
Градусник для ГЕРЦа
23.12.2011 18:33В России издано множество законов и постановлений, регулирующих вопросы теплоснабжения. Их скрупулезность вызывает восхищение, прописано буквально все: давление, температура воды в кранах и воздуха в квартирах, санкции чуть ли не за каждый недопоставленный градус. Так, например, согласно постановлению главного санитарного врача РФ, температура горячей воды должна быть не ниже 60 и не выше 75 градусов. За каждые 3 градуса отступления от указанных норм размер оплаты снижается на 0,1%. Если горячая вода прохладнее 40 градусов, оплата за нее производится по тарифу холодной. Но все эти нормы у нас буксуют. Почему это происходит, мы спросили депутата Народного собрания, члена Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, заслуженного энергетика РФ Эседулу АХМЕДОВА. В качестве эксперта он выбран неслучайно — более сорока лет Ахмедов проработал на Махачкалинской ТЭЦ, причем последние 25 лет — директором.
— Складывается ощущение, что законы и люди находятся в параллельных, никогда не пересекающихся мирах. Так в чем же дело: в законах, которые не доработаны, или в людях, которые призваны обеспечивать нас теплом?
— Это коллективный "труд". Подводные камни в законодательстве органично сочетаются с массовым непрофессионализмом исполнителей. В итоге в области теплоснабжения возникает масса проблем. Помните бензиновый кризис прошлого года, который случился из-за того, что наши законодатели приняли решения перейти на евростандарты в этой сфере? Всякие там евро-4, евро-5. Тогда как основная масса нефтеперегонных заводов страны могла производить бензин только на уровне евро-3.
Так и здесь. Главный санитарный врач страны законодательно закрепил параметры температуры горячей воды в квартирах потребителей — 60—75 градусов. И автоматически превратил практически всех крупных поставщиков тепла России в потенциальных нарушителей закона. Чтобы обеспечить данные режимы, температура теплоносителя на выходе из ТЭЦ должна быть не ниже 90 градусов. Но более 90% крупных поставщиков тепла спроектированы под другие, более низкие параметры. И работа в режиме постоянной перегрузки обернется для них многомиллионными потерями.
Им и так приходится оплачивать из собственного кармана огромные потери, вызванные плачевным состоянием наших теплосетей. В целом по стране их изношенность составляет более 70%. Но законодатели словно бы об этом не знают. Судя по этим документам, мы живем в государстве, где недавно прошло полное техническое перевооружение всей теплосистемы. А до этого ой как далеко. Посмотрите на Махачкалу. За последние три года нам удалось полностью поменять самые проблемные участки городской теплотрассы, что крайне положительно сказалось на качестве теплоснабжения. Сейчас ситуация с сетями в столице республики намного лучше, чем в большинстве российских городов. Но и при этом по горячей воде мы не можем уложиться в параметры, заданные Онищенко.
— И много таких "подводных камней" в нашем законодательстве?
— Достаточно. Во многих документах предусмотрены санкции к поставщикам тепла, если они отступают от заданных норм. Но давайте рассмотрим конкретную ситуацию. Допустим, из ваших кранов течет не горячая, а едва теплая вода. Вы знаете, что это нарушение, и хотите добиться пересчета платежей, как это и предусмотрено законом. Вопрос в том, как вам это удастся. Для начала в квартиру необходимо пригласить комиссию в составе работников предприятия, поставляющего тепло, людей из вашей управляющей компании. Как вы думаете, они прибегут к вам по первому звонку? Я почему-то в этом не уверен. Но, допустим, вы человек энергичный, грамотный и вам не жалко потратить два-три дня на решение этого вопроса. И в итоге вы добиваетесь прихода комиссии, которая соглашается с тем, что вода в кранах, скажем так, холодновата. Предполагаю, что после этого члены комиссии начнут выяснять, кто в этом виноват — поставщик тепла или владелец "убитых" внутридомовых сетей. Предполагаю также, что в итоге они так и не придут к общему мнению. И вам придется добиваться прихода следующей комиссии, в которую помимо вышеперечисленных товарищей войдут представители какой-либо контролирующей организации, к примеру, жилинспекции.
В конце концов, комиссия к вам придет и вы получите на руки копию акта, в котором отражается факт недопоставки вам тепла. Но если вы думаете, что эта бумага послужит основанием для пересмотра платежей, то ошибаетесь. С ней вам придется обратиться в суд, который и поставит точку в этом конфликте. У вас есть время и желание бегать по судам? Прекрасно. У вас есть все шансы на то, что суммы ваших платежей будут пересмотрены. Скажите честно, вы знаете много людей, готовых ввязаться в подобную авантюру?
— Получается какая-то законодательная диверсия. Почему же эксперты, анализирующие эти документы, не усмотрели в них этих подводных камней?
— Могу предположить, что в качестве экспертов привлекались люди, заинтересованные в том, чтобы вопреки всему сохранить действующее положение вещей.
— Ладно, Онищенко, утвердивший заведомо невыполнимые нормы, всегда может сказать в свое оправдание, что хотел как лучше. Но что будут говорить люди, предусмотревшие кучу санкций для поставщиков тепла, но упустившие из виду механизмы их реализации?
— А почему вы решили, что этих механизмов нет? Прекрасно все расписано, иначе и быть не может. А не действуют эти механизмы потому, что не хватает одного звена — счетчиков на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных тепловых сетей. То есть у каждого дома должен стоять счетчик, фиксирующий температуру теплоносителя и давление в сетях. Который сразу покажет, кто виноват в недопоставках тепла, — его поставщик или управляющая компания. И не потребуется никаких комиссий, судов, все моментально разрешится в рабочем порядке. Но скажите, видели ли вы в Махачкале хотя бы один такой счетчик? Но о счетчиках чуть позже. Сначала расскажу о другой проблеме, которая, на мой взгляд, сильнее всего мешает организации цивилизованной работы в сфере теплоснабжения. Чтобы законы заработали, они должны отразиться в договорах, четко прописывающих права и обязанности всех участников процесса теплоснабжения. И основной из них — договор между поставщиком тепла и управляющими организациями. Так вот, во время работы на ТЭЦ (а ушел я оттуда всего несколько месяцев назад) я предпринял не менее десяти попыток подписать эти самые договоры. Я встречался с руководителями УО, говорил с ними по телефону, поднимал этот вопрос на совещаниях в городской администрации — все без толку. Наконец на свой страх и риск разработал этот многостраничный документ и разослал его всем руководителям управляющих компаний с предложением внести свои предложения и коррективы. В ответ — тишина. Дело в том, что по большому счету документ этот, без которого по закону мы работать не имеем права, никому из участников процесса теплоснабжения не нужен.
— И поставщику тепла в том числе?
— Разумеется, поскольку завышенные нормативы изначально превращают его в нарушителя. Но, тем не менее, я готов был этот документ подписать — его отсутствие буквально связывало мне руки в конфликтах с управляющими компаниями. А для того, чтобы не быть вечным нарушителем закона, я разработал целую программу, рассчитанную на несколько лет, которая позволяла мне после ее реализации выйти хотя бы на нижние границы закрепленных параметров по всем домам, отапливаемым предприятиями ООО "Дагестанэнерго". В свою очередь я предложил руководителям управляющих компаний разработать такие же программы по каждому дому, чтобы за несколько лет снять все "больные" моменты.
— Не составили?
— Как я понял позднее, они и не в состоянии подобный документ подготовить, для этого надо, как минимум, быть грамотным инженером. Единственное, что они могут, — работать в режиме скорой помощи, устраняя возникающие аварии. Вал которых при отсутствии планомерной работы по модернизации внутридомовых сетей будет расти с каждым годом. Кстати, "убитое" состояние этих сетей во многом объясняет нежелание управляющих компаний подписывать какие-либо договоры. Потому что тогда они будут обязаны за счет собственных средств компенсировать людям недопоставленные услуги, если это произойдет из-за плохого состояния внутридомовых сетей. А это, как показывает практика, случается в 70% случаев.
— В настоящее время эти потери компенсирует поставщик тепла?
— По большому счету, сегодня их никто не компенсирует, разве что случится многодневное отключение, факт которого будет соответствующим образом заактирован.
— Получается, в нынешней ситуации с теплоснабжением виноваты все без исключения участники процесса — законодатели, поставщики тепла, управляющие компании. И выхода из нее нет.
— А почему из списка виновников вы исключили получателей услуг? Да, они в этой схеме единственные потерпевшие, но это не освобождает их от ответственности. На мой взгляд, именно они сегодня могли бы реально повлиять на положение вещей. Вернемся к вопросу о внутридомовых счетчиках. Их установка сняла бы больше половины всех "больных" вопросов и существенно снизила бы расходы людей на теплоснабжение. Согласно постановлению правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года "отмашку" в установке счетчиков обязаны дать собственники жилья (имеются в виду управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и другие), написав соответствующее заявление на имя поставщика тепла. Который обязан, цитирую, "обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета…". Единственная инстанция, которая может заставить управляющую организацию инициировать вопрос установки счетчиков, — это жители многоквартирных домов, доверившие управление ими той или иной структуре. Это раньше все ЖЭУ структурно относились к администрации города. Сегодня же все они — самостоятельные юридические организации, несущие ответственность только перед своими нанимателями, то есть перед всеми нами.
Помните, как несколько лет назад гражданам предложили выбрать форму управления своим домом? Очень немногие тогда отнеслись к этому серьезно, хотя от этого зависело качество их жизни на долгие годы. Громадное же большинство пустило все это на самотек и вот теперь пожинает плоды собственной инертности.
Смотрите, в 2008 году администрация Махачкалы приняла пятилетнюю программу, призванную существенно улучшить ситуацию с отоплением и горячим водоснабжением в городе. В ее рамках громадную работу провели коллективы ООО "Дагестанэнерго", объединившего Махачкалинскую ТЭЦ и котельные БПК, ДЭМ и Дагэлектромаша, ОАО "Махачкалатеплоэнерго" (сюда входят 15 крупных и 10 мелких котельных) и ОАО "Махачкалатеплосевис" (136 школьных, детсадовских и домовых котельных). Добросовестно поработали в рамках этой программы также коллективы горэлектросетей и водоканала — понятно ведь, что при аварийных электрических сетях бесперебойное снабжение теплом обеспечить невозможно. Опять же, для производства горячей воды необходима вода холодная, которую нагревают поставщики тепла.
Казалось бы, на этом фоне должно было произойти кардинальное улучшение ситуации с теплоснабжением в городе. Однако улучшение оказалось не очень весомым. Все потому, что свою часть работ не выполнили практически все управляющие организации. И сегодня главные сбои происходят как раз на конечном этапе транспортировки тепла, этапе внутридомовых сетей.
Сегодня все эти организации подчиняются нам с вами. И из-за нашей инертности оказываются практически бесконтрольными (кстати, подобная ситуация сложилась не только в Дагестане, но и в целом по России). Выходов из данного тупика, на мой взгляд, несколько. Это и смена управляющей организации, и прямое вмешательство жильцов в ее работу.
— Что вы имеете в виду?
— Жильцы имеют право заставить ту же управляющую компанию озаботиться установкой счетчика. Можно также потребовать от ее работников разработать многолетние графики поэтапного ремонта внутридомовых сетей и вывесить их на стенде. После этого назначить ответственных от каждого дома, которые будут контролировать выполнение этой программы, требуя от руководства УК отчета за малейшие отступления от графика. Главное — не сидеть сложа руки. Так что если наши граждане, в конце концов, не поставят коммуналку на "счетчик", они сами будут стоять "на счетчике" всю свою жизнь. Причем это касается не только теплоснабжения. Потребители без счетчиков переплачивают и за холодную воду, и за газ. Честно говоря, я намеренно слегка провоцирую читателей "НД" в надежде разбудить гражданскую активность хотя бы в некоторых из них. Потому что без этого ситуацию не переломить.
— Одна из читательниц "НД", которая, безусловно, относится к категории активных граждан, недавно предложила брать плату за отопление не весь год, а только в период отопительного сезона. Как вы относитесь к этой идее?
— Отрицательно. Это серьезно ударит по карману наших пенсионеров, которым зимой придется отдавать за коммунальные услуги практически всю свою пенсию (не будут же они летом откладывать деньги на это). Единственное, что могу посоветовать читателям "НД", — обязательно учитывайте растянутый на год цикл оплаты за отопление в случаях отключений. Как-то коряво получилось, поэтому поясню на примере. Допустим, зимой у вас в квартире не топили 5 дней. Но при подготовке счета на оплату вам обязаны их учесть как 10, поскольку эти зимние дни вы летом наполовину уже оплатили.

На что потратили в 1,5 млрд рублей в Табасаранском районе
отчет городскому собранию
22.03.2025 01:40