О сфере применения исламского права

09.03.2018 12:03

Как известно, не все нормы, образующие предметную область традиционного мусульманского права (фикх), опираются на ясные повеления и запреты, изложенные в Коране и Сунне. Большая часть положений фикха, скорее, была выведена путем различных методов дедуктивного обоснования, среди которых ярче всего выделяется кияс (умозаключение по аналогии).

«Поступайте так»

Великие законоведы прошлых лет пришли к своим правовым заключениям, опираясь на свое понимание Корана и Сунны, и нет сомнений в том, что выдающиеся толкователи фикха подходили к этому очень серьезно и добросовестно. Несмотря на это, результаты таких исследований всегда были весьма субъективными, они определялись личной позицией ученого и его толкованием исламских источников права, а также социальным и интеллектуальным окружением того времени. Поскольку то окружение во многих аспектах значительно отличалось от нашего времени, некоторые из этих «дедуктивных» заключений, естественно, отличаются от выводов, к которым мы могли бы прийти сегодня. Это одна из причин, по которым многие современные мусульмане неохотно обращаются к положениям традиционного фикха при решении политических и экономических вопросов нашего времени.

Изначально ученые выводили все эти положения для того, чтобы облегчить применение принципов шариата для решения конкретных вопросов. Однако со временем сами эти положения приобрели в массовом сознании своего рода святость и стали восприниматься многими мусульманами как неотъемлемая часть самого шариата, как канонического права. Это распространенное мнение аргументируют тем, что четко изложенных правовых предписаний, приказов и запретов, которые есть в Коране и достоверных хадисах о том, что говорил и как поступал пророк, недостаточно для того, чтобы описать все возможные правовые ситуации, а значит, возникает необходимость в развернутом описании дедуктивного обоснования. При этом совершенно не учитывается тот факт, что ни в Коране, ни в Сунне нет ни малейшего указания на правомочность такого вольного раздутия шариата.

Справедливо будет предположить, что Законотворец никогда и не хотел, чтобы шариат подробно рассматривал любые жизненные ситуации, которые только можно представить. Он лишь задал правовые границы, ни больше ни меньше, в рамках которых обществу следует развиваться, а огромное количество «возможных» правовых ситуаций должно рассматриваться индивидуально, с учетом требований времени и меняющихся социальных условий.

Таким образом, в действительности шариат является значительно более емким и гораздо менее объемным, чем правовая система, разработанная посредством фикха разных школ исламской мысли. Будучи законом Божьим, шариат никоим образом не может основываться на умозаключениях ученых или выводах, носящих субъективный характер, и целиком состоит только из ясных предписаний, изложенных в Коране и в Сунне в форме позитивного права: «поступайте так», «не делайте этого», «такое-то деяние правильное, а значит, желательное», «такое-то деяние неправильное, а значит, его нужно избегать».

Читателю не следует думать, что озвученные выше идеи является каким-то новшеством в исламской мысли. На самом деле их разделяли сподвижники пророка и некоторые выдающиеся мусульманские ученые после них.

Шариат неизменен, потому что он и есть Божий закон

Поскольку шариат ограничен приказами и запретами, изложенными в Коране и в Сунне в предельно ясной форме, он является очень емким и, соответственно, легким для понимания, и поскольку он невелик по объему, он не может содержать (он никогда и не был рассчитан на это) подробную законодательную базу на все случаи жизни. Следовательно, Законотворец преднамеренно оставил за нами, мусульманами, принятие дополнительных законов посредством иджтихада (самостоятельного суждения) в согласии с духом ислама.

Конечно, нужно понимать, что любые законы, выведенные нами из Корана и Сунны путем иджтихада (а в некоторых случаях опираясь на иджтихад предыдущих поколений), всегда могут быть пересмотрены путем иджтихада теми, кто придет после нас. То есть это не более чем временные, не постоянные законы, дополняющие непреложный и неизменный шариат, заключенный в самоочевидных текстах Корана и Сунны.

Шариат неизменен, потому что он и есть Божий закон. Он не нуждается в каких-либо изменениях, потому что все его предписания настолько четко сформулированы, что ни одно из них не противоречит истинной природе человека и подлинным потребностям человеческого общества в любую эпоху, просто потому, что он регулирует лишь те аспекты жизни человека, которые по своему характеру не подвергаются изменениям.

Такая особенность Божьего закона — его соответствие любым этапам и условиям человеческого развития — подразумевает, что его предписания охватывают прежде всего общие принципы и вместе с тем регулируют во всех деталях те вопросы, которые не подвержены изменениям в связи с общественным развитием.

В тех случаях, когда изменения критически необходимы для развития человечества (например, в вопросах государственного управления, технологий, экономического права и т. д.), шариат не устанавливает никаких детализированных предписаний, а лишь формулирует общие принципы или же вовсе воздерживается от каких-либо правовых актов. Вот тогда и наступает самое время для законотворческой деятельности на основе иджтихада.

Таким образом, легитимное поле для законотворческой деятельности общества охватывает, во-первых, детализацию общих принципов шариата в тех случаях и ситуациях, когда нет подробных предписаний, а во-вторых, формулирование общих принципов и подробных предписаний в отношении того, что считается мубах (в шариате, часть дозволенных действий, совершение которых не предписывается, но и не запрещается) и не затронуто в законах шариата.

Именно этот метод описывается в Коране в следующих словах: «Каждому из вас Мы установили закон и открытый путь» (сура 5 «Трапеза», аят 48).

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: