Чиновники вынудили людей защищать города

21.04.2018 00:08
Судебная тяжба вокруг строительства храма в парке «Ак-Гель» стала обрастать новыми обстоятельствами/Фото: Евгений Костин

Активисты общественного движения «ГородНаш» и «Каспийск — наш город» 14 апреля провели пресс-тур по Махачкале и Каспийску, в ходе которого рассказали журналистам о проведенной работе по сохранению городских пространств. Участники пресс-тура посетили в Махачкале парк имени Ленинского комсомола, место застройки у памятника Эффенди Капиеву по проспекту Гамзатова и парк у озера Ак-Гель, в Каспийске — городской пляж и центральный парк города. Гражданские активисты обратили внимание на сохраняющиеся угрозы застройки парковых зон в городах.

Пресс-тур был организован в форме более чем трехчасовой поездки на автобусе по местам, которые удалось отстоять от застройки, с остановками и экскурсиями, рассказами о городской истории. В числе участников пресс-тура были и студенты Дагестанского художественного училища, которые попробовали представить свои впечатления от поездки в формате “workshop” (активный обучающий и развивающий метод групповой работы с акцентом на получении динамического знания), — по итогам может быть организована выставка художественных работ, с фото- и видеоматериалами поездки и деятельности общественного движения в защиту города.

Городские активисты рассказали о проделанной более чем за год работе по защите парковых зон от застройки — совместная деятельность участников инициативной группы «#ПаркНаш» началась с отстаивания парка имени Ленинского комсомола и борьбы против строительства в парке музея «Россия — моя история». Напомним, решение о строительстве музея в парке, уже принятое и оформленное документально руководством Дагестана и Махачкалы в 2016–2017 годах (во время правления Рамазана Абдулатипова и Мусы Мусаева), было позднее, под давлением общественности и после обращений в суд, отменено: в итоге музей «Россия — моя история» размещен в здании, проектировавшемся ранее как спортивное сооружение, в районе пересечения улиц им. Имама Шамиля и Дахадаева.

После борьбы за парк имени Ленинского комсомола работа инициативной группы городских активистов продолжилась в форме общественного контроля за ситуацией в других парках и скверах и оформилась в виде общественных движений «ГородНаш» и «Каспийск — наш город». Внимание активистов движения было привлечено к проблемам Эльтавского леса, попыткам застройки территории у памятника Эффенди Капиеву, в парке у озера Ак-Гель и в центральном парке Каспийска, к другим застройкам и нарушениям норм градостроительства — участники движений не оставляют без общественного контроля деятельность властей и желающих застроить зеленые зоны, направляют персональные и совместные обращения в органы власти, организуют сбор подписей в защиту парковых зон, ведут обсуждения на общественных мероприятиях и в СМИ, подают заявления в правоохранительные и судебные органы.

В настоящее время большую озабоченность у активистов вызывает ситуация с застройкой парка у озера Ак-Гель, где под строительство православного храма в честь Александра Невского выделен 1 гектар и так небольшой парковой территории. После обращения в суд строительство храма в парковой зоне приостановлено, но, по словам юриста и активиста движения «ГородНаш» Арсена Магомедова, есть основания опасаться, что запрет на строительство в парке может быть снят: «Нас тревожит то, что, по информации от анонимных источников, руководству республики доложили о том, что спор с епархией за землю ведут не общественники, а частные застройщики, которые хотят получить ее для своих нужд, — хотя это не так, никаких частных интересов, кроме как оставить парк для горожан и общества, у нас нет».

С заявлением в суд обратились как раз русские, православные граждане из числа участников общественного движения, которые против строительства храма на территории парка. При этом никто не против постройки религиозных объектов, но есть несогласие с их возведением именно в парковой зоне, и так немногочисленной для Махачкалы. Здесь речь может идти как раз о частных интересах администрации города, которая продает подходящие для возведения храма места, считает журналист Андрей Меламедов: «Парк выделили под данный проект, так как продать общественную территорию по закону невозможно, а если отдать под религиозное учреждение, то возражать мало кто будет». И совсем рядом с парковой территорией у озера есть три гектара земли, которые были проданы под застройку.

Активисты общественных движений пообещали продолжить свою работу по развитию городских пространств, сохранению экологического, культурного и исторического наследия, призвали горожан не оставаться равнодушными к решению общих проблем, присоединяться и участвовать в работе инициативных групп.

«НД» выяснило у участников группы «ГородНаш», что побудило их к совместной общественной работе.

Почему вы вступили в группу «ГородНаш»?

Яна Мартиросова, журналист, экскурсовод

Движение возникло очень спонтанно. Люди вышли защитить парк Ленинского комсомола, и выяснилось, что нас очень много — тех, кому небезразлична судьба города и кто против застройки не только этого парка, но и других скверов и парков. Я имею право высказать свое мнение как житель этого города. Вечное желание властей застроить все вокруг своими «аллеями мастеров» и тому подобным переполнили чашу терпения людей. Я здесь живу и работаю с туристами, помимо этого я хочу, чтобы мой город был удобным и для проживания в нем моим детям. Свои дома и квартиры мы ведь обустраиваем, так почему мы не хотим, чтобы так же уютно и тепло было и за пределами наших квартир?

Арсен Магомедов, юрист

Я вступил в группу потому, что формула успеха общественного дела состоит из трех составляющих: юридическая работа, наличие группы, информационное сопровождение общественной работы в СМИ и социальных сетях. До этого я работал в одиночку как юрист, и это не всегда получалось. Сейчас мы объединили эти три составляющие, что позволяет нам добиваться значительных успехов.

Лариса Бачиева, общественный деятель

Потому что я люблю свой город и хочу быть полезна ему. Наш город достоин лучшего. Как часто мы смотрим архивные фотографии и видео и ностальгируем по прежней Махачкале, которая утопала в зелени. А что сейчас имеем — каменные застройки. Я сама родилась в Хасавюрте, но Махачкала — это наша столица, и потому я не хочу, чтобы мой город пропал, исчез. К примеру, в других республиках и странах искусственно создают озера и водоемы для людей, а мы, наоборот, уничтожаем то, что нам даровано природой, застраивая их и загрязняя.

Зенаб Маммаева, активист

Нам надоело. У нас борьба началась еще со школы, с Центра одаренных детей, когда у учеников три раза пытались отобрать территорию школы и саму школу. Потом был парк, это было чересчур. Люди объединились, и неравнодушных оказалось немало, тех, кто готов бросить семью и работу и примчаться в любое время. Многие поначалу думали, что это невозможно — вот так вот победить и отстоять, но это не так. Все возможно, если мы вместе.

Шамиль Хадулаев, общественный деятель

Я стоял на защите города всегда: я коренной житель Махачкалы и мне, как и многим другим, небезразлична судьба моего города. Парк Ленинского комсомола стал удачным проектом, когда люди объединились. Это тот самый случай, когда люди не преследуют какие-то материальные интересы, а совершенно искренне выходят на защиту парков, скверов, памятников, чтобы сохранить все это для себя и подрастающего поколения. Власти это увидели и поняли. Мы так же будем продолжать отстаивать и другие точки в Махачкале, Каспийске и других городах республики. Нас много.

Хабиб Айгумов, член правления общественной организации «Каспийск — наш город»

Совершенно случайно началось все с парка Ленинского комсомола, люди сплотились, вышли и сказали властям «нет». Сам я каспийчанин, у нас в городе также хотели отобрать у народа городской пляж, разобрать по кускам и застроить, но люди вышли и остановили это.

Аида Мирмаксумова, журналист

Я занимаюсь этим, потому что это, прежде всего, мой город и я хочу им гордиться. Я не хочу стыдиться того, что в моем городе вечно мусор, вечно грязь, и даже когда ко мне приезжают гости и друзья из других городов и стран, я не хочу стесняться того, что в моем городе нет зеленых насаждений, нет парков, где можно погулять. Я часто езжу в Грузию, и когда ты ходишь по Тбилиси и видишь, как много там зеленых зон, ты попадаешь в совершенно нормальный город, где можно посидеть в сквере на скамейке, тогда я начинаю завидовать и думать: почему этого нет в моем родном городе, тех деревьев и парков? Я не хочу завидовать, я хочу так же наслаждаться природой в своем любимом городе. Еще мне не нравится то, что руководят моим городом люди, приехавшие в город невесть откуда, то есть не махачкалинцы. Они не болеют за этот город, они не знают его таким, каким помню его я. Они просто покупают эти кресла, пускают корни, а потом стараются оправдать эти деньги любым способом. Кому это понравится? Никому. Я не хочу, чтобы на моем городе зарабатывали разные хапуги.

Магомед Магомедов, общественный деятель

Пришлось. Рядом с нашим домом на улице Венгерских бойцов был и есть небольшой сквер вдоль канала. В прошлом году на месте сквера вырыли котлован и начали строить многоэтажный дом. Нас это не устроило. Мы отстояли этот сквер, за свой счет засыпали котлован, поставили детскую площадку. Если не обращать внимания и оставить все как есть, то город будет завален различными уродливыми застройками.

Зияутдин Увайсов, адвокат, правозащитник

Я в группе потому, что чувствую свою ответственность за свой город. Я хочу, чтобы места общего пользования были сохранены, чтобы чиновники соблюдали законы.

Саид Ниналалов, ученый, предприниматель, писатель

«Город наш» — это группа людей, и с каждым днем все больше нас, защищающих свой город, то место, где мы выросли. Все началось с парка. Теперь каждый раз, когда какому-то чиновнику приглянется место возле памятника или сквера, мы встаем на их защиту. Но, к сожалению, политика уплотнительной застройки в городе продолжается.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: