Эхо Мьянмы

09.09.2017 14:31

Происходящее в Мьянме многих дагестанцев не оставило равнодушными. Часть репостила в социальных сетях ужасающие фотографии с трупами предполагаемых жертв конфликта, другие призывали не спешить с выводами. А в воскресенье, 3 сентября, несколько сотен человек вышли на улицы Махачкалы, чтобы высказать свое мнение о происходящем в далекой стране. Аналогичные акции прошли в Москве и некоторых других регионах. В Чечне на митинг в поддержку мусульман Мьянмы вышли, по данным МВД региона, более миллиона человек. «Новое дело» попыталось выяснить, что же на самом деле происходит в Бирме, и как, по мнению экспертов, лучше всего помочь тем, кто сейчас находится там под угрозой.

Первый митинг — в Дагестане

На распространяемые в мессенджерах свидетельства зверств по отношению к мусульманам Мьянмы отреагировала молодежь Дагестана. Ее представители договорились в соцсетях собраться утром 3 сентября на стихийный митинг и высказать своем мнение о происходящем в Мьянме. Утром возле площади Ленина в Махачкале собралось, по разным оценкам, от 250 до 2000 человек. Первая цифра — официальные данные МВД республики, вторая — подсчеты очевидцев. Пройти на площадь митингующим не удалось — она была оцеплена, так как в этот момент там уже были запланированы мероприятия ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

От площади они проследовали по маршруту Русский драматический театр — Родопский бульвар — Центральная Джума-мечеть — Муфтият республики. Участники шествия скандировали: «Аллаху Акбар». У Джума-мечети был проведен небольшой митинг, на котором выступавшие подчеркнули, что это не «политическая акция», а призыв к властным структурам осудить убийства мусульман-рохинья. К собравшимся вышел имам мечети Мухаммад Саламов. Он призвал не ходить по улицам, а собираться перед утренним намазом и делать коллективное дуа за угнетаемых мусульман. «Дуа — вот оружие мусульманина», — подчеркнул он. Небольшой митинг прошел и перед зданием муфтията Дагестана.

Историческая справка

Мьянма (ранее Бирма) — государство в Юго-Восточной Азии, в западной части полуострова Индокитай, бывшая британская колония. В 1948 году получила независимость. На территории государства проживает 135 народностей, общая численность населения — 60 миллионов человек. Подавляющее большинство населения — буддисты.

Мусульмане-рохинья (4 процента от общей численности населения страны) проживают в местности Аракан в штате Северный Ракхайн.

Как говорится в открытых источниках, еще в конце 18 века буддисты начали противостоять распространявшемуся исламу и мусульманам. Дело дошло до вооруженного конфликта, повлекшего жертвы среди мусульманского населения. Отдельное государство араканских мусульман было присоединено к Бирме, а его жители оказались национальным меньшинством. Сегодня их около 4 миллионов, а 50 миллионов буддистов составляют большинство населения.

Официальные власти Мьянмы отказываются признавать рохинья гражданами страны, считая их незаконными мигрантами из Бангладеш. Между правительственными силами и «Армией спасения рохинджа Аракана» периодически происходят столкновения. По некоторым свидетельствам, правительственные войска преследуют мирных жителей деревень, убивая их без суда и следствия и уничтожая жилища, и сотни тысяч мусульман были вынуждены покинуть родные края и скитаться в поисках безопасного места.

Считается, что лидером антиисламского движения является монах Ашина Вирату, которого журнал Time назвал лицом буддистского террора. Он возглавляет националистическое «Движение 969». Вирату, как утверждают отдельные источники, открыто призывает к уничтожению мусульман: «Если мы будем проявлять слабость, то наша земля станет исламской». От Вирату отрекся Далай Лама.

Карусель геноцида

В начале этого года в Мьянму отправился российский адвокат Мурад Мусаев. По возвращении в Россию он рассказал изданию «Кавполит» об увиденном. По его словам, в мире нет второго такого места, где людей убивали бы, унижали, уничтожали и лишали базовых прав, гарантированных Всеобщей декларацией прав человека, по чисто этническому и религиозному признаку.

«Происходили там действительно страшные вещи, — рассказал он «Кавполиту». — И перед поездкой туда мне представлялось, что, может быть, несколько приукрашены эти события. Но ничего подобного. Реально там сжигались целые селения. Жесточайшим образом убивали людей, в том числе детей. Вплоть до того, что детей бросали в горящие дома, в живое пламя. Многочисленные случаи насилия над женщинами. И самое страшное, что происходило не просто при попустительстве властей, а, по сути, при содействии местных силовиков».

По словам Мусаева, геноцид населения начался в 2012 году и периодически продолжался все пять лет. 3 сентября телеканалу «Дождь» адвокат сообщил, что в последние три недели начался новый «виток кровавой карусели геноцида», счет убитых идет на сотни. По итогам своей поездки Мусаев готовит доклад для представления его в ООН. По его словам, одна из важнейших задач — попробовать поставить перед ООН вопрос о создании трибунала по ситуации в Аракане.

А тем временем в Москве

В воскресенье, 3 сентября, сотни мусульман организовали стихийный митинг в Москве у посольства Мьянмы. Они высказывали протест происходящему геноциду мусульман в стране в Юго-Восточной Азии. По сведениям издания РБК, собравшиеся скандировали «Аллаху Акбар», молились на принесенных с собой ковриках и требовали переговоров с представителями посольства.

У посольства также находилось несколько десятков сотрудников полиции, они не вмешивались в происходящее.

«Привлечь виновных к ответственности»

Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад Аль-Хусейн (гражданин Саудовской Аравии, мусульманин) выразил тревогу в связи с насилием и подстрекательством к дальнейшему насилию на севере штата Ракхайн после нападений на силовые структуры, сообщает «Ислам.ру». Он настоятельно призвал все стороны отказаться от применения насилия и призвал государственные органы обеспечить их функционирование в соответствии с обязательствами по международному праву в области прав человека.

«Я полностью осуждаю насильственные нападения на сотрудников службы безопасности, которые привели к потере многих жизней и перемещению тысяч людей, — цитирует «Ислам.ру» Зейда. — К сожалению, мы опасаемся, что это происходит. Десятилетия постоянных и систематических нарушений прав человека, в том числе очень жестокие меры безопасности в связи с нападениями с октября 2016 года, почти наверняка способствовали воспитанию насильственного экстремизма, и все в конечном итоге проиграли».

Верховный комиссар предупредил все стороны о дальнейшем подпитывании насилия. Он призвал политическое руководство осудить риторику и подстрекательство, разжигающие ненависть, в том числе в социальных сетях.

Верховный комиссар Зейд сказал, что виновники нападений на сотрудников службы безопасности должны быть привлечены к ответственности, как и те, кто напал на гражданское население. Все это должно происходить при полном уважении международного права и прав человека. Государственные органы должны давать четкие инструкции силам безопасности, чтобы те воздерживались от использования непропорциональной силы, свели к минимуму количество ущербов и травм и проявляли уважение к праву на жизнь.

Муфтият Дагестана

3 сентября Муфтият республики заявил, что не имеет никакого отношения ко всем происходящим несанкционированным митингам и противостояниям, «идущим вразрез с официальной позицией российского государства». В организации отметили, что Муфтият всегда призывал и призывает население региона и всей страны молиться за всех притесненных и находящихся в трудном положении верующих братьев и сестер во всем мире, и призвали не делать каких-то выводов, исходя лишь из информационного потока в социальных сетях и отдельно взятых заявлений, в силу недостоверности распространяемой информации.

В конце сообщения Муфтията, положение в Бирме было сравнено с ситуацией в Чечне перед войной: «Радикалы хотят отделиться, убивают полицейских и военных, провоцируют на ответные действия местные органы власти. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что смута (фитна) спит, и на того, кто разбудит ее, падет проклятие Аллаха».

Вслед за этим обращением на сайте Муфтията республики был опубликован материал «Разменная монета Бирмы». В нем говорится, что происходящее в Мьянме вызывает тревогу у всех здравомыслящих людей на планете, и не только у мусульман.

«В то же время, в век информационных войн, до нас доходит различная, порою противоречивая информация, и мы еще не успели окончательно разобраться в истоках проблем этого многострадального народа рохинья. По некоторым данным, ситуацию провоцирует и некоторое количество радикалов из числа местного населения, нападая на полицейские посты, требуя отделения своего штата от государства Мьянма (Бирма). Ясно, что их поддерживают извне с определенной целью, и отнюдь не во благо народа рохинья. Конфликту в этой стране уже сотни лет, но в последние годы особо прокачивается тема столкновения именно на религиозной почве. Наблюдается и реальный факт, что к жителям данного штата давно уже относятся как к негражданам и загоняют их в особые территориальные зоны. Для них нет ни перспективы, ни мирного развития. Нет элементарных условий даже для получения образования, что создает благоприятную почву для пропагандистской деятельности иностранных эмиссаров, вербующих умы местной молодежи радикальными взглядами и настроениями», — говорится в материале.

При этом, как считают в Муфтияте, анализ показывает, что основной целью данного конфликта является искусственное разжигание вражды и такое развитие событий в регионе, при котором будет оправданно введение в страну иностранного контингента войск.

«При всем при этом бирманские власти, напуганные предыдущими зверствами ИГИЛ (запрещенная в России и ряде стран террористическая организация) в Сирии и Ираке, поступают не менее жестоко в ответ на вылазки радикалов. Пытаются полностью искоренить и уничтожить на корню те деревни, где, по поступающей к ним информации, орудуют радикалы. Все это прокачивается в СМИ, в результате чего формируется в мире нужное для определенных внешних сил общественное мнение и создается благоприятная почва для введения войск в страну, которая непосредственно граничит с Китаем и является ее союзником. Одним словом, по нашим предположениям, внешние силы хотят приструнить КНР посредством обустройства в данном регионе военной базы... и, конечно, — американской. А бедные жители, обманутые лжеидеями и вовлеченные в конфликт, окажутся разменной монетой, как было в совсем недавней истории в Чечне, Югославии. Подобный «джихад» мы также видели в наших дагестанских лесах», — говорится на сайте Муфтията.

В обращении к молодежи Дагестана Муфтият призвал не выходить на несанкционированные митинги, шествия: «Проявляйте Сабур, терпения нам всем! И давайте чаще молить Всевышнего, чтобы он уберег от бед всех мусульман, всех жителей планеты!»

На следующий день в Чечне

4 сентября масштабный митинг прошел в столице Чечни Грозном. В нем, по сообщению МВД республики, приняло участие свыше миллиона человек.

Как сообщала пресс-служба главы и правительства Чечни, в течение всего митинга со всех сторон в Грозный продолжал стекаться поток людей. Помимо жителей республики в нем приняли участие жители соседних субъектов.

Перед собравшимися выступил и глава Чечни Рамзан Кадыров. Происходящее в штате Ракхайн он сравнил с действиями надзирателей в фашистских лагерях смерти.

«Власти этой страны лишили права на жизнь более одного миллиона рохинья. Их жалкие жилища горят в огне. Беззащитных людей разрывают на части, сжигают на кострах, топят в воде. Детей бьют об землю, бросают в огонь. За этим молча наблюдают ООН, Евросоюз, региональные организации Юго-Восточной Азии, короли, президенты, мировая пресса. Вместо резкого осуждения геноцида ведутся жалкие разговоры о гуманитарной помощи. Вот истинная цена громким заявлениям властителей мира о преданности идеалам свободы и гуманизма. Кровавый режим устроил этническую чистку. Целый народ стоит на краю гибели. Его трагедия длится много лет. Но никто не вводит против этой страны экономические и политические санкции», — цитирует главу республики его пресс-служба.

Широкое обсуждение вызвало и видеообращение Кадырова, в котором он сказал, что «если Россия будет поддерживать тех шайтанов, я против позиции России, потому что у меня есть свое видение, своя позиция». Прокомментировать эти слова попросили президента России Владимира Путина на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в Китае. «Что касается мнения граждан России по поводу внешней политики российского государства, то каждый человек имеет право иметь собственное мнение, это вне зависимости от его должностного положения, — сказал Путин. — Что касается руководителей регионов, то это тоже в полном объеме их касается. Но я вас уверяю, здесь никакой «фронды» со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке».

Рамзан Кадыров же в свою очередь напомнил, что является верным пехотинцем президента, готовым выполнить приказ любой сложности верховного главнокомандующего и отдать свою жизнь. А после того как Владимир Путин осудил произвол, чинимый против мусульман Мьянмы, выразил ему благодарность.

Далай-Лама извинился

После событий в Мьянме в интернете было опубликовано видео, в котором Далай-лама XIV просил прощения за бирманских буддистов, которые причиняли вред мусульманам: «Когда я впервые услышал, что буддийские террористы, как их называют, учинили мусульманские погромы, я находился с визитом в Вашингтоне. Я обратился к ним и сказал: «Представьте лик Будды. Я уверен, что в этой ситуации он бы встал на защиту мусульман».

«На эту тему были договоренности»

По мнению эксперта по Северному Кавказу, руководителя научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики им. Егора Гайдара Ирины Стародубровской, в оценке мусульманского протеста против происходящего в Мьянме нужно четко разделять два момента: «Во-первых, сам по себе факт митингов. Если людей что-то возмущает, они могут воспользоваться своим конституционным правом и использовать мирные формы протеста против происходящего. И здесь не может быть никаких вопросов. Во-вторых, те политические игры, которые вокруг этой ситуации идут. Очевидна активная роль Рамзана Кадырова в организации общеисламского протеста в этой сфере. Я полностью согласна с Денисом Соколовым (его последней статьей в «Ведомостях»), что выдвижение главы Чечни на лидирующие позиции среди мусульман стало возможно только после подавления умеренного салафитского протестного движения на Северном Кавказе. Власти сделали все возможное, чтобы фигура Кадырова в этой роли стала практически безальтернативной».

Вопрос в том, отмечает она, как Кадыров дальше будет капитализировать эту роль: «Попытается повести мусульман в поддержку Путина под флагом общих традиционных ценностей? Будет способствовать отправке недовольных в Мьянму, чтобы убрать оставшийся горючий материал перед выборами? Не знаю. Как не знаю и то, насколько и куда готовы идти за ним мусульмане за пределами Чечни, где административный ресурс действует в полную силу. Но у меня, как и у многих из либерального лагеря, толерантное отношение силовиков к митингу мусульман в Москве вызвало вопросы. Связанные совсем не с тем, что хотелось бы, чтобы к мусульманским протестам относились так же жестко, как к либеральным. А с тем, что, если звезды зажигают (или не зажигают), значит, это кому-то нужно. Судя по всему, на эту тему были определенные договоренности. А договоренности — процесс двусторонний. Мусульмане получили возможность без эксцессов протестовать против событий в Мьянме. Очень любопытно, что же получила другая сторона».

«Что позволено саудитам...»

По мнению общественного деятеля, журналиста и члена Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Максима Шевченко, конфликт в Мьянме сложный, неоднозначный: «Представлять его как зловещее массовое убийство буддистами беззащитных мусульман-рохинья — это сознательное упрощение, которое просто накручивается людьми, не располагающими достоверными сведениями. И не допустимы лозунги «Буддисты-убийцы». Конфликт уже длится семь лет, а в России за все это время не обращали на него внимания. Единственными, кто пытался привлечь внимание к этой проблеме, были журналист Тимур Куашев, организовавший одиночный пикет у посольства Мьянмы, и адвокат Мурад Мусаев, лично побывавший в Бирме. Но Тимур сейчас уже, к сожалению, мертв. А спокойный голос Мурада — не для митингов. Поэтому в данный момент мне близка позиция российского МИДа, президента страны Владимира Путина, которые придерживаются спокойной и взвешенной оценки, обращаясь к обеим сторонам конфликта с призывами остановить насилие. Таким способом можно больше помочь мусульманам-рохинья. В конфликте задействованы две стороны, и надо стараться содействовать их примирению, а не разжигать ненависть и не распространять недостоверные страхи».

Как считает Шевченко, митинги, прошедшие в Москве, Дагестане и Чечне, только отвлекают от реального изучения вопроса, взвешивания всех «за» и «против» и понимания того, что реально там происходит: «Некоторые высказывают мнение: «Мы — мусульмане, и сами во всем разберемся, не мешайте нам, не указывайте, как жить». Но что за позиция сегрегации, которая разделяет российское общество? Тогда и христиане могут так же сказать, те же буддисты, и люди, не придерживающиеся ни одной из религий, тоже выскажутся в этом духе. Мы живем в одном государстве, и не должно быть разделения по религиозной принадлежности. И если попытаться разобраться, то можно спросить: многие ли мусульмане защищали своих единоверцев, сидящих в уральских тюрьмах? Многие ли защищали их от пыток? В основном это делали немусульмане. И они будут это продолжать делать, руководствуясь своей совестью. Я противник такой разделительной позиции. Если мы живем в одном государстве, носим паспорта, нравится или нет, все вправе обсуждать то, что делают мусульмане и немусульмане. Если у кого-то есть такая позиция, то пусть организовываются в гетто и обсуждают то, что происходит внутри. И тогда посмотрим, хорошо ли там будет, не превратится ли это в тиранию. Я за открытый гражданский диалог».

По мнению правозащитника, все акции в Москве и Грозном прошли по согласованию с властями страны: «Рамзан Ахматович (Кадыров, глава Чечни. — «НД»), при всем моем уважении к нему, хочет стать лидером всех российских мусульман. Очевидно, что дагестанские мусульмане с неким опасением смотрят на это и им не нужны никакие лидеры. Потому что в Дагестане у разных народов свои традиции, вырабатывавшиеся тысячелетиями. У татар свои лидеры. В России, мне кажется, не может быть одного лидера, который бы выступал от лица всех мусульман. При этом Рамзана Кадырова уважают как яркого политика нашего времени. Он многое сделал для чеченского народа. И, думаю, все митинги связаны с внутриполитическим вопросом, а не с Мьянмой. Мало кто понимает, что там происходит. И те, кто хочет понравиться Кадырову, поднимаются и кричат про Мьянму. В России и так немало проблем, о которых стоит говорить. Конечно, здесь нет таких репрессий и преследований, как в Мьянме, но все же идет ущемление прав. В Йемене саудовские войска при поддержке Арабских Эмиратов совершают военные преступления, истребляя мусульман, не согласных с саудовскими властями и их оккупацией. Интересно, российские мусульмане обратят на это внимание и поднимут голос против Саудовской Аравии? А это ведь не то же самое, что поливать грязью какие-то далекие мьянмские власти».

Шевченко также подчеркнул, что протестная волна возникла во время встречи Владимира Путина с китайским лидером Си Цзинь Пином. «Китай поддерживает репрессии в Мьянме. И я думаю, протест был согласован с российскими властями, чтобы на переговорах показать, что России не готова безоговорочно подстраиваться под китайскую политику, заявить им, что необходимо считаться и с мнением российских мусульман. И это пошло на пользу российской политике», — считает Шевченко.

Во всей ситуации, отмечает он, адекватно поступили руководители Дагестана и Муфтията республики: «Я часто критикую политику Рамазана Абдулатипова, но в этой ситуации он и Муфтият республики поступили мудро, выступив с осторожными заявлениями и призвав к сабуру и спокойствию. Дагестан и без того знает о горе, бедах. Поэтому сердца мусульман очень легко загораются ярким огнем. А действовать по Мьянме надо с холодными головой и рассудком. Если толпа идет на улицы, то ничего хорошего от этого ждать не стоит. Реально оказать помощь можно, собрав делегацию вместе с посольством и Муфтиятом и поехав туда, чтобы посмотреть все своими глазами. Я думаю, что спокойная, рассудительная позиция дагестанских алимов, их осторожность оправданна. Любые разжигания страстей будут играть на руку террористам, а не на пользу мусульманам. Мне кажется, крайне важно прежде всего бороться за свои права. Создать гражданские институты защиты прав. А точно не организовывать митинги с криками в защиту мусульман Мьянмы».

Интересы России в Мьянме

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов считает, что огромное количество мусульман, которые вышли на митинг, не знают, как и он, что на самом деле происходит в Мьянме: «В огромной степени волна, поднятая мусульманами, была подогрета искусственно. Это было очевидно любому, кто знаком с работой информационной сферы. Оценить реальный масштаб катастрофы, репрессий, геноцида не может никто, пока не поедет туда, не увидит все своими глазами, не побеседует с беженцами. О происходящем мы знаем только то, что нам показывали в социальных сетях».

По его мнению, российской власти может быть интересно то, что происходит в Мьянме, по двум причинам: «Первое — это поддержать Китай, у которого есть свои стратегические интересы на юго-востоке Азии. И Россия, чтобы построить более доверительные отношения с Китаем, могла поддержать его позицию по Мьянме. Второе — власти могли заранее просчитать эти протестные реакции российских мусульман и конвертировать их в последующем в поддержку со стороны мусульман на выборах-2018».

В то же время, считает Курбанов, российские власти сами могли подталкивать мусульман к митингам: «Им нужно было показать потенциал мусульманской общины, их силу возмущения. Чтобы припугнуть либеральную оппозицию, которая готовится занять площади после выборов президента в следующем году».

По мнению эксперта, противоположная реакция на события в Мьянме со стороны глав мусульманских субъектов страны говорит о том, что Кремль заранее обсуждал с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, как выпустить накопившийся пар у мусульман: «Недовольство мусульман России накапливалось давно. Это связано и с событиями в Сирии, Ираке. И поэтому Москва была заинтересована в выпуске пара мусульманами. И использовать они решили события в Мьянме. Не разгоняя митинг в Москве, они показали, как уважают мусульманскую позицию. Мусульманам был дан четкий сигнал, что их слышат, поддерживают. Этим самым власти завоевывают лояльность на предстоящих выборах. Кадыров во время организации действовал решительно, потому что, как я считаю, это все обсуждал с руководством страны».

Мнение имама

Как считает имам джума-мечети «Тангъим» Ниматулла Раджабов, нельзя принимать непродуманных решений, основываясь только на своих эмоциях.

«Из нашей мечети на этом шествии и митинге не было никого, как я знаю,— сказал Раджабов. — И на тех видео, что были в Интернете — ни одного знакомого лица. Люди, которые принимают участие в массовых мероприятиях (собраниях, шествиях, митингах), должны знать, кто и с какой целью их организовывает. Ведь решением общих проблем мусульман должны заниматься определенные люди, обладающие религиозными знаниями, знаниями действительности, пользующиеся авторитетом среди общины. Основываясь только на своих эмоциях, нельзя принимать непродуманных решений. В том числе и выходить на митинги, делать какие-либо заявления от имени всех мусульман. Тем более что мусульмане уже сталкивались с тем, что их использовали в разных политических целях.

Конечно, в стороне нельзя оставаться. Есть факты, которые никак нельзя отрицать: людей убивают, мучают, ограничивают в элементарных правах! Если знаешь, что люди страдают, их притесняют — это надо остановить. Каким путем — нужно решать индивидуально каждому, смотреть на возможности общины. Лидеры должны решать такие проблемы на высшем уровне. Те, у кого есть имущество, могут помогать через благотворительные организации, юристы — оказать юридическую помощь, журналисты — написать, рассказать людям, общественные деятели — делать заявления, и так далее…

Если взять хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тот, кто увидит порицаемое, должен остановить это рукой; если не может рукой, то словом; а если не сможет и этого — то сердцем, и это самая слабая степень веры. Рукой может останавливать тот, у кого есть возможности, власть. Языком — те, кто может призывать. А сердцем — это самое меньшее, что каждый может делать, просить у Всевышнего Аллаха, обращаться с дуа.

Сейчас время информационных технологий, коммуникаций — каждый, кто хочет, может распространять информацию. Если завтра каждый запишет видео в Интернете, отправит обращение и скажет: «Я заявляю это для руководства страны, для людей», — это очень быстро расходится по всему миру, необязательно даже собирать митинги. Но нужно распространять только проверенную и достоверную информацию. И знать, как решать проблему или к кому обращаться за решением. А выйти только со своими эмоциями, не зная, что делать дальше — чего этим добьешься? Наоборот, эти эмоции могут использовать против самих людей.

Из того самого малого, что каждый может сделать — это просить в молитвах, не только за мусульман в Бирме, но и во всем мире, потому что мусульман притесняют не только там. И нужно изучать религию и оставлять свои грехи, потому что беды мусульман и слабость в избавлении от бед, как говорят исламские ученые, имеют основной причиной именно грехи и упущения в религии. И нужно обращаться к людям знания и обладателям власти, которые могут и должны заниматься решениями общих проблем мусульман.

И это относится к проблемам не только в Бирме, но и по всему миру, особенно в «горячих точках» — Сирии и Ираке, Афганистане и Сомали. И причина спасения одна — возвращение к истинному единобожию и правильному пути! Потому что сказано в Священном Коране: «Если вы поможете Аллаху, то он непременно поможет вам…».

И поистине, Аллах — Тот, у Кого мы просим помощи угнетенным во всем мире и исправления их дела, поддержки их истиной, защиты от смут и избавления от врагов — поистине, Он Щедрый, Великодушный. Просим у Всевышнего помощи во всех благих делах и защиты от всего дурного! Амин!».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Малайзия приняла решение о мусульманах-рохинья

Малазийские пограничники не будут разворачивать лодки с беженцами рохинья назад ...

16.09.2017 16:57

Мусульмане-рохинджа

Ситуация в Бирме, кажется, выходит на первые позиции в мировых ...

09.09.2017 18:18

Турция оказала гуманитарную помощь мусульманам Мьянмы

Фонд защиты прав и свобод человека и гуманитарной помощи Турции ...

09.09.2017 18:11