Фасик, или уровни человеческой греховности

07.10.2017 12:05

«Неужели верующий подобен нечестивцу? Не равны они!» («Сажда», аят 18). В приведенном кораническом аяте речь идет о том, что не могут быть равными между собой верующий человек (мумин) и заблудший грешник, нечестивец (фасик). Эти две группы людей ни в коем случае не могут быть равными, как об этом сказано в Коране. Мумин — это тот, кто уверовал, у кого есть иман, кто воспринял религиозные ценности и сделал их своими жизненными принципами. Вместе с обретением веры нужно претворять в жизнь требования, которые предъявляет человеку его вера, надо соблюсти гармоничное сочетание имана и действий. Наличие такого сочетания крепкого имана и праведных деяний и определяет ту черту, которая разделяет истинно верующих (муминов) и заблудших грешников (фасиков). О последних чуть подробнее далее.

Быть фасиком…,

…греховным нечестивцем, значит выйти за пределы покорности Аллаху, совершая большие грехи. В терминологии шариата термин «фасик» означает выход из повиновения Аллаху и проявление непокорности Ему. В более широком смысле фасиком является тот, кто совершает большие грехи или упорствует в малых, а также тот, кто пренебрегает всеми религиозными предписаниями или же частью из них.

Фиск можно разделить на три категории:

1) Редкое совершение грехов, считая их отвратительным.

2) Упорное совершение одного и того же греха.

3) Совершение грехов, считая их дозволенными. В этом случае у человека уже не остается никакой связи с верой и религией.

В Коране термин «фиск» в основном используется в значении «куфр» (неверие). Однако в некоторых аятах термин «фиск» упоминается в абсолютном значении (в значении «нечестие»). Например: фиск, совершаемый во время хаджа (аль-Бакара 2/197), или поедание мяса животных, над которыми не было произнесено имя Аллаха (аль-Анам 6/121), или фиск клеветы на мусульманина (ан-Нур 24/4). Во всех других аятах термин «фиск» используется в значении неверия: «Мы ниспосылали тебе ясные знамения, и не веруют в них только нечестивцы (фасики)» (аль-Бакара 2/99).

«Так подтвердилось Слово твоего Господа о том, что нечестивцы (фасики) не уверуют» (Юнус 10/33).

«Если бы они уверовали в Аллаха, пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами» (аль-Маида 5/81).

По мнению мутазилитов (последователи религиозно-философского течения), фасик не является ни верующим, ни неверующим, а чем-то средним между ними. Это их воззрение в то же самое время является одним из пяти основополагающих принципов вероубеждений и называется «Манзилю бейналь-Манзилятейн». По их мнению, если фасик покается, то вернется к вере, а если он умрет без покаяния, то навечно окажется в Аду.

Фиск является очень опасным положением, и каждый человек должен стараться избегать подобного. Необходимо избегать любых грехов, как больших, так и малых, а также следует избегать упорства в совершении малых грехов. Упорство в совершении малых грехов является одной из степеней фиска.

Необходимо обратить внимание на один очень важный момент: никто не может называть другого человека фасиком. Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха сказал: «Никто не имеет права называть другого человека фасиком или кяфиром. Если кто-то назовет другого человека фасиком или кяфиром, а тот не является таковым, то эти слова вернутся к тому, кто их произнес, и он сам станет фасиком или кяфиром» (Мухтасар Таджридус-Сарих). В то же самое время этот хадис устанавливает очень важный нравственный принцип. Раскрытие недостатков человека, и тем более осуждение человека, приписывая ему фиск или неверие, является безнравственным, и если эти качества на самом деле не присущи тому человеку, то они возвращаются к сказавшему их.

«Тем, кто не уверовал»

Понятие «нечестивцы», упомянутое в 18-м аяте суры «Сажда», включает в себя и греховность, и неверие, потому что фраза из 20-го аята той же суры: «Вкусите мучения в Огне, которые вы считали ложью!» относится к тем, кто не уверовал. Вот для таких нечестивцев, то есть утопающих в грехе неверующих, пристанищем будет Огонь, в котором они будут находиться и испытывать страшные мучения не в течение какого-то определенного срока, а вечно. Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда обратно. Приведенное сравнение положения этих двух групп людей — муминов и фасиков — очень поучительно с точки зрения тех исходов, к которым они придут. На одной стороне Рай с его бесконечными благами и довольство Аллаха, а на другой стороне Ад с его нескончаемыми мучениями, от которых невозможно избавиться. Беря все это во внимание, нам нужно жить с иманом и сторониться грехов и ошибок.

Права фасиков

Фасик имеет права только при распоряжении своим собственным имуществом. Ему разрешено вступать в брак и заключать сделки, однако его партнеры и клиенты вправе требовать удостоверения всех договоров и сделок свидетелями. Фасиков не назначают на административные и выборные должности. Он может быть душеприказчиком, опекуном и т. п., если так пожелает завещатель. В исламском праве (фикх) показания и свидетельства фасиков считаются недействительными.

Для того, чтобы фасик больше не считался таковым, он должен принести раскаяние (тауба) в своем нечестии, пройти обряды искупления (каффара) и очищения (тахарат), проявляя себя достойным мусульманином. Если фасики не будут прощены Аллахом, то они войдут в ад, однако степень их мучений будет легче степени неверных.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: