
Хаджимурад. Новая история
05.04.2014 02:23Профессор Дагестанского государственного университета, член правления «Аварской национально-культурной автономии» Тимур Айтберов делится с читателями «НД» своим представлением о персоне Хаджимурада.
«Прежде всего необходимо четко определить место, которое Хаджимурад занимал в эпоху существования Российской империи, — считает Айтберов. — Конечно, раскрыть образ Хаджимурада лучше, чем это сделал Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Хаджи-Мурат», на русском языке никто не сможет. Толстой в своей повести ярко показал образ горца и горской женщины, хотя так, что некоторым феминисткам последний может и не понравиться, а также раскрыл нашу дагестанскую психологию. Работая над своим произведением, Лев Николаевич изучил огромное количество доступной для него русской литературы, посвященной Кавказской войне. И этот труд не прошел даром. Практически сразу произведение было включено в программу обучения. Даже в царской семье изучали и знали толстовский образ Хаджимурада. Известен случай, когда царь наткнулся на одного из служащих своей гвардии — черкеевца Хаджимурада Арацханова. Узнав, как зовут прапорщика, царь спросил у него, не потомок ли он того самого Хаджимурада, о котором так великолепно писал Лев Толстой. Прапорщик не растерялся и ответил: «Да, так точно!». После этого царь пожал ему руку, и карьера черкеевца пошла в гору.
Несомненно, книга Льва Толстого «Хаджи-Мурат» сыграла свою положительную роль в процессе изучения Кавказской войны, но в то же время опираться на художественное произведение для построения суждений об исторических фактах было бы неправильно. Надо учитывать, что Толстой писал художественную прозу, повесть, ему нужен был острый сюжет и трагизм, а не чистая сухая биография. А некоторые люди наших дней художественное произведение принимают за достовернейший исторический источник и продолжают штамповать и комментировать вымыслы. Причем это делается не только простыми обывателями, многие профессиональные историки повторяют эти же ошибки.
Так, к примеру, говоря о Хаджимураде, многие, опираясь на текст повести великого писателя, начинают критиковать наиба за его якобы предательство Шамиля. Доходит даже до того, что те, которые носят имя Хаджимурад, подумывают о его смене. Однако уже тогда, в середине XIX века, у русских разведчиков, или аналитиков спецслужб, как бы сегодня их назвали, имелись доказательства того, что сдача Хаджимурада — это была, как бы сказать, спецоперация, тщательно спланированная в недрах руководства Имамата. На самом деле он был прислан Шамилем к русским — в руки сыну наместника Кавказа — с разведывательной целью.
Поэтому важно иметь действительно научную биографию Хаджимурада на основе привлечения наших дагестанских источников, в том числе арабских документов из архива Имамата. И сейчас есть теоретическая возможность написать хорошую биографию из действительных фактов. Я вплотную над этим не работал, но могу привести несколько фактов. К примеру, из года в год на протяжении последних ста лет пишут, что Хаджимурад грабил табасаранцев. Они-де жаловались на него Шамилю, а имам якобы его за это наказал. Мы же располагаем документами, написанными на арабском языке очевидцем-табасаранцем, о походе Хаджимурада в Табасаран. Он в них пишет, что «прибыл святой человек со своими пятьюстами аварцами», который начинает воевать с беками и ханами, то есть с теми, кто «угнетал народ». И мы, табасаранцы, писал этот очевидец, участвовали вместе с ним в боях против царских войск, помогали Хаджимураду.
Что касается еще одного момента… По повести Толстого, тяжелораненому наибу Хаджимураду Хунзахскому отрубил голову Хаджиага Елисуйский. Эту версию подхватили некоторые политиканы и так называемые биографы Хаджимурада, которые первым делом начали выяснять, кем был по национальности Хаджиага. О Хаджиаге известно достаточно много. Действительно, он, закатальский аварец, тайный представитель имама Шамиля в закавказском Елису, офицер милиции, наряду с другими чинами русской армии участвовал в окружении Хаджимурада на равнинах Елису. Из русских донесений известно, что он кричал окруженному наибу на аварском языке: «Хаджимурад, сдавайся!», понимая, что в таком случае его еще можно будет спасти. Однако тот, несмотря на численное превосходство противников, бросился на них с холодным оружием в руках и погиб в рукопашном бою. Затем его тело было перевезено в Шеки (город в исторической области Азербайджана. — «НД»), и там уже по указке Тифлисского начальства его обезглавили. Сейчас так называемые историки пытаются придать этой трагедии национальный окрас, утверждая, что Хаджиага, по их «авторитетному» мнению, был не то лакцем, не то кумыком. Вы представляете, какая это пища для националистов, особенно юного возраста, — то, что их любимого героя убивает представитель другой национальности?!
Источников, на основе которых можно написать биографию наиба Хаджимурада, предостаточно. До наших дней дошло большое количество писем Хаджимурада, его донесений на имя Шамиля, часть которых сохранились в оригинале, часть — в копиях. Сохранились даже докладные шамилевского «чекиста» по имени Мамма, который тайно контролировал Хаджимурада во время его похода в Южный Дагестан.
Без настоящей и достоверной биографии наиба Шамиля мы не сможем снять правдивый фильм. За основу сценария необходимо брать научную биографию и, конечно же, надо использовать великое произведение Льва Николаевича Толстого с его неповторимыми образами и психологическими портретами. Но факты, не соответствующие действительности, нельзя включать в кино. Многие не утруждают себя чтением книг, предпочитая узнавать историю по кинофильмам. Снимать фильмы на местном уровне, такие как «Хаджимурад. Жизнь на вершине отваги», — очень хорошая идея, нужная и своевременная. Но если мы хотим получить от этого кинофильма такой же положительный результат, как и от произведения Толстого, необходимо снять его в соответствующем качестве с привлечением профессионалов и солидных финансовых ресурсов».

Глава Дагестана будет утверждать и согласовывать уставы казачьих обществ
предусмотрены случаи отказов
04.03.2023 11:18