Этот непростой мир

08.10.2016 19:28

Не секрет, что харам в современном обществе занимает прочные позиции. Конечно же, мусульманину не просто противостоять ему в таком обществе. Человек послабее становится спутником подобного явления, другой находит в себе силы противостоять недозволенному, третий…


Уверен, так или иначе богобоязненность присутствует у каждого, и вопрос «достигнет ли прощения Всевышнего человек, впавший в харам?» задавали многие из нас в разные времена и при различных обстоятельствах.

Халал-дозволенное и харам-недозволенное

Передал Абдуллах Нугман бин Башир (да будет доволен им Аллах): «Однажды пророк Мухаммад сказал: “Поистине, и халяль-дозволенное и харам-недозволенное очевидны”». Однако есть вещи, которые порой вызывают сомнение. Многие люди об этих вещах не имеют четких представлений. Некоторые ради того, чтобы сохранить в чистоте свою веру и совесть, отвергают их. И напротив, те, которые не брезгуют сомнительными вещами, могут позволить себе и употребить харам. В этом человек уподобляется боязливому пастуху, который пасет свое стадо на границе с заповедником, куда доступ скоту запрещен. Каждый правитель имеет такую заповедную зону. Есть она и у Всевышнего Аллаха — это всё, что отнесено к хараму, то есть запретному.

В теле каждого человека имеется комок плоти, орган, в зависимости от которого человек пребывает или в добром здравии, или его настигает смерть. Этот комок плоти — сердце. Всё, что дозволено Всевышним, — халяль, а всё, что запретно, — харам. Если простой смертный берет на себя право объявлять недозволенное халялем, а дозволенное — харамом, то этот человек берет на себя ответственность переступать заповедное, принадлежащее исключительно Всевышнему Аллаху. Этот человек выходит за рамки ислама и отстраняется от Самого Создателя и Посланника Аллаха. В шариате харам отнесен строго к запретному, совершающий его человек впадает в тяжкий грех, и, наоборот, кто остерегается харама и не совершает его — удостаивается вознаграждения свыше. Человек, позволивший себе назвать запретное-харам халялем, является вероотступником.

Харам бывает двух видов: харам-зульми и харам-гайри. Совершающий харам-зульми причиняет вред и себе, и своему ближнему окружению. Например: убийство, причинение вреда здоровью, лжесвидетельство, присвоение чужого имущества путем хищения или обмана. А харам-гайри — причинение вреда только себе, без того, чтобы задеть интересы иного человека. Например, употребление в пищу харама-недозволенного или употребление алкогольных напитков. Однако человек, совершивший харам-зульми и покаявшийся, не будет удостоен помилования Всевышнего до тех пор, пока пострадавший от него не удостоится прощения. А допустивший харам гайри, искренне покаявшись, в тот же миг может удостоиться прощения Аллаха.

Искупление грехов

Другой, не менее частый вопрос, задаваемый современником (в том числе и самому себе), — о трудностях, которые он испытывает в жизни. Могут ли трудности жизни стать искуплением грехов?

Да, трудности и проблемы, которые обрушиваются на человека, станут искуплением его грехов. Исходя из этого можно сказать, что и проблемы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, станут искуплением его грехов. Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха говорил: «Старайтесь придерживаться середины в своих делах и стремитесь к тому, что является правильным. Если верующего постигнет какое-либо бедствие, то оно непременно станет искуплением за его грехи. Даже если это всего лишь колючка, попавшая в ногу» (Муслим). В этом хадисе содержится утешение для верующих, а также рекомендация следовать средним путем, дабы обезопасить себя от совершения греха. Даже если верующий человек совершит какой-либо грех, то милостивый Господь создаст причины, которые смогут очистить этого раба. Как, например, любые состояния, причиняющие неудобство верующему, а также трудности и напасти. В какой бы форме это ни проявилось, все это служит искуплением грехов. Главное, чтобы верующий стремился к тому, что является правильным. И здесь сама собой проявляется важность хорошего намерения. Именно это лежит в основе стремления найти то, что является правильным.

И, наконец…

…почему человек нуждается в поклонении Всевышнему? Ответ на этот вопрос дает следующий аят: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь» («аль-Бакара», 2/21). У поклонения есть цель, которая заключается в том, чтобы человек достиг богобоязненности. Совершая поклонение, человек достигает степени боязни Аллаха и избегания всего, что Он запретил. Значит, пользу от поклонения приобретает человек. Те, кто не достигает этой степени, проводят всю свою жизнь в грехе, неповиновении, в неверии и многобожии. А всё это, в свою очередь, ведет человека в Ад. То есть степень богобоязненности — это степень, на которой человек изо всех сил избегает всего того, что может привести его в Ад. Отказ от всего ведущего в Ад, в свою очередь, приведет человека в Рай. А в Рае нуждаемся именно мы, так как мы будем пользователями его бесконечных благ. Из суры «аль-Ихляс» мы узнаем, что Аллах — Самад. «Самад» означает «самодостаточный», который не нуждается ни в ком и ни в чем, но все сущее нуждается в нем. Когда мы находились в утробах наших матерей, Аллах даровал нам ноги, чтобы мы могли ходить по земле. Даровал нам органы пищеварения, чтобы мы могли питаться. Даровал нам глаза, чтобы мы могли видеть окружающий нас мир. Во всем этом нуждаемся только мы. Если за все эти милость и блага мы, совершая поклонение, выполним наш долг благодарности, то войдем в Рай, являющийся обителью благодарных. И там мы удостоимся наивысшей степени духовного и материального наслаждения, по сравнению с которым наслаждения этой жизни будут похожи на блеклую тень. Значит, в обоих мирах мы являемся нуждающимися, и в обоих мирах мы являемся потребителями. 
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также