«Они не будут видеть в нас равных партнеров»

19.05.2017 19:37
«Знакомые, которые побывали в Грузии, говорят, что к нашим землякам там очень хорошее отношение вне зависимости от политических процессов между нашими странами...»

Кто главная угроза для России на Северном Кавказе, чем может обернуться для Дагестана окончание войны в Сирии и почему нашим соседям не нужна сильная Россия? Своим мнением по этим вопросам с нами поделилась победительница Всероссийского конкурса «Лучшая научная статья — 2017» Зарема Исрапилова.

С преподавателем Дагестанского государственного технического университета, кандидатом исторических наук, разговор состоялся после того, как ее работу признали лучшей в номинации «Философские, социологические, юридические науки и политология». Конкурс стартовал в сентябре 2016 года, в нем участвовали 314 научных работ. Научная статья «Геополитика России на Северном Кавказе: проблемы и перспективы» заслужила высокую оценку экспертов. А редакция научно-методического журнала «Концепт» выступила с рекомендацией разместить статью в австрийском журнале «Modern European Researches», в международном депозитарии научных изданий Университета Лунда — DOAJ (Лунд, Швеция) и в международной системе ISI — Social Science Open Access Repository (SSOAR) (Кельн, Германия).

— Зарема Анваровна, как вы считаете, почему ваша работа была признана лучшей?

— В первую очередь эксперты учитывали актуальность выбранной темы исследования. Кавказ является источником стратегически важных природных и энергетических ресурсов. Это также зона пересечения двух типов цивилизаций — западной (христианской) и восточной (мусульманской), с различными системами духовных ценностей. В то же время расположенный на стыке Европы и Азии Северный Кавказ представляет собой удобный плацдарм для продвижения вглубь Среднего и Ближнего Востока, а также в бассейны Каспийского, Чёрного и Средиземного морей. Если проводить здесь грамотную геополитику, можно многие угрозы нивелировать. А можно, наоборот, разжечь очередной костер. Мы ведь знаем, что некоторые просчеты нашей страны в геополитике уже обернулись для Дагестана очень серьезными проблемами.

— Какие геополитические вызовы на Северном Кавказе вы видите?

— Интересы США в первую очередь, других европейских стран, причем это далеко не полный перечень претендентов на Северный Кавказ. Конкуренцию названным регионам активно пытаются составить Турция и Иран, Израиль, Пакистан и даже Казахстан. Лидер, сильный игрок на геополитическом поле им всем не нужен, на мой взгляд.

— В своей работе вы пишете: «…на протяжении последних десятилетий политика России на Северном Кавказе носила непоследовательный характер». На ваш взгляд, какие меры в отношении Северного Кавказа должны были предприниматься руководством страны в 90-е годы, во времена чеченских кампаний и какой должна быть федеральная политика в отношении Северного Кавказа сегодня?

— Мне кажется очень большой ошибкой сводить всю политику центра к бесконтрольному выделению дотаций. Это всего лишь полумеры. Важно развивать прежде всего федеративные отношения. Нормальные, адекватные федеративные отношения центра с нашим регионом. Что скрывать, и коррупционная составляющая в нашей республике не редкость. Поэтому, мне кажется, не только каналы финансирования нужно использовать, но все каналы влияния, например идеологические. Финансовые вливания, конечно, тоже очень важны, но необходимо их жестко контролировать, чтобы деньги шли по назначению, на конкретные проекты.

— Вот еще одна цитата из вашей работы: «Для того чтобы Северный Кавказ прочно стоял на ногах, нужно активнее развивать и усиливать политические, экономические и культурные связи с государствами Закавказья и Каспийского региона». Эти связи недостаточно развиты?

— Недостаточно. Особенно хочу упомянуть Грузию, учитывая то, насколько крепки исторические связи между нашими народами, и резко контрастирующую с этими близкими отношениями федеральную политику наших стран. С Азербайджаном еще много нерешенных проблем, я имею в виду проблему лезгинских сел и водораздел Самура. Надо все эти конфликтные ситуации, тянущиеся десятилетиями, грамотно разруливать. Не говорю, что в ущерб нашим национальным интересам, нет, конечно же. Начать можно было бы с более тесных культурных связей, затем экономических и так далее.

— Сейчас среди наших земляков стали очень популярны туры в Грузию...

— Вот и я об этом хотела сейчас сказать. Потому что нам интересно, как живут наши соседи, какова их культура. Знакомые, которые побывали в Грузии, говорят, что к нашим землякам там очень хорошее отношение вне зависимости от политических процессов между нашими странами. А 9 мая на улицах Тбилиси распевали гимн «День Победы». Между нашими народами всегда были и будут хорошие отношения. А политика — все-таки переменчивая вещь: сегодня так, а завтра по-другому.

— Участившиеся туры в Грузию не есть результат антироссийских санкций, которые спровоцировали, скажем так, более «бюджетный» отдых в соседних регионах?

— Частично может иметь место такая закономерность. Не у всех сейчас есть возможность ездить за границу, а испытать новые впечатления хочется. Но все же интерес к грузинской культуре у нас на ментальном уровне всегда был.

— С чем можете связать относительно спокойную обстановку сейчас на Северном Кавказе? Отсутствие крупных терактов — закономерность или счастливая случайность?

— Конечно, случайностей тут нет. Потому что, как я уже говорила, сейчас проводится более грамотная политика использования так называемого традиционного ислама (неграмотно звучит, но так мы сегодня чаще говорим). И нужно признать, что ситуация в Сирии от нас немного экстремистские силы «отвлекла». Очень может быть, что после того, как там разрешится ситуация, у нас возникнет новый очаг напряженности.

— Как вы считаете, чего нам стоит ожидать с приходом к власти Трампа в США?

— Мне кажется, нам не нужно ничего нового ждать, какого бы президента ни избрали в США. У Америки всегда, вне зависимости от партийной принадлежности избранного президента, национальные интересы будут на первом плане. Никогда к власти у них не придет президент, который окажется другом России, российских интересов, равноправным партнером. Они никогда не будут смотреть на нас, как на равных партнеров.

— Можете поделиться прогнозами относительно перспектив Дагестана как региона в ближайшие годы?

— История неразрывно связала Россию и Северный Кавказ. Без Северного Кавказа Россия перестает быть великой мировой державой, и, в свою очередь, народы Северного Кавказа идентифицируют себя как россиян и не мыслят своей судьбы вне единого политико-правового, экономического и социально-культурного пространства. Роль русского языка как посредника неоценима для наших народов. Но препятствием для эффективного использования геостратегического положения нашего региона остаются коррумпированность, этноклановость власти, экономическая отсталость, безработица, социальное расслоение, деградация инфраструктуры. Нужно проводить более активную работу по освоению шельфа Каспийского моря. В то же время сохранить политическое, социально-экономическое и культурное единство Северного Кавказа с помощью грамотной государственной политики.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

В. Путин рассказал о планах развития страны

«Где деньги, Зин?»

13.03.2024 13:08

Глава Дагестана подтвердил слова президента о войне на Кавказе

после интервью американскому журналисту

09.02.2024 22:47

Мультипликатор — это отличная работа

более 10 млн просмотров в YouTube

02.02.2024 00:32