Останки СУ-2 напомнили о забытой военной истории Дагестана

09.05.2024 13:32

На площади Ленина в Махачкале выставлены останки авиационного двигателя, найденного в Кизилюртовском районе в 2022 году. Стенд сообщает, что это был самолёт СУ-2, сбитый в 1942 году.

Сайт музея Победы показывает макет СУ-2 и рассказывает, что в производство самолёт пошел с двухрядным звездообразным 14-цилиндровым двигателем М-88 воздушного охлаждения, вскоре замененным на его модификацию - М-88Б с трехлопастным винтом ВИШ-23-7.

 

Этот экспонат напомним, что в Дагестане практически не осталось экспонатов предвещания 44-й армии и авиационного полка в ходе битвы за Кавказ и Иранской операции. 

 

Серийное производство Су-2 велось с 1939 по апрель 1942 год на заводах Наркомата авиапромышленности СССР № 135 (г. Харьков, эвакуированном в начале войны в г. Пермь), № 207 (г. Долгопрудный Московской обл.) и № 31 им. Г. Димитрова (г. Таганрог) и составило 877 экземпляров.

Если самолёт был сбит в 1942 году над Кизилюртовским районом, следовательно, участвовал в битве за Кавказ, которая, как рассказывает сайт Министерства обороны, явилась одной из продолжительных военных операций в ВОВ. Она длилась 442 суток (с 25 июля 1942 г. по 9 октября 1943 г.).

 

В начале битвы за Кавказ в районе Махачкалы была размешена 44-я армия, Закавказского военного округа, которая, прикрывала побережье Каспийского моря. В августе-сентябре 1941 года 44-я армия участвовала в Иранской операции (Иранском походе), захватив, в частности, города Пехлеви и Решт. После Иранской операции управление армии без войск передислоцировано в район Махачкалы, где в состав армии вошли новые соединения и части.

 

Возможно, что СУ-2 был в составе 210-й штурмового авиационного Севастопольского Краснознамённого ордена Кутузова полка, воевавшего на Южном фронте в составе 45-й смешенной авиадивизии.

 

18 апреля 1942 года полк согласно приказу Южного фронта № 071 от 09.04.1942 г. передал 9 самолётов Су-2 в 288-й бомбардировочный авиационный полк.

22 июля 1942 года полк приказом командующего 4-й воздушной армии перебазирован в станцию Гетмановскую (Кавказская (станица)) и поступил в распоряжение командира 6-го отдельного учебно-тренировочного авиаполка. 30 июля полк перебазирован в Буденновск, 5 августа — в Махачкалу, 10 августа — в Насосную. 18 августа 1942 года полу убыл в Дербент на доукомплектование личным составом и техникой. Полк вновь вошел в состав 230-й штурмовой авиадивизии 4-й воздушной армии.

 

К сожалению сейчас уже не осталось карт, которые показывают, где в Махачкале и Дербенте располагалась военные аэродромы. 

Однако, аэропорт Махачкалы некоторое время назад высказал желание создать музей в помещении бомбоубежища. 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также