Власть не хочет, водители не могут

15.04.2017 18:05

Протестные акции дагестанских забастовщиков против повышения тарифов в системе «Платон» имеют как минимум два цикла негативных последствий для экономики Дагестана. Ближайший из них уже фактически наступил: многие грузоотправители всерьез думают о том, как обойти территорию республики, сэкономив время и средства. Но еще более серьезные последствия могут наступить, если протесты дальнобойщиков продлятся до разгара сельскохозяйственного сезона — в этом случае значительная часть дагестанской продукции рискует не быть вывезенной в срок. Во избежание этого властям нужно предложить дальнобойщикам реальные механизмы выхода из кризиса.

О том, что забастовки против «Платона» создают серьезные риски для транзитных грузоперевозок на территории Дагестана, официальные источники в республике заявили уже через несколько дней после начала протестов через госСМИ. В частности, сообщалось, что грузоперевозчики из Ирана и Азербайджана уже сворачивают маршруты перевозок по территории Дагестана и переходят на альтернативные транспортные маршруты доставки продукции в Россию — морем в Астрахань либо через границу с Грузией. Кроме того, дагестанских дальнобойщиков припугнули тем, что пока они бастуют, на их место могут прийти крупные транспортные компании из других регионов России.

Возможный уход ряда иностранных перевозчиков из Дагестана — это действительно тревожная перспектива. Оставляя в стороне те доходы, которые Дагестан получает от транзитных перевозок, это повлечет за собой дальнейшее снижение внешнеторгового оборота самой республики, который и так находится в глубоком кризисе. По данным Северо-Кавказского таможенного управления, в прошлом году внешнеторговый оборот Дагестана упал на 30% — с 361,9 до 252,7 млн долларов (для сравнения, в среднем по России, по оценке Росстата, снижение внешнеторгового оборота в 2016 году составило 13,4%). При этом сальдо между импортом и экспортом далеко не в пользу Дагестана: республика ввозит почти вчетверо больше товаров, чем поставляет за рубеж, то есть забастовки дальнобойщиков создают серьезные проблемы грузоотправителям за ее пределами.

Грузоперевозчики из Ирана и Азербайджана уже сворачивают маршруты перевозок по территории Дагестана и переходят на альтернативные транспортные маршруты доставки продукции в Россию — морем в Астрахань либо через границу с Грузией

Как сообщил на одном из недавних совещаний по дальнобойщикам заместитель начальника управления Ространснадзора по СКФО Муртазали Муртазалиев, МИД Азербайджана уже обратился к российским властям за разъяснением ситуации, которая затронула и азербайджанских водителей, — по словам Муртазалиева, они уже подверглись «хулиганским действиям». О фактах агрессивных действий участников протестных акций заявил и заместитель главы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Азербайджана Али Искендеров, подтвердивший, что многие азербайджанские перевозчики теперь ездят в Россию через Грузию, а через Дагестан пытаются прорваться лишь отдельные водители-«сорвиголовы». С аналогичной ситуацией, по имеющимся сведениям, столкнулись и иранские водители, перевозившие груз в Белоруссию и тоже подготовившие обращение в свои официальные органы.

Тем не менее, катастрофических убытков для экономики республики пока не видно, за исключением задержек в транспортировке грузов, полагает известный эксперт по дагестанской экономике Михаил Чернышов, старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН. По его мнению, новая забастовка дальнобойщиков разгорелась в относительно безопасный для экономики Дагестана сезон, когда еще не начались крупные перевозки сельхозпродукции — но если протест продержится, то мы увидим новый виток развития событий.

Дагестан ввозит почти вчетверо больше товаров, чем поставляет за рубеж, то есть забастовки дальнобойщиков создают серьезные проблемы грузоотправителям за ее пределами

Как отмечает Михаил Чернышов, наибольший риск повышение тарифов «Платона» несет именно для тех дагестанских дальнобойщиков, которые специализируются на перевозке относительно дешевой сельхозпродукции (зерно, картофель, капуста, скот) – в отличие от, скажем, тех водителей, кто возит алкоголь и другие «дорогие» и «емкие» грузы. «Сейчас рейс большегруза в один конец из Дагестана до Москвы стоит порядка 40–50 тысяч рублей, а при повышении цен стоимость поездки увеличится на 15–20 тысяч рублей. Такое увеличение цен потянут не все. Полный объем налогов и сборов в зависимости от ставки «Платона» составит в среднем 600–800 («Платон», транспортный налог и акцизы) тысяч рублей на машину — это значительная сумма для индивидуальных предпринимателей», — говорит Чернышов.

Не приходится, по мнению Чернышова, ожидать и того, что новые ставки налогов и сборов для большегрузных машин дадут какой-то значительный бюджетный эффект для Дагестана, хотя теоретически речь идет об очень значительных суммах. Если исходить из максимальной оценки налогов и сборов по новым ставкам (800 тысяч рублей с машины в год), помножив ее на общее количество дагестанских машин грузоподъемностью от 12 тонн и выше (31 тысяча), то получается сумма порядка 25 млрд рублей, сопоставимая с годовыми доходами бюджета Дагестана. «В регион из этой суммы может попасть часть акцизов, которые должны распределяться пропорционально официально проданному бензину, — говорит Михаил Чернышев. — Но поскольку в Дагестане много бензина продается неофициально, рассчитывать на серьезные поступления в бюджет не приходится — доходы от акцизов получат те регионы, где работают крупные топливные компании».

Пока разговор в кабинетах власти идет скорее о том, как бороться с протестом, вместо того, чтобы обсуждать, как решать проблемы грузоперевозок. Хотя политизация этой темы становится опасна на фоне падающего рейтинга Абдулатипова

Не лучшим образом обстоит дело и с теми льготами, которые должны были иметь дальнобойщики, в том числе по транспортному налогу. По данным Управления федеральных автомобильных дорог «Кавказ», грузоперевозчики регионов СКФО по итогам 2016 года получили возмещение по транспортному налогу в сумме более 200 млн рублей благодаря налоговому вычету в связи с платежами по системе «Платон». Но доля Дагестана здесь оказалась минимальна — всего 18,2 млн рублей, тогда как для грузоперевозчиков, зарегистрированных в Ставропольском крае, сумма налогового вычета составила 138 млн рублей.

Однако на данный момент, резюмирует Михаил Чернышов, на первом плане ситуации вокруг дальнобойщиков все еще оказываются политические аспекты конфликта, к тому же некоторые водители, представляющие юридические лица, уже пошли на попятную и сообщили о прекращении забастовок. «Удивляет то, что правительство не предлагает альтернативы грузоотправителям — например, специальные тарифы РЖД и прочее. Скорее всего, расчет делается на то, что дальнобойщики побастуют, побастуют и разойдутся, потому что иначе им не выжить, — предполагает эксперт РАН. — Но пока разговор в кабинетах власти идет скорее о том, как бороться с протестом, вместо того, чтобы обсуждать, как решать проблемы грузоперевозок. Хотя политизация этой темы становится опасна на фоне падающего рейтинга Абдулатипова, который становится уходящей фигурой с предельным сроком мандата чуть более года, и на этом фоне разворачивается привычная борьба внутри дагестанской элиты. Сейчас дальнобойщикам власти многое обещают, например, убрать пункты весового контроля, обеспечить стоянками, но есть опасение, что это лишь обещания — в ситуации, когда денег на это в бюджете нет, может быстро оказаться, что данные декларации невыполнимы».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Дагестанские дальнобойщики не смогли поддержать своего лидера

Выдвижение лидера Объединения дальнобойщиков России Андрея Бажутина кандидатом в президенты ...

02.01.2018 23:35

Дальнобойщики Дагестана пока не присоединились к всероссийской стачке, но…

15 декабря этого года дальнобойщики в ряде регионов страны начали ...

18.12.2017 20:14

"Если Россия станет, то и Дагестан поддержит"

Дагестанские дальнобойщики готовы начать забастовку при условии, если все города ...

16.12.2017 22:50