Странная Конституция

29.07.2017 12:25

26 июля в республике по традиции отмечался День Конституции Дагестана. Юрист и блогер Расул Кадиев высказался о положениях этого документа, выявив некоторые противоречия в нем. Приводим его мнение.

С приходом Рамазана Абдулатипова День Конституции Дагестана ассоциируется с национальным карнавалом, во время которого чиновников наряжают в якобы национальные костюмы и заставляют устраивать развлечения «а-ля народные гуляния». Причем политические фобии после 2014 года привели к тому, что в республике запрещено использовать слово «майдан», поэтому шатры, раскинутые на площади Махачкалы из разных районов, называются «родниками». Но название не помогает, так как в июльскую жару мало кто желает печься под солнцем, поэтому людей на площади собирается мало.

Ну разве что под вечер, когда с установленной сцены перед чиновниками, огражденными от плебса железной оградой и сотнями полицейских, выступают артисты с далеко не национальными дагестанскими мотивами. В общем, власти делают всё, чтобы в День Конституции не вспоминали о Конституции.

В соцсетях часто появляются вопросы: «а кто видел эту Конституцию?», «чо там, если что?» и т.д.

На самом деле при прочтении этого документа возникает множество вопросов к его достоверности и адекватности. Посудите сами.

Конституция Дагестана начинается с преамбулы:

«Мы, многонациональный народ Республики Дагестан, — составная часть многонационального народа Российской Федерации, исторически объединившегося в единое государство…

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН».

Стоп. Что значит «мы, многонациональный народ Республики Дагестан»? В отличие от Конституции Российской Федерации, действующая Конституция Дагестана не принималась на референдуме путем прямого голосования жителей республики. В ней указано, что была она принята Конституционным собранием 10 июля, а вступает в силу с момента опубликования — 26 июля 2003 года. Поэтому преамбула явно не соответствует историческому и юридическому факту. Тем более что Конституционное собрание Республики Дагестан на тот момент состояло в основном из дагестанских чиновников, не уполномоченных на принятие новой Конституции.

Статья 4. «Власть в Республике Дагестан осуществляет ее многонациональный народ непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Никто не может присваивать власть в Республике Дагестан…».

А где этот субъект — «многонациональный народ», который осуществляет власть? А если человек не знает, какой он нации, он не относится к многонациональному народу? И главное — почему власть не осуществляется гражданином? Получается, что гражданин — это не власть. То есть чтобы «качать права», надо быть не активным участником гражданского общества, а членом национального движения?

Насчет «свободных выборов» можно рассуждать часами.

Статья 5. «Республика Дагестан основана на единстве равноправных народов Дагестана, единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Дагестана, являются антиконституционными».

А если житель Дагестана родился в Калининграде или на острове Сахалин и его предки вообще родом не отсюда? Это не проблема, потому что гражданин вообще не осуществляет власть...

Статья 10. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Дагестан, законы Республики Дагестан и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права».

А почему указанные нормативные акты не должен соблюдать «многонациональный народ» или народы Дагестана?

Статья 1. «Республика Дагестан — Дагестан есть единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана».

Статья 13. «Республика Дагестан — социальное государство…».

Статья 17. «Республика Дагестан — светское государство».

Статья 54. «Республика Дагестан входит в Российскую Федерацию в качестве ее субъекта».

Почему Дагестан является государством? У нас что, есть своя денежная система, армия, полиция, территория и воздушное пространство, свои отдельные законы? То есть Москва должна с нами разговаривать как с Государством? И что значит государство в составе Российской Федерации? А можем ли мы выйти из состава Российской Федерации?

Статья 58. «Статус Республики Дагестан может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Дагестан в соответствии с федеральным конституционным законом».

Что значит статус? Дагестан потеряет свою государственность, которой у него нет? Дагестан могут лишить права находиться в составе Российской Федерации?

Статья 57. «Территория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан.

Республика Дагестан самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства республики.

Порядок решения вопросов административно-территориального устройства определяется законом Республики Дагестан.

Административно-территориальными единицами республиканского значения являются:

районы: Агульский, Акушинский, Ахвахский, Ахтынский, Бабаюртовский, Ботлихский, Буйнакский, Гергебильский, Гумбетовский, Гунибский, Дахадаевский, Дербентский, Докузпаринский, Казбековский, Кайтагский, Карабудахкентский, Каякентский, Кизилюртовский, Кизлярский, Кулинский, Кумторкалинский, Курахский, Лакский, Левашинский, Магарамкентский, Новолакский, Ногайский, Рутульский, Сергокалинский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Тарумовский, Тляратинский, Унцукульский, Хасавюртовский, Хивский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский (с Бежтинским участком в его составе), Чародинский, Шамильский;

города: Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южно-Сухокумск».

Что значит «без волеизъявления»? Я что-то не помню, чтобы «многонациональный народ» Республики Дагестан давал согласие на передачу своей территории Азербайджану.

А могут ли на территории Ногайского, Кумторкалинского или Бабаюртовского районов находиться территории Чародинского, Ботлихского и других горных районов? А что делают тогда на территории этих районов села, приписанные к горным районам?

Статья 15. «Земля и другие природные ресурсы в Республике Дагестан используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Почему «народов», а не жителей республики? Если человек не является частью одного из народов республики, но проживает на дагестанской земле, то он имеет меньше прав, чем представители народов Дагестана?

Статья 9. «В Республике Дагестан осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Что значит «самостоятельно»? Если глав муниципальных районов и городов республики избирают после прохождения конкурсной комиссии, состоящей из представителей главы республики, — это самостоятельность? Если ни один муниципалитет не живет за счет своих налогов — это самостоятельность? Если председатель правительства Дагестана своим постановлением №158 утверждает нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления — это самостоятельность? Если глава Республики Дагестан своим распоряжением от 5.05.2017 №60-рг предупреждает мэра Махачкалы, это означает, что руководство Махачкалы не входит в систему госвласти республики?

Статья 59. «Народное Собрание — парламент Республики Дагестан — является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Дагестан».

Статья 60. «Народное Собрание Республики Дагестан состоит из 90 депутатов».

Статья 61. «…В случае если деятельность депутата Народного Собрания Республики Дагестан осуществляется на профессиональной постоянной основе…».

Если Народное Собрание — постоянно действующий орган, состоящий из 90 депутатов, избираемых в соответствующем закону порядке, то на основе чего происходит деление на депутатов на профессиональной и не профессиональной основе? Зачем мне выбирать депутата-непрофессионала?

Статья 64. «Заседания Народного Собрания Республики Дагестан являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом, Народное Собрание Республики Дагестан вправе проводить закрытые заседания».

В судебной системе «открытые» означает, что в зал суда может заходить кто угодно. В Народном Собрании установлен режим, по которому на сессию проходят либо по аккредитации, либо по приглашению. И журналисты часто жалуются, что их не пускают, в том числе из-за наличия бороды. Такие сессии можно назвать «открытыми»?

Статья 75. «Глава Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную власть Республики Дагестан».

Статья 78. «Глава Республики Дагестан:

1) назначает с согласия Народного Собрания Республики Дагестан Председателя Правительства Республики Дагестан;

2) формирует Правительство Республики Дагестан и осуществляет руководство его деятельностью…

8) утверждает структуру республиканских органов исполнительной власти…».

Статья 84. «Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан.

Правительство Республики Дагестан формируется Главой Республики Дагестан в составе Председателя Правительства Республики Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан и министров Республики Дагестан».

Если глава Республики Дагестан — высшее должностное лицо, которое руководит правительством, являющимся высшим исполнительным органом, и определяет его структуру, то зачем нужен председатель правительства? Получается, председатель правительства несет ответственность за назначенных главой республики членов правительства? Может, дешевле и справедливее перейти на систему, используемую в других регионах: губернатор — глава исполнительной власти, а председатель правительства — его заместитель?

Статья 78. «Глава Республики Дагестан...

11) формирует администрацию Главы Республики Дагестан...».

В Дагестане есть «администрация главы и Правительства Республики Дагестан», которая, согласно выписке из ЕГЮРЛ, создана путем преобразования из Управления делами Государственного совета Республики Дагестан. Но этот орган вообще не предусмотрен в Конституции Республики Дагестан. Почему наши чиновники не выполняют требования Конституции? А точнее, почему действующий глава Рамазан Абдулатипов просто не внесет изменения в документы и не приведет название администрации в соответствие с Конституцией Дагестана? Получается, все эти чиновники администрации — вне Конституции?

Статья 82. «В случаях, когда глава Республики Дагестан временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет Председатель Правительства Республики Дагестан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».

Каждый год глава республики уходит в отпуск, причем по несколько раз в год. Это нормально. В других регионах часто можно увидеть подпись под законами «врио». Например, в соседней Чеченской Республике указ о выходных днях в связи с празднованием окончания Рамадана подписал врио главы республики. Однако ни разу нигде не публиковалась информация о том, что его полномочия перекладывали на председателя правительства. Это что получается, что глава Республики Дагестан незаконно пользовался своими полномочиями во время отпуска? Получается, что когда Рамазан Абдулатипов уходил в отпуск, то институт высшего должностного лица просто не работал. Это что за бардак в государственном управлении?

Статья 93. «Конституционный суд Республики Дагестан является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный суд Республики Дагестан состоит из пяти судей».

Статья 78. «Глава Республики Дагестан…

3) представляет Народному Собранию Республики Дагестан кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного суда Республики Дагестан, заместителя Председателя Конституционного суда Республики Дагестан, судьи-секретаря Конституционного суда Республики Дагестан, судей Конституционного суда Республики Дагестан...».

О какой независимости Конституционного суда может идти речь, если все члены суда вынуждены проходить и заверять свою лояльность у главы республики, чьи акты они будут проверять на конституционность? У судей нет даже права избрать своего председателя, заместителя и секретаря суда — все это определяет глава республики.

Чем вообще занимается этот суд? Какие дела он рассматривает? На сайте суда есть перечень постановлений и определений, которые он вынес. Последнее постановление — о транспортном налоге. Причем суд не смог это дело разобрать самостоятельно, а обратился за разъяснением к самому Народному собранию республики, принявшему соответствующий закон. Но интересно самое первое дело суда — 1992 года по делу о проверке конституционности распоряжения Совета министров Дагестанской ССР от 10 февраля 1992 г. №56-р, которым установлена наценка к розничной цене на водку.

То же самое можно сказать о мировых судьях Дагестана, которые назначаются Народным собранием, но по представлению главы республики.

Можно долго изучать этот документ, и может появиться еще больше вопросов. Вышеизложенное создает впечатление, что:

— этот документ принят не тем лицом, от чьего имени он создан;

— содержит существенную политическую и земельную основу для развития национализма;

— практически исключает гражданина как субъекта конституционных отношений и опору конституционного строя, переводя все права на национальные группы;

— положения о политическом статусе республики — фикция;

— территориальное устройство не соответствует реальности;

— структура органов власти республики и реальная кадровая политика показывают полное несоответствие экономической логике и нормам действующей Конституции;

— в республике, оказывается, действует орган, не предусмотренный Конституцией Дагестана, — администрация главы и Правительства Республики Дагестан;

— судебная власть в лице Конституционного суда абсолютно зависит от высшего должностного лица как по составу, так и по структуре, что исключает ее функциональность.

Расул Кадиев

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: