«Ампутировать части, чтобы спасти Махачкалу»
18.08.2018 06:00О том, как Махачкалу будут приводить в надлежащий вид, — что снесут, а что оставят, на что надо обращать внимание при покупке квартиры, а также как должна выглядеть центральная площадь дагестанской столицы, мы побеседовали на полях стратегической сессии, посвященной развитию строительства и ЖКХ, с недавно назначенным руководителем республиканского Комитета по архитектуре и градостроительству Незиром Гусейновым.
— В последнее время начали говорить о необходимости решения проблем в градостроительстве. В Махачкале с ее хаотичной точечной застройкой эта наиболее актуальна. Как все-таки предлагается решить эту проблему? Снести все и начать с чистого листа или же придется искать другой подход без кардинальных мер?
— Для начала надо завершить обследование всех объектов в городе, провести инвентаризацию того, что здесь натворили. То есть мы должны понять, насколько тот или иной объект представляет опасность. Вот, в городе говорят, что все снесут. Но решение о сносе принимается не потому, что хочется что-то снести. Ни глава республики, ни архитекторы, ни строители этого не хотят. Но есть здания, которые были построены без соблюдения норм, они по всем параметрам не отвечают правилам безопасности. Ни санитарным, ни градостроительным, ни противопожарным. Мы знаем, что когда загораются торговые комплексы, в них заживо сгорают люди. Неужели обязательно ждать такого происшествия, чтобы сделать вывод о том, как делать нельзя. Специалисты такие угрозы видят заранее. И поэтому то, что можно еще привести в соответствие с нормативами, останется, пусть там живут люди. В остальных случаем мы укажем, по каким параметрам есть нарушения и что с этим надо делать. Возможно, что-то снести частично, где-то изменить внутренние параметры здания. К каждому объекту будет индивидуальный подход, а не так, что просто налетели и снесли.
В городе есть объекты, которые вынесены на линию тротуаров. Почему из-за одного дома люди вынуждены наступать на проезжую часть и подвергать себя опасности? К некоторым домам не сможет подъехать пожарная машина. А как тушить квартиру в них? Ждать, пока весь дом сгорит? В таких случаях необходима, скажем, ампутация каких-то частей. Без этого не обойтись. Поэтому и проводится комплексное обследование всех этих зданий.
— Пока идет работа по наведению порядка, не принимаются превентивные меры? Например, может ввести мораторий на строительство?
— Мораторий уже есть. И сейчас определяются границы исторической части Махачкалы, где до введения нового градостроительного регламента без проекта планировки запрещено вести строительство. Точечная застройка очень сильно нагружает существующие сети, дорожно-транспортную инфраструктуру. Надо понимать, что урбанизация не может протекать безболезненно. Чтобы построить один квадратный метр жилья, нужно построить 20 квадратных метров дорог и социальные объекты. Сейчас же дома построили, застройщик ушел и его уже не найти. А жильцы потом приходят к государству и говорят: «Дайте нам школу». Но когда покупали квартиры, не интересовались, какова инфраструктура, есть ли она вообще. К тому же все знают про дома с нарушениями. Тем не менее покупают.
— Тут, наверное, важную роль играет низкая стоимость квадратного метра.
— Низкая цена не должна быть главным критерием. Нет никаких оправданий тем, кто нарушает закон.
— Вы сделали сенсационное заявление о том, что мораторий на строительство введен. Но при этом это не афишировалось, нигде об этом не сообщалось. Это во всем городе или в какой-то определенной части?
— Он не афиширован. Строительство запрещено до наведения порядка с теми объектами, которые возводятся незаконно. Сейчас это все нарабатывается. С 3 августа действуют изменения в градостроительном законе. И ограничения были введены еще до меня. Осталось отрегулировать кое-какие моменты, провести лабораторные исследования домов и понять, какие представляют угрозу. Результаты всего этого позволят нам принять правильное решение.
— Еще одна важная тема, которую обсуждают в последнее время — это планы по реконструкции площади. Мы публиковали презентацию проекта, представленную вами 5 августа на Совете по градостроительству при главе Дагестана. Реакция была разная.
— Это был не проект, а концепция. Местные архитекторы представили три своих проекта, поэтому я тоже предложил свой вариант.
— То есть это концепция, которую могут принять, а могут и не принять?
— Да, совершенно верно.
— Расскажите, как, на ваш взгляд, должна быть реконструирована площадь Махачкалы?
— Площадь всегда имеет статус государственности и имеет функциональное назначение. Я помню времена, как на троллейбусе проезжал по площади и у мединститута была остановка. И поэтому предлагаю открыть площадь для проезда. Что касается самой площади, то там должно быть место для проведения государственных праздников у памятника. Все, что происходит там, должно транслироваться на большом экране. Его можно использовать не только по праздникам, но и для показа важных спортивных соревнований. Спорт объединяет людей. Кроме того, по концепции предусматривается проведение и культурных мероприятий. На монтаж и демонтаж тратятся деньги, поэтому нужно сделать неразбираемую конструкцию. Пусть будет постоянно действующая площадка для тех, кто хочет играть или танцевать. Такие места становятся центром притяжения. Их должно быть в городе несколько. Кроме того, я посмотрел шире и объединил сквер Фазу Алиевой, Расула Гамзатова и Аллею Дружбы в единое пространство. Получилось свыше 12 гектаров. И вся эта территория требует реконструкции. Где-то разноуровневые переходы. Я там специально пробыл три дня. Общался с молодежью, с женщинами с колясками и учел их предпочтения. И, конечно же, должно быть естественно интегрированное озеленение и национальная идентичность.
— А ваш проект укладывается в те 350 миллионов рублей, которые выделило правительство Москвы на реконструкцию площади?
— Да. И даже с учетом ремонта самого памятника, который находится в аварийном состоянии.
— С тем, что есть, как будете работать — более-менее понятно. А что дальше будет с городом?
— Будут развиваться новые территории согласно проектам планировки. Не просто сами по себе, когда кто захотел и построил что вздумалось. А будет общая территория с проектом планировки по всем градостроительным правилам.
—А есть необходимость принятия нового генплана Махачкалы?
— Мы проанализируем его и скорее внесем изменения в существующий генплан. Кроме того, городу надо вернуть потерянный институт, который будет на постоянной основе разрабатывать градостроительный план?
— Вы давно уехали из Дагестана и работали далеко за пределами республики. За это время часто посещали Махачкалу и видели все ее этапы изменения?
— Я приезжал очень редко, к сожалению. Раз в год, а то и реже. В моей памяти остался тот город, который я всегда любил. С запахом акаций. В мае-июне на улице Гагарина цвели акации, можно было прямо с улицы сорвать и грызть цветки. Улица была очень зеленой. Этот образ города до сих пор остался у меня. И я буду рад и горд за нас всех, если удастся вернуть хотя бы десятую часть того города.
Глава Дагестана будет утверждать и согласовывать уставы казачьих обществ
предусмотрены случаи отказов
04.03.2023 11:18