрового учета заключения органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности, о соответствии возведенного объекта объекту ИЖС в случае превышения площади ОИЖС на 500 кв. м (или иного размера площади);

- инициирования установления требования об обязательности получения разрешения на ввод в эксплуатацию во всех случаях преобразования объектов индивидуального жилищного строительства в другой объект недвижимости (в частности, в многоквартирный жилой дом).

Правительству Российской Федерации и Правительству Республики Дагестан:

- изыскать необходимые средства для ускорения предоставления жилья гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо разработать другие оптимальные способы удовлетворения их жилищной потребности.

 

2. Обеспечение права на землю многодетных семей и инвалидов.

Инвалидам и семьям, имеющим инвалидов, предоставлено право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Семьи, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (ч. 6 ст. 39.5. Земельного кодекса РФ).

От инвалидов и многодетных жителей Республики Дагестан поступило множество жалоб на длительное (более 10 лет) непредоставление им земельных участков, по их информации с 2012 г. очередь на предоставление земельных участков не продвинулась ни на одного человека.

Как отмечал Совет в рекомендациях специального заседания от
21 сентября 2016 г. на тему «Повышение эффективности жилищного обеспечения социально незащищенных категорий граждан», основные системные проблемы в данной сфере обусловлены, прежде всего, наличием у муниципалитетов крайне ограниченного количества свободных от обременений и пригодных для застройки или ведения подсобного хозяйства земельных участков (особенно - наиболее удобно расположенных недалеко от городов), а также нехваткой финансирования для надлежащего обеспечения органами местного самоуправления предоставляемых земельных участков объектами социально-бытовой и инженерной инфраструктуры, в т.ч. подъездными путями и коммуникациями.

К тому же, количество многодетных семей в Дагестане очень большое по сравнению с другими регионами России.

С другой стороны, следует учитывать и фактическую невозможность для подавляющего большинства малообеспеченных многодетных семей и инвалидов построить себе жилье на предоставленном земельном участке (в то же время, наличие земельного участка позволяет возвести первоначально небольшой дом и в дальнейшем его достраивать по мере накопления денежных средств). Из-за невысокого уровня достатка большинства многодетных семей и инвалидов они имеют крайне ограниченную возможность использовать земельный участок по назначению с проживанием, в связи с чем значительная часть земельных участков приходит в запустение, а на других членов садоводческого товарищества ложатся дополнительные расходы по содержанию общего имущества и обеспечению деятельности товарищества. Такое положение снижает эффективность использования существенных бюджетных средств, вложенных в приспособление данного земельного массива для его использования населением, мелиорирование, обустройство объектами инженерно-коммунального хозяйства, подъездными путями и др.

В этой связи представляется оправданной возможность расширения преференции по улучшению жилищных условий многодетных семей и инвалидов с первоочередного предоставления земельного участка на улучшение жилищных условий путем выдачи, например, жилищно-земельного сертификата.

С учетом изложенного, Совет рекомендует Минстрою России, Минтруда России, Комитету Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и Правительству Республики Дагестан рассмотреть вопросы:

- о возможности замены льготы на первоочередное предоставление многодетным семьям и семьям, имеющим инвалидов, земельного участка в собственность на выдачу жилищно-земельного сертификата;

- о возможности предоставления многодетным семьям и семьям, имеющим инвалидов, жилья в наемных и арендных домах с субсидированием оплаты найма и жилищно-коммунальных услуг за счет органов местного самоуправления (с субвенциями из бюджета субъекта Российской Федерации) с преференциями застройщикам таких домов;

- установления отдельной очереди по субсидиям на приобретение жилья, компенсацию найма жилого помещения с защищенным самостоятельным бюджетом очередникам из наиболее социально незащищенных категорий (многодетным семьям, семьям с детьми–инвалидами, одиноким инвалидам и др.),

- целесообразности формирования отдельной очереди нуждающихся в предоставлении многокомнатных квартир (от 90 кв. м),

- возможности принятия иных мер по ускорению реализации права на жилье многодетным семьям и семьям, имеющим инвалидов.

 

3. Об увеличении размера финансирования на предоставление субсидий на приобретение жилья по ипотечным кредитам.

В рамках государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» Минстроем Дагестана осуществляются полномочия по начислению и предоставлению отдельным категориям граждан субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения (далее - субсидии).

Несмотря на неоднократные обращения Минстроя Дагестана о необходимости выделения средств в полном объеме на реaлизацию указанных мер социальной поддержки Законом Республики Дагестан от
26 декабря 2017 г. № 100 в проекте республиканского бюджета на 2018 г. средства на эти цели не предусмотрены вовсе, а софинансирование данной программы за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.

С учетом изложенного Совет рекомендует Правительству Республики Дагестан поддержать предложение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (письмо в Совет от 27 февраля 2018 г.) и внести в республиканский закон о бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов денежные средства в размере 397464,0 тыс. руб. для начисления и предоставления отдельным категориям граждан субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения.

 

4. Расселение непригодного для проживания аварийного и ветхого жилья.

В Совет обратились жители 4-этажного общежития механического завода по адресу: г. Каспийск, ул. Орджоникидзе д. 29, 2-этажного общежития в г. Каспийск по ул. С.Стальского д. 26, а также общежития по г. Каспийск, ул. Алферова д. 3б.

Санитарно-эпидемиологическое состояние общежития по
ул. Орджоникидзе д. 29 является крайне неудовлетворительным: долгие годы не проводился ни капитальный, ни косметический ремонт, стены от сырости покрыты плесенью, кровля протекает, полы в выбоинах, целостность покрытия нарушена, горячей водой не обеспечено, в связи с неисправностью канализационной системы стоками заливаются помещения нижних этажей, значительные трещины на стенах создают аварийную ситуацию (письмо Управления Роспотребнадзора в г. Каспийск от 25 октября 2017 г.), один туалет на этаж (на этаже проживает 60 чел.), одна душевая на 260 чел., санузлы и душевые в неудовлетворительном состоянии, в доме водятся насекомые и др. Отделением Госпожнадзора Управления МЧС России по г. Каспийск и Карабудахкентскому району подтверждены многочисленные нарушения противопожарной безопасности. Будучи признанным аварийным еще в 2009 г., общежитие так и не вошло в федеральную программу сноса аварийного жилья.

Фундамент общежития по ул. С.Стальского д. 26 имеет множественные трещины, проседания, вертикальные отклонения, кровельный материал – шиферные листы непригоден полностью, внутреннее инженерное оборудование находится в аварийном состоянии, сантехническое оборудование и трубопроводы пришли в негодность и не отвечают требованиям санитарных норм и др., в связи с чем он признан непригодным для проживания, подлежащим сносу и переселению жильцов (акт обследования МВК Администрации г. Каспийск от 15 ноября 2017 г.).

В общежитии по ул. Алфёрова, д. 3б общетехническое состояние инженерных коммуникаций и конструкций неудовлетворительное, имеются многочисленные трещины и сколы шиферных листов, частичное разрушение покрытия коньковой части, частичное отсутствие оконных рам либо их остекления в подъездах, следы увлажнения, сырости и плесени в местах общего пользования (кухнях, душевых и санузлах) (письмо Госжилинспекции РД от 22 января 2018 г.).

Несмотря на неудовлетворительное состояние трех общежитий, жители которых обратились к членам Совета на личном приеме, полное отсутствие в настоящее время аварийных жилых домов в реестре подлежащих сносу и расселению в г. Каспийск грубо нарушает права граждан, проживающих в таковых.

С учетом изложенного, Совет рекомендует Администрации г. Каспийск:

- включить общежития по ул. Орджоникидзе д. 29 и ул. С.Стальского д. 26 в г. Каспийске в действующую программу расселения и сноса аварийного жилья, предоставив всем жителям жилые помещения, соответствующие требованиям законодательства;

- рассмотреть вопрос признания жилого дома № 3б по ул. Алфёрова аварийным и подлежащим сносу с включением в программу расселения аварийного жилья и предоставлением жителям другого жилья либо подлежащим капитальному ремонту.

 

5. Проблемы строительного и инженерно-технического состояния жилья, в которое переселяются жители ветхих и аварийных домов

В связи с поступившими от жителей на личном приеме жалобами заместитель председателя Совета Е.А. Бобров произвел осмотр с выездом на место 16-этажного жилого дома – новостройки по адресу: г. Махачкала, ул. Лиственная, д. 46, в который переселяются жители сносимых аварийных домов.

Переехавшие в основном из центра г. Махачкалы граждане ссылаются на неудачное расположение жилого дома в районе, отдаленном от центра, без школы и детского сада (ближайшие школа и детский сад – в 3 км от дома), вдалеке от остановок общественного транспорта (без остановочного павильона, козырька и лавочки). Кроме того, от дома нельзя добраться на общественном транспорте до социальных и детских образовательных учреждений, в которых обучаются дети. Множественное образование трещин в доме - новостройке, принятом в эксплуатацию в 2016 г., вызывает у граждан обоснованную обеспокоенность его сейсмоустойчивостью с учетом повышенной сейсмоактивности махачкалинской зоны.

В результате осмотра жилого дома выявлены следующие нарушения, подлежащие и скорейшему устранению:

- на цокольном, первом этажах снаружи и на других этажах – внутри многих квартир видны множественные трещины, некоторые из которых длиной в несколько метров. Так в 1-м подъезде на техническом этаже у лестничного марша горизонтальная трещина проходит по периметру всех стен;

- в доме протекает крыша, видны протечки на техническом этаже в 1 подъезде;

- стены ряда квартир покрыты плесенью снизу (в основном в кухнях);

- межкомнатные перегородки и даже перегородки в санузлах и ванной выполнены предположительно из гипсокартона и не утеплены, что также способствует образованию сырости, межквартирная изоляция стен очень слабая;

- не работает лифт во втором подъезде. По словам жителей, он не работал уже неделю, и перебои с работой обоих лифтов происходят постоянно, в связи с чем обслуживающая организация нередко отказывается их обслуживать;

- внутриподъездные коридоры слишком широкие, что может свидетельствовать о недопустимой экономии на лифтах за счет уменьшения жилой площади дома;

- в некоторых санузлах отваливается кафельная плитка (в кв. № 66 отвалились более 15 шт.);

- в отдельных квартирах установлены лишь сидячие ванны, хотя площадь позволяет поставить полноценные;

- в некоторых квартирах явно недостаточно отопительных мощностей на площадь комнаты: следует заменить батареи отопления, увеличив количество секций;

- в подъездах отсутствуют противопожарные щитки;

- придомовая территория не благоустроена;

- к территории дома примыкает находящийся в низменности Эльтавского леса неогороженный многоквартирный недострой с затопленным фундаментом и цоколем.

Е.А. Бобров также произвел осмотр жилых домов по ул. Джигитской, д. 13 и по ул. Алиева, д. 5 корп. 11, жилые помещения в которых также будут предоставляться переселенцам из аварийного жилья. В этих жилых домах также имеются трещины, деформации и перекосы несущих конструкций, недостаточный для площади комнат размер отопительных батарей, полное отсутствие противопожарного оборудования, нарушения в расположении и отделке пандусов и сантехнического оборудования. Также предположительно гипсокартонными оказались не только межкомнатные перегородки, но и в санузлах, и даже в отделке внешних стен. На окнах жилых домов по ул. Джигитской д. 13 отсутствуют наружные отливы.

С учетом изложенного, Совет рекомендует:

Администрации г. Махачкала совместно с Госжилинспекцией Республики Дагестан, Управлением Госстройнадзора по Республике Дагестан с привлечением других профильных ведомств:

- провести обследования строительного, инженерно-технического и санитарно-гигиенического состояния жилых домов по адресу: г. Махачкала, ул. Лиственная д. 46 ул. Джигитской д. 13 и по ул. Алиева д. 5 корп. 11, по результатам которых решить вопрос сейсмоустойчивости домов, определить способы устранения нарушений и исполнителей, в дальнейшем обеспечить исправное состояние и надлежащее обслуживание внутридомового инженерного оборудования;

Администрации г. Махачкала:

- оборудовать на придомовом земельном участке жилого дома по ул. Лиственная д. 46 комфортный двор и рассмотреть вопрос установки вблизи дома остановки общественного транспорта и приближения его маршрутов к ближайшим социальным и детским образовательным учреждениям;

- решить вопрос с судьбой многоквартирного недостроя вблизи данного дома в Эльтавском лесу и снести либо оградить его.

 

6. Проблемы долевого строительства многоквартирных жилых домов, точечной застройки и сохранения зеленых зон

6.1. В части обеспечения жильем жителей снесенного аварийного жилого дома № 22 по ул. Кобякова в г. Дербент

В Совет обратились граждане, проживавшие в 29-квартирном жилом доме № 22 по ул. Кобякова г. Дербент, признанного аварийным и снесенного в 2016 г. По соглашению местной администрации с застройщиком, ООО «Экономстрой», всем жителям сносимого дома должно было быть предоставлено другое жилье во вновь построенном доме по этому же адресу. В действительности в этом жилом доме квартиры предоставлены только 12 семьям, а 17 не предоставлены, что вынуждает их снимать другое жилье. Причины такого положения неясны. Граждане не соглашаются на предоставление другого жилья в другом месте на окраине города.

Учитывая обязательность исполнения местной администрацией и застройщиком принятых на себя обязательств, Совет рекомендует Администрации г. Дербент и ООО «Экономстрой» предоставить жителям снесенного в связи с аварийностью жилого дома № 22 по ул. Кобякова в г. Дербент другие жилые помещения во вновь построенном жилом доме по этому же адресу, а при невозможности такового - возвратить каждой семье денежные средства в размере, эквивалентном рыночной стоимости ранее занимаемого жилого помещения.

6.2. В части строительства ООО «Эхтибар» 10-этажного жилого дома по адресу: г. Дербент, ул. Г.Алиева, д. 13

В 2004 г. граждане - участники долевого строительства заключили с ООО «Эхтибар» заключили договоры о приобретении жилья в доме повышенной комфортности, оплатив его. Затем, по словам граждан, застройщик вывел денежные средства, стройка была остановлена и уже более 10 лет дом не достраивается. В Дербентском отделе УМВД по Республике Дагестан прекращено уголовное дело, возбужденное в 2010 г. против застройщика по факту мошенничества. В связи с прекращением строительства пострадали около 100 семей. Ранее на месте дома располагался детский стадион, территория которого после сноса была ненадлежаще рекультивирована, и жилой дом выстроен без усадки фундамента. Проведенная экспертиза пришла к выводу о непригодности земельного участка для многоэтажного строительства и ненадлежащем состоянии конструкций жилого дома.

С учетом изложенного, Совет рекомендует Правительству Республики Дагестан и Администрации г. Дербент разработать дорожную карту по решению проблем участников долевого строительства 10-этажного жилого дома по адресу: г. Дербент, ул. Г.Алиева, д. 13 и в зависимости от состояния жилого дома и расположенного под ним земельного участка либо его достроить с участием другого застройщика (которому предоставить преференции), либо снести, решив вопрос о компенсации гражданам уплаченных денежных средств.

6.3. В части признания жилого дома по адресу: г. Махачкала, ул. Буйнакского, д. 29 аварийным и переселением его жильцов на окраину города

В Совет обратились жители двухэтажного дома № 29 по ул. Буйнакского г. Махачкала. Они не согласны с признанием аварийным жилого дома, расположенного в центре города по адресу: г. Махачкала, ул. Буйнакского, д. 29 и их переселением в другой жилой дом на окраине города. Жилой дом признан непригодным для постоянного проживания актом исследования независимой экспертизы от 29 декабря 2014 г. и заключением МВК от 14 декабря 2011 г., несмотря на самостоятельное проведение жителями в 2011 г. его капитального ремонта с заменой полов, окон, дверей и частично - инженерных коммуникаций.

Граждане ссылаются на конструктивную безопасность и сейсмоустойчивость жилого дома, на фиктивность обследования и многочисленные нарушения Положения о признании жилья непригодным для проживания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, а именно: отсутствие заявлений собственников о проведении  обследования дома на предмет аварийности, непроведение обследования жилого дома комиссией с участием полномочных органов государственного и муниципального контроля и надзора, специализированной организации, жителей и др.

Тем не менее, при обсуждении с местной администрацией в 2014 г. условий переселения из занимаемого жилья граждане в письменных договорах согласились на предоставление им других квартир в расположенной в 400 м от данного дома новостройке по ул. Заманова, д. 46, т.к. им предлагалось улучшение жилищных условий (увеличение площади предоставляемого жилья). Однако, по словам граждан, данный вариант органами власти больше не рассматривается и от них «требуют переселения на край города, в дом типа семейного общежития, построенного в худшем районе города, на болоте, где нет школы, садика, других социальных объектов, в том числе и городского транспорта».

С учетом изложенного, Совет рекомендует Администрации г. Махачкала провести надлежащее обследование состояния жилого дома по адресу: г. Махачкала, ул. Буйнакского, д. 29 на предмет пригодности к проживанию с участием полномочных органов государственного и муниципального контроля и надзора, специализированной организации, а также его жителей и в случае непригодности для проживания – переселить жителей в жилой дом по ул. Заманова согласно ранее принятым обязательствам.

6.4. В части незаконного строительства многоквартирного жилого дома в г. Дербент частично на земельном участке, принадлежащем на праве собственности пенсионеру

В Совет обратилась пенсионерка С. с жалобой на частичный захват застройщиком, ООО «Строй-Сити», земельного участка по адресу: г. Дербент, 1-й Красноармейский пер., д. 2, принадлежащего ей вместе с постройками на праве собственности. После принятия застройщиком на себя обязательства по предоставлению С. нежилого помещения и однокомнатного каркаса в данной новостройке, заявительница согласилась на данную застройку.

После того, как участок пенсионера стал подъездом принятого в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, застройщик отказался от исполнения собственных обязательств, и по словам С., ей стали поступать угрозы расправой в случае попыток восстановления своих прав. Как указывает заявитель, по ее обращениям не были приняты меры реагирования ни правоохранительными органами, ни органами местного самоуправления.

С учетом изложенного, Совет рекомендует прокуратуре г. Дербент и Адвокатской палате Республики Дагестан принять меры по восстановлению нарушенных прав пенсионерки С., при необходимости и наличии правовых оснований, в судебном порядке.

6.5. В части сохранения, обустройства и придания защитного статуса парковой зоны Эльтавскому лесу. В Совет поступило несколько обращений жителей г. Махачкала по вопросу сохранения Эльтавского леса – одного из немногих лесных массивов г. Махачкалы, который местные жители много лет активно сохраняют от застройки и где можно разместить парковую зону.

Несмотря на решение главы г. Махачкалы от 30 марта 2016 г. он до сих пор не оформлен как городской лесопарк. Из 80 Га остаётся незастроенным порядка 30 - 35 Га, за последние три года было вырублено порядка 1500 деревьев, ведётся строительство многоэтажных домов. В лесу сформирован большой массив из участков под строительство, однако информации о проведении торгов по продаже земли нет, что свидетельствует о закрытом характере процесса распределения участков, застраиваемых, как правило, без проекта и разрешительной документации.

Учитывая очевидную недостаточность озелененных территорий в г. Махачкала, тем более естественных, Совет поддерживает предложения граждан и рекомендует Администрации г. Махачкала обустроить в Эльтавском лесу зеленую парковую зону с полным запретом на капитальное строительство и размещение стационарных объектов.

 

7. Проблемы безосновательного предоставления земельных участков и застройки населенных пунктов.

7.1. Неоправданное предоставление земельных участков в п. Ленинкент г. Махачкала должностным лицам органов власти вместо многодетных семей

В Совет обратились жители п. Ленинкент г. Махачкала с жалобой на непредоставление земельных участков многодетным семьям и семьям, имеющим инвалидов, которые состоят в соответствующей очереди более 15 лет, и их предоставление должностным лицам органов власти г. Махачкала, в т.ч. значительного размера («в несколько гектаров»).

Граждане также ссылаются на нечеткое разделение полномочий между городской и поселковой администрациями в вопросе о предоставлении земельных участков и на игнорирование их мнения.

7.2. Неоправданная застройка села Кафыр-Кумух с окрестностями и непринятие органами власти надлежащих мер по ее прекращению

В Совет обратились 12 депутатов Совета депутатов МО «Кафыр-Кумух» Буйнакского района и жители с. Кафыр-Кумух с коллективной жалобой на «неконтролируемую» застройку села и окрестностей более чем 60 капитальными строениями и непринятие с 2009 г. местной администрацией, органами исполнительной власти и правоохранительными органами надлежащих мер по ее прекращению и привлечению к ответственности главы местной администрации и других ответственных за это должностных лиц с застройщиками.

С целью исключения социальной напряженности Совет рекомендует Правительству Республики Дагестан провести полную инвентаризацию земель и правообладателей (прежде всего, в п. Ленинкент, с. Кафыр-Кумух и других населенных пунктах, откуда поступали аналогичные жалобы) и при наличии нарушений принять предусмотренные законодательством меры реагирования для восстановления законности и прав граждан.

8. Проблемы сноса жилых домов, построенных в охранных зонах газопроводов

В Совет обратились собственники жилых домов, расположенных в селении Филя Магарамкентского района Республики Дагестан, по проблеме предъявления ООО «Газпромтрансгаз Махачкала» в суд и удовлетворения судами исков о принудительном сносе за счет владельцев домостроений, расположенных в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода высокого давления «Моздок – Казимагомед».

В своих жалобах граждане обоснованно ссылаются на открытость и добросовестность приобретения ими земельных участков в середине 1990-х годов и возведения на них домов при отсутствии до последнего времени каких-либо юридических либо визуальных данных о наличии вблизи земельного массива газопровода в органах государственной власти (включая органы государственного земельного кадастра и регистрации прав на недвижимость), местного самоуправления, надзорных и контрольных органах и ведомствах, а также на отсутствие доказательств обратного в материалах судебных дел. Более того, по словам заявителей, при газификации поселка в 2013 г. не выявлялось никаких нарушений в размещении домов и граждане о них не уведомлялись. Тем не менее, судами иски удовлетворены, и решения вступили в законную силу.

Полностью аналогичные обстоятельства отсутствия у граждан - добросовестных собственников земельных участков и расположенных на них домов информации о расположении последних в охранной зоне газопровода высокого давления излагаются в коллективной жалобе в Совет от 30 жителей ул. Избербашская пос. Ленинкент Кировского района г. Махачкалы. Кроме подачи к жителям аналогичных исков в суд, граждане ссылаются на полное отсутствие диалога с ними представителей ООО «Газпром трансгаз Махачкала».

Совет в своих рекомендациях неоднократно рассматривал подобные ситуации большой системной проблемы, указывал и настаивает на том, что избираемый структурными подразделениями ПАО «Газмпром» способ защиты своих прав является ненадлежащим и расходится с конституционными требованиями об обеспечении права каждого на собственность и на жилище, недопустимости его произвольного лишения и запрете собственнику нарушать права и свободы других лиц (ст.ст. 17, 35, 40 Конституции РФ). Подобные случаи выявлялись Советом в Ставропольском крае, Ростовской, Свердловской и других областях. В подобных случаях организации следует рассматривать возможность применения новых технологий реконструкции газопроводов, обеспечивающих сокращение охранной зоны, что гораздо менее болезненно и затратно, чем снос домов с переселением жителей.

Учитывая многолетнюю добросовестность граждан, не располагавших информацией о наличии линии газопровода при строительстве домов и неуведомление их об этом ни органами власти, ни подразделениями Газпрома при отсутствии охранных знаков на местности, а также приоритет и высшую ценность прав и свобод человека и гражданина с конституционной обязанностью органов власти обеспечивать их государственную защиту,

В этой связи Совет вновь рекомендует ПАО «Газпром» для избежания социальной напряженности и обеспечения конституционных прав граждан проработать возможность реконструкции газопроводов вблизи населенных пунктов в указанном и в других спорных случаях, где построенные десятки лет назад отдельные жилые дома оказались на окраине границы охранной зоны газопровода, с целью ее сокращения либо переноса части газопровода за пределы территории населенного пункта. По судебным спорам целесообразно рассмотреть вопрос о заключении с собственниками мировых соглашений в кассационной инстанции либо на стадии исполнительного производства.

 

Раздел II. О соблюдении права на жизнь жителей Республики Дагестан

 

1. Проблема безвестных исчезновений и нерасследованных убийств граждан на территории Республики Дагестан

Во второй половине 2016 и в 2017 гг.. в адрес Совета поступило значительное количество обращений и жалоб на действия правоохранительных органов Республики Дагестан. В обращениях, прежде всего, указывается на серьезные недостатки в расследовании уголовных дел по резонансным убийствам в республике за последние годы. Например, убийство братьев Г. в Шамильском районе в 2016 г. и вероятная инсценировка в последующем их принадлежности к бандформированиям. Расстрел пяти молодых охотников из поселка Шамхал в 2014 г., в убийстве которых обвинили неизвестных боевиков. Увеличивается список нераскрытых убийств религиозных деятелей, журналистов и иных граждан.

Расследование большинства уголовных дел затягивается на долгие годы и несмотря на передачу наиболее сложных и резонансных дел из межрайонных следственных органов в Следственное управление СК России по Республике Дагестан, во многих случаях родственники погибших не согласны с результатами расследований и требуют независимого расследования, повышения его уровня и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в длительной волоките. В итоге все более снижается доверие населения органам власти и правоохранительным органам.

Наиболее многочисленные обращения граждан связаны с безвестными исчезновениями их родственников, в основном молодых людей в возрасте 18 – 30 лет. Всего пропавших без вести в учетах правоохранительных органов Дагестана числится 284 чел. Из них безвестно исчезли в период 2012 – 2018 гг.. 87 чел., в том числе в 2012 г. пропало без вести 54 чел., в 2016 г. – 19 чел.

Практически во всех случаях родственники в категоричной форме обвиняют в похищениях представителей силовых ведомств, пытаются доказывать непричастность своих близких к бандформированиям, предъявляют убедительные доказательства их похищений (показания свидетелей, биллинги телефонов, записи с камер видеонаблюдения и др.).

Большинство ситуаций, связанных с безвестным исчезновением граждан и ходом расследования уголовных дел, очень похожи. В качестве примера можно привести наиболее характерное и трагичное дело восьми пропавших без вести молодых людей из Хасавюрта в 2016 г. Об этом рассказали матери потерпевших во время приема населения членами Совета в г. Хасавюрте. 28 сентября 2016 г. безвестно исчезли М., М., У., Д., уехавшие из Хасавюрта в Каспийск за цементом и переставшие выходить на связь. Вслед за этим 4 октября 2016 г. пропали с технической стоянки в центре г. Хасавюрт Д., К., Г. и Д., их телефоны одновременно перестали отвечать родственникам.

Следует отметить, что в республике дети ежедневно созваниваются с родителями и сообщают о своих передвижениях и планах. Малейший сбой связи вызывает тревогу и поиск. Поэтому в дни исчезновения указанных лиц их родственники немедленно начали свое расследование и сообщили об исчезновении в правоохранительные органы. По словам родственников указанных граждан, ими были получены доказательства о захвате молодых людей в Хасавюрте и Каспийске и содержании их в подразделениях Центра по противодействию экстремизму, но представлявшиеся доказательства в расследовании следствием не проверялись и продолжают грубо игнорироваться.

В ночь с 8 на 9 октября 2016 г. в Гудермесском районе Чечни на грунтовой дороге между селами Герзель и Энгельс-Юрт силовыми подразделениями были уничтожены восемь человек в двух машинах. Как было установлено позднее, это были пропавшие ранее в Хасавюрте и Каспийске молодые люди. Их тела оказались сгоревшими полностью и находились в салонах принадлежавших им двух автомашин. Следует отметить, что их машины были заявлены как похищенные в день безвестного исчезновения, и находились в розыске, при таком положении вызывает большое сомнение возможность полностью незамеченными преодолеть посты на границе республик.

В постановлении следователя СУ СК России по Чеченской Республике о ликвидации т.н. «боевиков» указывается, что информация о появлении боевиков из Дагестана была получена заранее и в указанном месте их ожидали военнослужащие шести различных подразделений силовых органов Чечни и Дагестана. Далее традиционная фабула – «автомашины не остановились, из них последовал шквальный огонь. Ответным огнем боевики были уничтожены и сожжены до костных останков». Следует отметить, что находящиеся в двух автомашинах тела восьми человек сгорели полностью: никто не вышел, не выпал. Принадлежность костных останков удалось установить только с помощью молекулярно-генетических исследований.

Родственники погибших не согласны с версией правоохранительных органов, что молодые люди одновременно, ввосьмером договорились поехать в Чечню для совершения преступлений. Родственники ссылаются на наличие у них непроверенных следствием доказательств о задержании всех на территории Дагестана, содержании их под стражей. Большинство молодых людей характеризовались по месту проживания и работы положительно. В настоящее время уголовные дела расследуются в Махачкале, непосредственно в СУ СК России по Республике Дагестан, и со времени убийства прошло полтора года.

Из общения с родственниками пропавших без вести и погибших при нерасследованных до конца обстоятельствах, а также с представителями силовых и правоохранительных органов Советом выявлен ряд обстоятельств и проблем, затрудняющих своевременное и объективное расследование указанных деяний. Представляется необходимым передать расследование данного дела в Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации.

Совет заинтересовался делом Х.: его поставили на профилактический учет в марте 2016 г., узнал он об этом через три месяца от сотрудника полиции. Будучи официально зарегистрирован в Казбековском районе, он фактически проживает в Хасавюрте. Этого было достаточно, чтобы поставить его на профилактический учет. Потребовали сдать отпечатки пальцев, биоматериал на анализ ДНК, фонограмму голоса и т.д.; потребовали, чтобы информировал о каждом отъезде за пределы населенного пункта. Каждую неделю ему звонит сотрудник. Не понимая причин постановки на учет. Х. подал в суд, требуя отменить профучет. Однако в суде представитель МВД по Республике Дагестан официально заявил, что Х. не состоит на профилактическом учете. Этого оказалось достаточно, чтобы отказать в удовлетворении требований заявителя, однако членам Совета были переданы официальные документы из базы данных полиции, из которых следует, что заявитель по сей день состоит на учете.

С учетом изложенного, Совет рекомендует ФСБ России, МВД России, Генпрокуратуре России, СК России принять исчерпывающие меры по соблюдению законности и обеспечению прав человека по следующим системным нарушениям, связанным с безвестными исчезновениями и убийствами граждан:

- наладить взаимную координацию между федеральными и республиканскими правоохранительными органами в антитеррористической деятельности,;

- при отказах в выдаче тел «террористов» не препятствовать проведению с ними следственных действий, в т.ч. опознания и экспертиз. Родители обоснованно требуют открыто устанавливать истинные причины смерти с надлежащим использованием всего комплекса доказательств;

- наладить ведение картотеки отстрела табельного оружия правоохранительных органов, т.к. обезличивание оружия упрощает его несанкционированное применение и фальсификацию доказательств;

- регламентировать ответственность должностных лиц за нарушение сроков розыска по «горячим следам»;

- активнее применять уголовную ответственность за лжесвидетельство и предоставление заведомо ложной информации по делам, связанным с трагической гибелью людей.

 

2. О предотвращении дорожно-транспортных происшествий с участием детей, а также таксомоторных транспортных средств

По результатам встречи с военнослужащими Каспийской флотилии, на которой в связи с увеличением количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей, а также таксомоторных транспортных средств обсуждались причины по их предотвращению, Совет рекомендует:

Министерству образования и науки Республики Дагестан совместно с УГИБДД МВД Республики Дагестан

- провести проверку образовательных учреждений дошкольного и школьного образования, введенных в эксплуатацию в последние годы, на предмет их обеспеченности безопасной дорожной инфраструктурой (оборудованные пешеходные переходы, искусственные неровности, светофоры, тротуары и др.);

Министерству транспорта Республики Дагестан совместно с УГИБДД МВД Республики Дагестан:

- в целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок провести проверку технического состояния автотранспортных средств, используемых в крупных городах (Махачкала, Дербент, Кизляр и др.) для пассажирских перевозок в виде маршрутных такси, а также автотранспортных средств, используемых для перевозки детей;

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: