Вернут ли «Журавлей» на место?

26.08.2017 12:09

Знакомые с детства каждому коренному махачкалинцу произведения искусства в виде бронзовых скульптур и настенных мозаик стали исчезать из меняющей облик столицы Дагестана. «Новое дело» попыталось разобраться в судьбе одного из таких памятников.

Скульптура «Журавли» дагестанского художника-монументалиста Башира Увайсова была демонтирована в прошлом году с торца здания дагестанского филиала «Россельхозбанка», что на пересечении проспектов Ярагского и Гамзатова.

По словам старшего брата скульптора, народного писателя Дагестана Сугури Увайсова, это первая в Дагестане композиция, посвященная «Журавлям» Расула Гамзатова.

«Хотя работа Башира и не является памятником, она первая по дате установки, так как появилась даже раньше, чем гунибский памятник «Белые журавли», — рассказал «Новому делу» Сугури Увайсов. — У него был заказ на оформление стены этого здания на углу улиц тогда еще Ленина и 26 Бакинских комиссаров. Но украсить мозаикой нужно было не эту стену, на которую он установил скульптуру «Журавли», а другую. И когда Башир получил заказ, он решил установить скульптуру на другой стене. Сам он тогда отметил, что это было самоуправством с его стороны, но никто ему ничего не сказал».

По словам собеседника, после смерти его брата (Башир Увайсов умер в апреле 2014 года на 68-м году жизни) авторские права на скульптуру перешли ему и он отстаивает памятник «Журавли» как память о своем брате: «Для меня, для нашей семьи важно, чтобы работа вернулась на свое прежнее место. Я нашел некоторые части композиции во дворе Университета народного хозяйства в Махачкале. Его ректор Гамид Бучаев объясняет это тем, что имеет права на памятник, что это он заплатил моему брату, но это не так. Дело в том, что до 1974 года Бучаев был руководителем Дагпотребсоюза, а памятник установили в 1979 году, и никаких денег за это мой брат не получил. Любые разговоры о том, что ему заплатили за это — полный бред. Это его подарок городу как память о себе. Даже потом, когда я настаивал на том, чтобы он потребовал от властей деньги за работу, он отказался. На мой вопрос, куда делись некоторые части памятника, мне ответили, что слесарь разобрал. А те, что остались, будут установлены на боковой части фасада здания ДГУНХ. Но я, друзья Башира и все, кому небезразлична история родного города, требуют полного восстановления композиции».

Ректор ДГУНХ Гамид Бучаев объяснил свою позицию по этому вопросу: «Этот памятник принадлежит мне, так как я за него заплатил и позаботился о нем. Никому не было до него дела. Теперь кто-то хочет на нем обогатиться или что-то там еще, и потому подняли весь этот шум. Ни администрация города, никто другой не имеет юридического права на него. Я сейчас ищу хороших реставраторов, чтобы восстановить его в первозданном виде, а потом решим, куда его установить».

В пресс-службе мэрии Махачкалы нам сообщили, что памятник снят только на время и, как только ремонт здания закончится, памятник будет установлен на прежнее место — это уже обговорено с владельцем здания.

В Республиканском центре охраны памятников истории, культуры и архитектуры сообщили, что памятник «Журавли» не находился под охраной: «Мы не можем поставить круглосуточную охрану у каждого памятника, тем более у тех, что у нас не числятся. Что касается конкретно этой скульптурной композиции, то, насколько нам известно, она будет восстановлена на своем месте».

«Эта композиция не просто так висела там, — объяснил корреспонденту «Нового дела» дагестанский скульптор, народный художник Дагестана Магомедали Алиев. — Она — воплощение гениальных образов поэзии Расула Гамзатова, ставших символом народной памяти не только в Дагестане, но и во всем мире. Подтверждением этому стало включение фотографии созданной Баширом скульптурной композиции — горянка и летящие журавли — в фотокаталог памятников на тему гениального стихотворения. Обратите внимание, памятник Расулу как бы смотрит на «Журавлей». Обидно, что ни один памятник в городе, кроме памятников Махачу Дахадаеву, Гамзату Цадасе и Сулейману Стальскому, не находятся в реестре и нигде не числятся. Любой человек может ночью приехать и разобрать их. Когда «Журавлей» сняли, куда только мы не писали, но никто так и не ответил. Кто-то выкупил это здание для магазина, но не произведение искусства, которое там находилось. Это наша история, которая не для чиновников. Во всех цивилизованных странах собирается художественный совет, чтобы решать такие вопросы. Мы хотим обратиться к президенту страны, чтобы остановить это варварство. В скором времени в городе не останется никаких памятников. Должна быть какая-то статья, которая регламентирует это. А у нас никто не несет за это ответственность, никто не охраняет. Достояние народа не должно топтаться вандалами. Мы говорим о развитии будущего поколения, но при этом творим такое. Композиция Ягудаева — бронзовая девочка — также была сдана в металлолом. Нет гарантии, что завтра не снимут и не разберут памятник Расулу Гамзатову. Ведь он тоже нигде не числится...»

По словам скульптора, Башир Увайсов — автор не только композиции «Журавли», но и скульптуры «Элегия», известной в народе как «Женщина с лирой», которая также находится на проспекте Гамзатова в Махачкале, а также кованых фонарей на этом же проспекте.

В Министерстве культуры республики нам не смогли прокомментировать ситуацию с исчезновением памятников в Махачкале.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Что общего между Кяхулаем и Ереваном

история одной лестницы

13.04.2024 00:00

Дагестан внесёт 717 границ населённых пунктов

доклады

25.03.2024 16:12

Названы лучшие многоквартирные дома в Дагестане

по итогам конкурса "Единая Россия"

12.02.2024 17:54