Храму быть. В парке ли?

28.04.2018 12:00
Собор на центральной площади Махачкалы был разрушен в середине 50-х годов прошлого века

Храм святого Александра Невского все-таки будет строиться в парке «Ак-Гель» в Махачкале. Такое решение 24 апреля принял Верховный суд Дагестана, удовлетворив апелляционную жалобу представителей мэрии Махачкалы и Махачкалинской епархии РПЦ, требовавших отменить решение Ленинского районного суда Махачкалы о запрете строительства храма в парке. Участники общественного движения «ГородНаш», среди которых немало православных, с таким решением суда вышестоящей инстанции не согласны и намерены добиться переноса места строительства храма. «Новое дело» узнало мнения по этому вопросу и других видных деятелей республики.

В августе 2017 года инициативная группа жителей Махачкалы, участники движения «ГородНаш» подали в суд на мэрию с требованием запретить строительство собора на территории парка. На суде истцы смогли доказать, что участок выделен под строительство с нарушением ряда законов и нарушает их право на благоприятную окружающую среду и беспрепятственный доступ к озеру. В конце декабря прошлого года Ленинский районный суд полностью удовлетворил иск общественников. Истцами выступали журналисты Андрей Меламедов, Светлана Анохина, преподаватель Даггосуниверситета Анна Горбанева и генеральный директор юридической фирмы «Магомедов и партнеры» Арсен Магомедов.

Стоит отметить, что участники движения не против появления православного храма в городе, они выступают против того, чтобы его строили на территории парка, предназначенного для отдыха людей. Поэтому они предлагают пойти на компромисс и возвести храм в этом же районе только на другом свободном месте, где может появиться очередная многоэтажка.

Однако городские власти и епархия настаивают именно на парке «Ак-Гель». Они обжаловали решение Ленинского суда. Во вторник, 24 апреля, в Верхсуде республики состоялось рассмотрение апелляционной жалобы мэрии города и Махачкалинской епархии Русской православной церкви на решение суда первой инстанции. Коллегия судей под председательством Анжелы Биремовой удовлетворила жалобу и отказала в удовлетворении исковых требований общественников республики

По словам представителя истцов Арсена Магомедова, с таким решением коллегии они не согласны и будут продолжать борьбу за парк.

«Считаю правильным, чтобы общественность Дагестана узнала подробности произошедшего накануне на процессе в Верховном суде республики.

Жалобу на законное и справедливое, по моему мнению, решение судьи Ленинского районного суда Патимат Дадаевой, подала Махачкалинская епархия и администрация города. Суть жалобы сводилась к тому, что территория под строительство собора не находится в парке, а это всего лишь пустырь. И к тому, что чиновники не забирают землю навсегда, а лишь на время. Земля в парке выделена под строительство храма с многочисленными очевидными нарушениями. Это парк. Как фактически, так и юридически, что подтвердила судебная землеустроительная экспертиза. Епархия должна была пройти через публичные слушания, так как это требуется при выделении земли под строительство, если рядом стоят многоквартирные дома. Учитывая низкую перспективность дальнейшей юридической борьбы, активисты «ГородНаш» продолжат борьбу за парк не только в юридической плоскости, но и с привлечением горожан и проведением массовых протестных акций. Не добились справедливости в судах, наверное, есть смысл добиваться ее на улицах. Заодно посмотрим, кому еще кроме «ГородНаш» нужен парк на Редукторном», — рассказал «Новому делу» Магомедов.

В среду, 25 апреля, представители общественного движения «Город наш» подали в администрацию Махачкалы уведомление о проведении 6 мая митинга на территории парка «Ак-Гель» на площадке у памятника Русской учительнице.

В уведомлении говорится, что публичное мероприятие будет посвящено вопросу переноса места строительства собора Александра Невского из парка «Ак-Гель» на центральную площадь Махачкалы, которая являлась историческим местом расположения собора. В ходе митинга планируется публично обсудить проблемы застройки парка, засыпки озера и иные вопросы по указанной тематике.

«Новое дело» решило узнать, что думают политики, общественники и махачкалинцы об инициативе активистов движения «ГородНаш», которые призывают перенести строительство храма с территории парка «Ак-гель».

Камил Давдиев, заместитель председателя Народного Собрания Дагестана, руководитель фракции «Справедливая Россия»

Насколько мне известно, инициативная группа будет обжаловать решение суда. Никто не выступает против строительства храма, но если говорим о парке, то возникает другой вопрос: почему там стоят другие объекты, ведь им кто-то дал это разрешение. Должно быть справедливое решение по всем. В Махачкале очень мало парков, зеленых насаждений, и вместо того, чтобы сажать деревья и сохранять парки, мы сами своими руками все разрушаем. К примеру, в Махачкале 7 % зеленых насаждений, когда в других городах нашей страны выше 20%. Порой мы улицы закрываем для прогулки людей, а парки застраиваем. Сейчас нужно действовать сообща; если есть или найдут другое место для строительства церкви, то, наверное, лучше будет перенести. Парки должны оставаться парками. Мы находимся на юге, но ничего не делаем для туристов, для их удобства, разрушая то, что есть.

Махмуд Махмудов, заместитель председателя Народного Собрания Дагестана, руководитель фракции КПРФ

Прежде чем строить такой большой объект религиозного плана, надо учитывать численность людей, которые живут рядом, кто будет посещать этот объект. Насколько мне известно, в Редукторном поселке не так много православных христиан, однако это большой микрорайон, жителям которого этот парк необходим и мнение которых надо было учесть при принятия решения о строительстве. Это хорошая идея построить православный храм в городе, но на парк это будет дополнительной нагрузкой. Возможно, строительство этого объекта — это символическая попытка показать федеральному центру, что мы живем в мире. Там напротив парка находится мечеть. Надо решить этот вопрос, не задев религиозные чувства людей и комфорт горожан. Мы многократно отстаем от тех нормативов, которые биологически необходимы для населения, зеленых насаждений и парков людям катастрофически не хватает, застраивать парк — это неразумно. Во всем мире там, где озер нет, их создают искусственно и ограждают решеткой, давая возможность людям гулять вокруг озера, у нас же пытаются разрушить то, что подарено нам природой. Человек должен комфортно жить. У нас с этим большая проблема, уже и дворов не осталось, везде идут застройки.

Сулайман Уладиев, общественный деятель

Разумеется, христиане обладают такими же правами, как мусульмане и иудеи, государство обязано обеспечить им такую возможность. Этот вопрос в условиях Дагестана является деликатным, дагестанская власть и дагестанцы должны понимать, что у наших земляков должен быть храм. Однако в течение тридцати лет наш город просто насиловали и всячески над ним издевались, превратив в кишлак, при том, что сами махачкалинцы не защитили свой город и такого позора, как в Махачкале, нет ни в одном цивилизованном городе мира. С учетом всех этих издевательств люди вынуждены защищать те островки, которые остались. Однако есть решение суда, а значит, закон надо соблюдать. Если бы на этом месте строили мечеть, я бы сам лично обратился в ДУМД с просьбой, чтобы перенесли место. Дагестанцы должны задуматься над тем, что делают с их городами и республикой.

Наталья Савельева, художница

Я против строительства храма на территории парка. Город и так задыхается от застроек в местах отдыха. И у нас полно открытых и хорошо просматриваемых мест в городе. Храм есть храм — на его территории ни побегать, ни покричать, на роликах не покататься и рыбку не половить детям. Если городу так уж нужно новое культовое сооружение, то не вместо парка точно.

Яна Мартиросова, журналист, экскурсовод

Мне не важно, что там строится, — но городу катастрофически не хватает парков. Редукторный поселок — большой микрорайон, и этот парк надо сохранить прежде всего для жителей этого района. Нельзя эту территории отдавать под строительство, тем более еще сколько времени пройдет, пока будут строить. Это неэтично, люди не могут выступать против храма, и потому многие умалчивают об этом.

Мы также попытались узнать мнение председателя Народного Собрания Республики Дагестан Хизри Шихсаидова, заместителя председателя НС РД Елены Ельниковой (член партии «Единая Россия»), врио министра по национальной политике Дагестана Татьяны Гамалей, председателя Общественной палаты Абдулхалима Мачаева, но из-за своей занятости они попросили дать им время. На момент выхода номера в печать ответа от них не поступило.

Справка «нд»

«ГородНаш» — это движение активистов-общественников, жителей Махачкалы и Каспийска, которые проводят работу по сохранению городских пространств. Год назад участники инициативной группы «#ПаркНаш» выступили против строительства музея «Россия — моя история» в парке имени Ленинского комсомола. После борьбы за парк имени Ленинского комсомола работа инициативной группы городских активистов продолжилась в форме общественного контроля за ситуацией в других парках и скверах и оформилась в виде общественных движений «ГородНаш» и «Каспийск — наш город». Внимание активистов движения было привлечено к проблемам Эльтавского леса, попыткам застройки территории у памятника Эффенди Капиеву, в парке у озера Ак-Гель и в центральном парке Каспийска, к другим застройкам и нарушениям норм градостроительства — участники движений не оставляют без общественного контроля деятельность властей и желающих застроить зеленые зоны, направляют персональные и совместные обращения в органы власти, организуют сбор подписей в защиту парковых зон, ведут обсуждения на общественных мероприятиях и в СМИ, подают заявления в правоохранительные и судебные органы.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: