Мысленная концентрация молитвы

21.10.2017 12:04

В исламе под словом молитва обычно подразумевают как ритуальную молитву (намаз), так и произвольную молитву (дуа), которую также называют мольбой. Внутренней стороной намаза является мысленная концентрация на том, что читает молящийся, а также ощущение того, что за молящимся наблюдает Аллах. Намаз может быть как обязательным (фарз), так и желательным (суннат). Воистину, молитва занимает важное положение в исламе, которого не достигает ни один другой вид поклонения.

«Намаз предписан верующим в определенное время»

Молитва является опорой религии, и без этого столпа исповедание ислама будет неверным.

В хадисе, который сообщил Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, он сказал: «Посланник Аллаха сказал: „Не сообщить ли тебе о главном в этом деле, о его опоре (или столпе) и о его вершине? “. На что я (то есть Муаз) сказал: „Сообщи, о посланник Аллаха “. Тогда он сказал: „Главным в этом деле является ислам, его опорой — молитва, а его вершиной — джихад “» (Ат-Тирмизи).

Упоминание о молитве приходит сразу после двух свидетельств. Она является подтверждением правильности веры и доказательством правдивости того, что укрепилось в сердце. Посланник Аллаха сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении паломничества к Дому (Аллаха) и соблюдении поста в месяц Рамадан» (Аль-Бухари).

«Совершение молитвы» — то есть совершение ее полностью: с соответствующими словами и действиями и в строго определенное время, как на это указывает Благородный Коран.

Сказал Всевышний Аллах: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» («ан-Ниса», аят 103).

Молитва занимает особое положение среди прочих видов поклонений из-за того места, где она была предписана. Аллах не послал на землю ангела, который бы сообщил об обязательности совершения молитвы. Он пожелал наделить Своего посланника чудом восхождения на Небеса. Там Он напрямую обратился к пророку и предписал совершать молитву. В этом отличие молитвы от прочих видов поклонений в исламе. Молитва стала обязательной в Ночь Вознесения за три года до переселения пророка из Мекки в Медину. Вначале было предписано пятьдесят молитв, а после Аллах облегчил и уменьшил количество обязательных молитв до пяти. Однако награда за эти пять молитв равна награде за совершение пятидесяти. Это указывает на то, что Аллах любит молитву и что она занимает великое положение.

Посредством молитвы Аллах удаляет грехи. Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха спросил (людей): «Как вы думаете, если бы у дверей дома кого-нибудь из вас протекала река, в которой он купался бы пять раз в день, осталась бы на его теле после этого какая-нибудь грязь?» Ему ответили: «Нет, не осталось бы никакой грязи», тогда он сказал: «А это подобно пяти молитвам, посредством которых Аллах стирает грехи» (Аль-Бухари, Муслим).

Молитва — это последнее, что отличает верующего от неверующего. Если будет утеряна молитва, то пропадет и полностью религия. Сообщается от Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: «Между человеком и между многобожием и неверием — оставление молитвы» (Муслим).

Поэтому мусульманин должен стараться своевременно совершать молитву, не лениться и не относится к ней небрежно. Сказал Всевышний Аллах: «Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам» («Аль-Маун», 4, 5). Всевышний Аллах пригрозил тем, кто намеренно оставляет молитву: «После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток» («Марьям», 59).

Молитва — первое, за что будет спрошен человек в Судный День. Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха сказал: «Первое, за что будет рассчитан раб Аллаха в Судный день, — молитва. Если она была хороша, то и остальные дела будут хорошими. Если же она была плоха, то все остальные дела также будут плохими. Если в его обязательной молитве найдутся упущения, Великий и Всемогущий Господь скажет: „Посмотрите, есть ли на счету Моего раба добровольные (молитвы)? “, и ею восполнят упущения, допущенные в обязательной, затем счет деяний будет продолжен на основании этого» (Ан-Насаи, ат-Тирмизи).

Смирение (хушу) в молитве

Полная сосредоточенность на молитве и смирение в ней — одни из важнейших сторон молитвы и ее дух, а посему следует заботиться о смирении и спокойствии в молитве: в земном поклоне, в поясном поклоне, в сидении между двумя земными поклонами и после поясного поклона; когда молящийся выпрямляется, он проявляет смирение и находится в спокойствии, не торопится.

Если в молитве присутствует спокойствие, но молящегося охватывают некоторые тревожные мысли, забывчивость, то человек получит награду только за ту ее часть, где он пребывал в полном разуме, и он получит награду за ту ее часть, где был смиренен и полностью сосредоточен на ней, а награду за ту ее часть, где он отвлекся, он потеряет. Молящийся обязан быть спокойным, чтобы каждый сустав вернулся в свое положение, чтобы он мог спокойно произнести: «Хвала Великому моему Господу» в поясном поклоне и «Хвала Всевышнему моему Господу» в земном, чтобы мог сказать: «Господь наш, хвала Тебе» и другие поминания Аллаха после поясного поклона, чтобы между двумя земными поклонами он мог сказать: «Господь, прости меня». Это обязательно.

Когда пророк увидел мужчину, который не был спокоен в совершении молитвы, но молился, словно клюя землю, то он велел ему совершить молитву вновь: «Соверши молитву, воистину, ты не совершил ее». Спокойствие — одна из важных составляющих смирения. Эта обязательная смиренность в поясном поклоне, в земном поклоне, между земными поклонами, во время выпрямления из поясного поклона — все это называется спокойствием (тумаънина), а также называется смирением (хушу).

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: