Прихожан расстреляли в Прощеное воскресенье

24.02.2018 12:11
Фото: Сергей Расулов/Новое дело - News Team

22-летний Халил Халилов из охотничьего ружья открыл стрельбу по людям, выходившим после службы из церкви Георгия Победоносца в Кизляре. Пять человек погибли, еще четверо получили ранения. В ходе перестрелки с правоохранителями нападавший был убит. Что стоит за этим нападением и приведет ли оно к обострению антикавказских настроений? Мнения экспертов — в материале «Нового дела».

Нападение произошло в минувшее воскресенье, 18 февраля, около четырех часов дня, на территории церкви. После службы прихожане стали расходиться. В основном это были женщины. Камера видеонаблюдения зафиксировала, как в то же время молодой человек с охотничьим ружьем в руках направился к церкви. Затем послышались выстрелы. Чудом спаслись две женщины, которые несколькими секундами ранее вышли со двора церкви. Услышав выстрелы, служащие храма закрыли дверь. Стрелок сделал несколько попыток войти. В это время к храму подъехал наряд правоохранителей. Стрелок встретил их огнем и был убит ответным.

В результате нападения четыре женщины погибли на месте: Людмила Щербакова, Вера Моргунова, Ирина Мелькомова и Надежда Терлиян. Стрелок успел ранить еще пять человек: Надежду Кушнареву, Наталью Плетухину, Веру Блинникову и сотрудников ППС и Росгвардии. Позже одна из раненных — Вера Блинникова — скончалась в больнице. Двух других женщин врачи прооперировали, их состояние оценивалось как тяжелое. Состояние раненых силовиков оценивается как средней степени тяжести, у них ранения нижних конечностей, они находятся в отделении травматологии ЦГБ Кизляра, отметили в Минздраве Дагестана. В Кизляр экстренно вылетел руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба. На следующий день одну из раненых женщин перевезли на лечение в Москву.

Людмила Щербакова и Вера Моргунова хорошо известны в городе. Щербакова — врач городской поликлиники Кизляра, Моргунова в 90-х годах занимала должность заместителя главы Кизлярского района, а в последнее время руководила Советом ветеранов Кизлярского района.

Убитый стрелок был опознан, как 22-летний Халил Халилов, уроженец села Кидеро Цунтинского района, проживающий в селении Рассвет Тарумовского района. По факту было возбуждено уголовное дело по двум статьям — ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц) и ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) УК РФ. Ход расследования под личный контроль взял председатель СКР Александр Бастрыкин.

Как позже установили правоохранительные органы, Халилов приехал в Кизляр на машине. А перед этим записал видео, на котором присягнул на верность запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».

После происшествия все православные храмы на территории СКФО были взяты под усиленную охрану.

Трагически погибшие женщины были похоронены во вторник на территории храма. Проститься с ними пришли несколько тысяч человек.

Семьям погибших и пострадавшим в результате обстрела прихожан церкви Георгия Победоносца в Кизляре окажут материальную помощь. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства республики Артем Здунов. Согласно документу, семьям погибших из резервного фонда правительства республики выделят по 500 тысяч рублей, получившим тяжелые ранения — по 250 тысяч рублей, средней степени тяжести — 150 тысяч рублей, легкой степени — 100 тысяч рублей.

Вчера стало известно, что по делу о расстреле прихожан церкви появился первый задержанный. Это имам мечети, житель села Кидеро Цунтинского района Али Алиев. По версии правоохранителей, Алиев мог быть идейным вдохновителем Халилова. 20 февраля в его доме был проведен обыск, в результате которого, по информации от силовиков, найдены граната и патроны. Привлеченные к обыску понятые отказались подписывать протокол, заявив, что не видели, где было найдено оружие. В отношении Алиева возбуждено уголовное дело по ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ. Жители села уже обратились в районную прокуратуру в поддержку односельчанина.

Реакция духовенства

Муфтият Дагестана решительно осудил проявление насилия в Кизляре.

«В Священном Коране говорится (смысл): «Вы скажите, уверовавшие, что мы уверовали в Аллаха, в Коран, который ниспослан нам, верим в Ибрахима, Исмаила, Исхака, в то, что ниспослано Якубу и его детям, и Тору, ниспосланную Мусе, Евангелие, ниспосланное Исе, и во все книги, ниспосланные другим пророкам от Аллаха Всевышнего, и все аяты. Мы не делаем различия между этими пророками (уверовав в одних и отвергая других) и повинуемся Аллаху, — говорится в сообщении муфтията республики. — Известно, что мусульманин перестает быть мусульманином, если у него возникнет малейшее сомнение в истинности даже одного из пророков и посланников и одного из 104 Священных Писаний, ниспосланных Всевышним различным пророкам в разные времена, а также в действительности их от Господа».

Ислам далек от убийства мирных людей, в Кизляре было совершено преступление, считает имам махачкалинской мечети «Тангъим» на улице генерала Омарова Ниматулла Раджабов.

«События в Кизляре не имеют никакого отношения к исламу, ислам далек от этого, — заявил Раджабов. — В истории ислама не было такого, чтобы мусульмане убивали мирных людей. Тем более стариков, бабушек, детей. Пророк (с.а.в) сказал: «Мусульманин, верующий человек, может надеяться на милость Аллаха, пока не прольет запретную кровь». Поэтому мусульманин, который знает свою религию, никак не может пойти на такое преступление. Это есть преступление — каждую вещь надо называть своим именем».

Как сообщил руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, святейший патриарх Кирилл был глубоко потрясен убийством прихожан храма в Кизляре в Прощеное воскресенье и считает произошедшее провокацией, направленной против мирного сосуществования представителей разных религий на Кавказе.

«Предстоятель Русской Церкви расценивает это чудовищное преступление в канун Великого поста как провокацию, направленную на то, чтобы вызвать противостояние между православными и мусульманами, которые веками живут в мире на Кавказе. Русская Церковь выражает глубокую обеспокоенность случившимся и настаивает на самом тщательном расследовании этого преступления», добавил священник.

Мнения экспертов

Маргарита Лянге,

президент Гильдии межэтнической журналистики, член Совета при президенте России по межнациональным отношениям:

«Помимо, на первый взгляд, очевидной версии действий террористических организаций нельзя исключить и то, что это может быть связано с теми политическими процессами, которые сегодня происходят в республике. Если это так, то это многое меняет. Есть серьезные силы с серьезными финансовыми и людскими ресурсами. Возможно, те, кого могут коснуться чистки, таким образом пытаются защитить себя. К сожалению, во многих национальных республиках при возникновении сложных ситуаций, будь то экономика или другие сферы, разыгрывание национальной карты в диалоге с федеральным центром — обычная практика: «Куда вы лезете? У нас здесь свои правила! Если не мы, то тут начнутся потрясения, а потому лучше закройте глаза на то, что мы творим и сколько воруем». Такая спекуляция срабатывала. Порой люди, которые устраивали разного рода акции, только потом понимают, что ими манипулируют чиновники в своих личных интересах.

Направить молодых людей на такие действия могут разные факторы, надо смотреть, что конкретно с этим человеком, который все это сделал. Самое плохое, что таких людей, которые, возможно, сами того не подозревая, могут стать инструментом в чужих руках, в нынешних условиях достаточно. Это как заряд, который не заметен до того, как в него вставят запальный механизм, а потом он вдруг начинает действовать. Важная задача — не дать вложить эти запалы в зарядные механизмы, то есть несчастных этих ребят раньше выявить и перехватить, чтобы работать с ними, естественно, не насильственными методами. Это ведь трагедия и для тех, кто погиб по его вине, но и для его семьи тоже. Конечно, меньше жалости в обществе будет к близким того, кто это сделал, но там ведь тоже есть семья и это тоже наши люди — россияне! Безусловно, в определенной степени семья ответственна, но бывают случаи, когда родители делали все возможное, но не смогли предвидеть, предотвратить трагедию. Это все очень печально.

Эта трагедия, как видим в том числе и по комментариям в интернет-ресурсах, которые можно оставлять инкогнито, объединила людей самых разных взглядов. Значит, все-таки не удалось людей разъединить, чтоб с перепугу разбежались по углам и возненавидели друг друга.

Я пока не вижу риска, что антикавказские настроения обострятся. Для многих важна была позиция духовенства. А она очень здравая и внятная: высказался Муфтият, другие религиозные деятели, Русская православная церковь. Больше всего осуждений было именно от представителей разных народов, живущих в Дагестане, не только русских. Я смотрела по соцсетям, какие были комментарии, и там жестче всего реагировали именно живущие в Дагестане люди. Не будем забывать, что пострадали не только православные, но и мусульмане — ребята-дагестанцы, которые их защищали. Здесь интернациональная трагедия получилась, и ответ на это должен быть такой же интернациональный».

Руслан Курбанов,

старший научный сотрудник Института востоковедения РАН:

«Это очень странное нападение. Пока нет дополнительных сведений и доказательств, можно выдвинуть только гипотезу и выделить несколько пунктов, которые вызывают серьезные вопросы.

Никогда прежде в Дагестане боевики, к какой бы организации они себя ни относили, не нападали целенаправленно на русское православное население, представители которого, да, становились жертвами, но погибали при терактах, направленных против сотрудников правоохранительных структур. Сами нападения не совершались против этнических или религиозных групп, не было привязки и к религиозным праздникам или храмам. Это первый случай, и, думаю, даже самые радикальные группировки мало чем смогут обосновать с их точки зрения необходимость таких действий.

Удивляет и то, что удар по русской общине совпал с приходом к управлению в Дагестане команды, номинально говоря, православных руководителей — врио главы Дагестана Владимира Васильева и председателя правительства из Татарстана Артема Здунова. Многие эксперты делают вывод, что это вызов для Васильева, удар по его позициям, возможно, в отместку за проведенные массовые задержания дагестанских чиновников. Но никто при этом не говорит и нет прямых доказательств, что нападение организовала команда определенных дагестанских чиновников, отстраненных от власти. Есть более влиятельные силы, которые стояли за схемами по расхищению и распилу республиканских бюджетных средств. И эти силы наверняка находятся не в Дагестане и даже не на Кавказе. После массовых задержаний пострадали очень влиятельные люди на уровне Москвы или находящиеся за пределами России. И не исключено, что они могли организовать эту акцию для того, чтобы как можно больнее ударить по команде Васильева. Но чтобы сделать точные выводы, необходимо получить доказательства. Пока же очень мало информации».

Ирина Стародубровская,

эксперт по Северному Кавказу, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики им. Егора Гайдара:

«Я думаю, пока слишком мало информации, чтобы делать выводы. И уж тем более не вижу оснований для многочисленных конспирологических версий — «предвыборных», «антикоррупционных» и тому подобных. На первый взгляд, это преступление вполне вписывается в рамки того, что наблюдается в последнее время не только у нас, но и в Европе. Когда молодые люди, обычно одиночки, далеко не всегда особо религиозные, возможно, с проблемами психологического свойства, вдруг в одночасье становятся поклонниками ИГИЛ* и идут убивать своих сограждан, используя для этого подручные средства. Это очень опасный и, к сожалению, набирающий силу феномен. Конечно, выводы можно будет делать только по результатам следствия. Но я не удивлюсь, если там не окажется ни вербовщиков, ни организации, ни финансирования. Только агрессия и желание отомстить этому миру: неважно — как и неважно — кому. Эта идея оказалась вполне созвучна с человеконенавистнической идеологией ИГИЛ, что позволило завернуть ее в исламскую оболочку. Остается только надеяться, что эта страшная трагедия не станет детонатором обострения межконфессиональных противоречий в Дагестане и не ударит рикошетом по тем мусульманам, которые не поддерживают насилие».

* Террористическая организация, запрещенная судом в России

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: