А я чиновника узнаю по одежке

02.08.2013 05:26

«Несколько лет назад кавказский свадебный костюм занял первое место в конкурсе в Лондоне как самый лучший, — сказал тогда Абдулатипов. — Если бы мы наших дочерей воспитывали с детства надевать национальный костюм, то у нас не вошла бы в моду арабская одежда». 

Ожидание праздника
Инициатива врио президента за последние полгода уже успела стать притчей во языцех, многим вообще не верилось, что идея Абдулатипова воплотится в реальность. Еще пару месяцев назад руководители ателье жаловались на отсутствие заказов и подсчитывали убытки (они, в отличие от чиновников, сразу же поверили врио и закупили дорогие ткани и фурнитуру). Возможно, сказывался страх представителей власти быть осмеянными, но сами чиновники в беседе с корреспондентом «НД» признавались, что поначалу даже не могли себе представить, как будут выглядеть в таком наряде. «Я вообще родился в европейском костюме, — смеялся, к примеру, один из них, — у меня в семье уже третье или четвертое поколение черкесок не носит».
К слову, в соседней Чечне традиция отмечать национальные праздники в чеченских костюмах прижилась несколько лет назад с подачи главы республики. День чеченского языка чиновники отмечают в черкесках. Ну а в Грузии членов парламента запускают в зал только в национальной одежде. В интернете развернулась нешуточная дискуссия сторонников и противников «костюмированного праздника». Скептики традиционно напирали на то, что в Дагестане с его проблемами не остается ничего иного, кроме как уделять пристальное внимание внешнему виду министров и глав муниципальных образований: мол, о костюмах можно было подумать в последнюю очередь. Большинство все же восприняло идею положительно, аргументируя это, в частности, тем, что это никак не может негативно повлиять на ситуацию в республике, тем более что деньги туда уходят не бюджетные.
Забегая вперед, отметим, что сразу после праздника число сторонников идеи врио значительно увеличилось. Вот лишь один комментарий из Фейсбука: «Специально для тех, кто не понимает идею возрождения интереса к традиционной одежде и считает, что она бестолковая. Вчера на празднике я от нескольких людей услышала: «Ой, мне тоже надо было надеть свой костюм!». Кроме них четверо моих знакомых сказали, что на следующее подобное мероприятие оденутся в традиционную одежду. Это простые горожане, дагестанцы, они не работают в правительстве. Итого — примерно семь человек, о которых только я могу сказать. Уверена, что в действительно их больше. Кто-то уже заинтересовался, а значит, идея флешмоба работает».
По словам врио президента Дагестана Рамазана Абдулатипова, главной «трагедией» для власти сегодня остается потеря доверия народа. «Сегодня же за короткий период времени дагестанский народ стал проявлять к нам определенное доверие, и мы это доверие оправдаем», — сказал Абдулатипов. Возродить доверие, по его мнению, поможет создание лаборатории национальных инструментов, национального костюма, изучение забытых традиций: «Все это мы должны брать у народа, потому что именно наш народ является главным источником всех традиций, нравственности, культуры».
Официальную часть праздника обещали начать с открытия Дома дружбы народов (реконструированное здание «Президент-комплекса») в семь часов вечера. Но открытие состоялось чуть раньше: как потом пояснили, из соображений безопасности. Вообще, не только сотрудникам СМИ в тот день пришлось изрядно попотеть, чтобы добросовестно выполнить свои обязанности. Корреспондент «НД» стал свидетелем того, как в зал для вручения государственных наград, которое состоялось после торжественного перерезания ленточки, сотрудники охраны не пускали даже руководителей аппарата Народного собрания и региональных отделений партий. Возможно, это банальная несогласованность действий организаторов или же превышение своих полномочий сотрудниками службы охраны…

Парад лауреатов
Затем состоялась церемония вручения государственных премий республики и премии имени Расула Гамзатова. Ими награждали дагестанцев, достигших успехов в творчестве, «художественном отображении самых лучших проявлений дагестанской жизни», самых перспективных направлений развития республики.
Премию имени Расула Гамзатова вручили литературоведу, писателю Максуду Зайнулабидову за книги «Прометей Кавказа» (посвященную поэзии Расула Гамзатова) и «Махмуд Абдулхаликов» (о Народном артисте Дагестана и России Махмуде Абдулхаликове).
Также этой премии удостоилась Чакар Юсупова за книгу «Расул в расколотом мире» о духовном мире великого поэта. «Эта премия утверждена дополнительно, по моему поручению, — отметил глава республики. — Я это сделал после прочтения отзыва Фазу Гамзатовны Алиевой об этой книге. Прочтя саму книгу, я убедился, насколько удивительно талантливо она написана человеком, который очень близко знал Расула Гамзатова, который был и остается в семье великих Гамзатовых».
В области литературы лауреатами стали Газимагомед Галбацев и Магомед Саидов, чье творчество, по мнению Абдулатипова, посвящено художественному исследованию непреходящих общечеловеческих ценностей.
В области публицистики лауреатом стал журналист Абдурахман Магомедов. «Его книга «Республика узденей» — это глубокое исследование характера и традиций дагестанцев, современного состояния дагестанского общества. Есть очень меткие наблюдения автора», — отметил врио президента.
В области общественных наук была отмечена монография «Этноатлас Республики Дагестан», подготовленная учеными, философами, публицистами, отцом и сыном Магомедом и Гаруном Курбановыми.
Двухтомное издание, содержащее 500 снимков более 100 аулов с текстами автора, — книга-фотоальбом Шихабудина Микаилова также была отмечена государственной премией.
Очень интересной работой была названа «История Дагестана в лицах» творческой группы кинодокументалистов под руководством режиссера Елены Тагировой, продюсера Азнаура Аджиева и куратора проекта Аризы Батыровой (государственная премия присуждена «в области театрального искусства и кино»). Проект «История Дагестана в лицах» — это цикл документальных исторических фильмов о видных общественно-политических деятелях, творческой интеллигенции XIX века, их жизни и деятельности на Кавказе.
Государственной премией в области музыкального искусства отмечена работа заслуженного деятеля искусств Дагестана и Всероссийского музыкального общества композитора Заурбега Джанаева. «Серьезная музыка нужна Дагестану, нам надо возвращать нашу музыку. Фактически мы утрачиваем многие национальные инструменты. В свое время Ширвани Чалаев подарил мне сборник 100 старинных аварских песен, это уникальная работа», — подчеркнул врио президента.
Государственной премией отмечен труд Магомеда Абдулхабирова, Ибрагима Ибрагимова, Али-Гаджи Сайгидова, Омара Гаджиева — авторов и создателей «Первого народного памятника Примирения врачам и дохтурам, медсестрам и фельдшерам, Красному Кресту и Красному Полумесяцу в честь 200-летия Пирогова Н.И.» в селении Салта Гунибского района. Лауреаты вручили главе республики посох Асклепия, бога врачевания, как символ будущего исцеления республики.
В области естественных наук государственной премии удостоена коллективная работа ученых-медиков «Организация и достижения хирургической эндокринологии в Дагестане» (1996—2011) под руководством профессора Абдуллы Магомедова.
«Особую роль в жизни дагестанского общества играют семья, традиции. Мы пытаемся возродить многие созидательные семейные традиции, думаю, мы идем правильным путем, — сказал глава республики и вручил государственную награду Айшат Шахмаевой. — Впервые государственной премии Республики Дагестан в области техники удостаивается женщина, доцент Дагестанского государственного технического университета». Отметим, что Шахмаева имеет более 30 патентов на свои изобретения.

О главном…
Законодателем моды в День Конституции стал глава республики, появившийся в начале мероприятия в белой черкеске, а перед концертом сменивший светлый национальный костюм на темный. Экс-министр труда и соцразвития Такибат Махмудова нашла оригинальное решение, сочетав в своем наряде элементы современного элегантного костюма с национальными мотивами. Зампред правительства Александр Ермошкин появился вопреки ожиданиям не в русском национальном костюме, а в светлой черкеске. Самым ярким из мужских костюмов оказался ногайский национальный костюм изумрудного цвета на главе МО «Ногайский район» Казмагомеде Янбулатове. Национальные костюмы преимущественно темных тонов из благородных плотных тканей, пояса и кинжалы с элементами отделки из серебра и золота, папахи из каракульчи и кожаные сапоги — многих интересовало, во сколько обошлось это национальное удовольствие. По нашей информации, в Махачкале пошивом костюмов для чиновников занялись несколько ателье, причем цены в них варьировались. В среднем стоимость костюма (куда входила не только черкеска, но и сапоги, папаха, кинжал) составляла 100 тысяч рублей, хотя говорят и о цифрах в 200 тысяч рублей.
Сами участники действа инициативой Абдулатипова явно остались довольны, об этом свидетельствуют их лица на снимках фотокора «НД». Общее настроение выразил исполняющий обязанности мэра Махачкалы Муртазали Рабаданов: «Мне идея отмечать День Конституции в национальных костюмах очень понравилась. Поначалу, честно говоря, я скептически отнесся к этому, но затем понял, что идея, в самом деле, хорошая. В тот день я надел черкеску в первый раз в своей жизни. Более того, я думаю, что неплохо было бы завести традицию надевать наши национальные костюмы добровольно и на другие республиканские праздники, например, на День единства народов Дагестана, 15 сентября. И еще я заметил, что в тот день мои коллеги выглядели в черкесках очень достойно, а женщины смотрелись в национальных костюмах очень красиво».
Сегодня в Дагестане не так много объединяющих ценностей. Возможно, появление традиции отмечать День Конституции в нарядах предков и гордиться своей историей станет одной из позитивных тенденций на пути к установлению мира и стабильности в республике.

От редакции
Мы задали несколько вопросов модельерам, подготовившим национальную одежду чиновникам на День Конституции.
— Во сколько обошелся чиновнику национальный костюм?
— Кто из чиновников обратился в ваше ателье?
— Сколько времени примерно ушло на подготовку костюмов?
Шамхал Алиханов:
1. Пошив черкески (сюда входит и цена за ткань) обходится в 25—30 тысяч рублей. Остальные атрибуты костюма заказываются отдельно другим мастерам. Насколько мне известно, кожаные сапоги стоят около 15 тысяч, папаха — от 8 до 25 тысяч. Всего мы приняли 32 заказа.
2. Врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов, заместитель председателя правительства республики Абусупьян Хархаров, глава отделения Пенсионного Фонда России по Дагестану Сагид Муртазалиев, министр по управлению госимуществом Дагестана Марат Ильясов, экс-председатель Комитета по делам молодежи Дагестана Заур Кахриманов.
3. Примерно полтора месяца.
Гала Омаханова:
1. Национальное платье или черкеску в нашем ателье можно было заказать на сумму от 25 тысяч рублей. Цены варьировались в зависимости от качества ткани, сложности покроя и объема потраченного материала и фурнитуры. Атрибуты подбирались отдельно.
2. Экс-министр культуры Дагестана Зумруд Сулейманова, экс-министр труда и соцразвития Дагестана Такибат Махмудова, руководитель Управления Роспотребнадзора по Дагестану Элеонора Омариева, министр культуры республики Зарема Бутаева, Уполномоченный по правам ребенка при президенте Дагестана Интизар Мамутаева. Всего поступило около 50 заказов.
3. Шить начали за три месяца до праздника. Цвет ткани мы подбирали к цвету волос, глаз. Кстати, было бы неплохо, если бы провели конкурс на лучший костюм среди мужчин и женщин (смеется).
Дизайнер дома моды, попросившая не называть ее имени:
1. Платье или черкеска в моем ателье стоят 15—22 тысячи рублей.
2. Исполняющий обязанности министра промышленности и энергетики Ризван Газимагомедов, министр торговли и внешнеэкономических связей Дагестана Юсуп Умавов, министр труда и соцразвития Дагестана Малик Баглиев, экс-председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства республики Мадина Алисултанова. Но не все чиновники из районов забрали костюмы, оставив меня в убытке. Видимо, обидевшись, что их так и не позвали на площадь 26 июля, решили не забирать черкески. А некоторые забрали и до сих пор не оплатили заказы. В итоге ателье понесло материальные убытки на сумму около 400 тысяч рублей. Сейчас хочу обратиться к президенту с просьбой помочь в решении проблемы.

Кроме портных и сапожников, большой объем работы к празднику выполнили кубачинские мастера, изготавливающие серебряные газыри и элементы поясов. В среднем комплект газырей (от 14 до 18) обходился чиновнику в 7—11 тысяч рублей, а пояс — в 25 тысяч.
Некоторые чиновники надели на праздник сувенирные кинжалы за несколько тысяч рублей, другие вооружились фамильным оружием, третьи заказывали кинжалы специально к празднику. Так получилось, что корреспондент «НД» «опознал» на празднике несколько изделий Гаджи Амузгинского. Каждое из них обошлось владельцу примерно в 200—220 тысяч рублей.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: