Ислам и Запад

17.03.2018 12:03

Мусульмане стали проблемой для Европы сразу после прихода ислама. Сначала ислам был теологической проблемой. Какова была цель арабского пророка спустя 600 лет после распятия и воскресения «Сына Божьего»? Затем, когда ислам приблизился — через несколько десятилетий после своего основания — к европейским границам, он стал по-литической проблемой. В-третьих, успехи науки, культуры и образования мусульманской цивилизации сделали ислам и интеллектуальной проблемой.

Ниспровержение

Ниспровержение ислама и его пророка началось рано. Павел Альварус (ум. 859 г.) воспользовался Книгой Даниила, чтобы доказать, что Мухаммад соответствует описанию Антихриста вплоть до числа зверя 666, которое, как предполагалось, обозначало год смерти пророка. Это клеветническое изображение пророка было воплощено в целом цикле популярных жанров, известных как «шансон де жест», где пророк является синонимом дьявола, Махундом, и в романах, которые позже возникли на их основе. На протяжении всего средневековья они оказывали огромное воздействие на итальянскую, немецкую, испанскую, французскую и английскую литературу, сохранившись в различных формах вплоть до XVII века. Этот жанр возродился в XIX и XX веках. Самый недавний пример — «Сатанинские стихи» Салмана Рушди, который описывает жизнь пророка Мухаммада в клеветническом тоне, свойственном литературе «шансон».

Крестовые походы

Поскольку исламу была отведена постоянная роль демонического неправедного врага, легко было оправдать непрекращающуюся борьбу с ним. На знаменитом Соборе в Клермоне в ноябре 1095 года папа Урбан II провозгласил крестовые походы. Собор призвал к «войне Бога» против ислама и к освобождению Иерусалима.

Когда Омар, второй халиф, захватил Иерусалим в 638 году, он отнесся к христианам и евреям с уважением. Ни одному из них не причинили вреда. Встретив христианского Патриарха, Омар заверил его, что жизнь и имущество жителей города будут в сохранности, а затем попросил провести его в христианские святые места. Во время посещения халифом церкви Гроба Господня наступило время молитвы. Омар попросил у Патриарха разрешения помолиться. Патриарх предложил халифу сделать это прямо там, где он стоял. Омар ответил: «Если я так поступлю, то мусульмане захотят завладеть этим местом, говоря: «Здесь молился Омар». И тогда, взяв в руки молитвенный коврик, Омар вышел из церкви и начал молиться прямо на земле.

Крестовые походы начались с убийства евреев в Европе. Крестоносцы вошли в Иерусалим после 40-дневной осады 15 июля 1099 года. По сведениям мусульманского историка Ибн аль-Асира, они убили примерно 70 000 мужчин, женщин и детей. Послушаем Раймунда Агиля, свидетеля этих событий: «Можно было видеть поразительные вещи. Некоторые из наших мужчин (и это было милосерднее прочего) отрезали головы своих врагов; другие расстреливали их стрелами, так что они падали с башен; третьи мучили их дольше, бросая в огонь. На улицах города можно было видеть груды голов, рук и ног. Нужно было пробираться через тела людей и лошадей. Но все это было мелочью в сравнении с тем, что произошло в Храме Соломона, в том месте, где обычно происходили богослужения. Что же там случилось? Если я скажу правду, то она превзойдет все границы вероятного. Поэтому позвольте мне ограничиться тем, что в Храме и на портике Соломона люди ехали верхом на лошадях по колено в крови и на-тягивали поводья. Это был истинно правый и величественный Божий суд, и потому это место должно было заполниться кровью неверных, раз оно так долго терпело их кощунства».

Евреи из Иерусалима подверглись такой же участи. А с ними вместе и их друзья-христиане: греки, копты, сирийцы, армяне и грузины были извлечены из церкви Гроба Господня, окружены и убиты. Повсюду в Святой земле крестоносцы варили мусульман в котлах, жарили детей на вертеле и бродили по всей стране, охотясь за «сарацинами- язычниками».

Мусульмане вновь захватили Иерусалим 2 октября 1187 года. Когда халиф Салах-ад-дин (Саладин) вошел в город, он дал своим войскам строгий приказ не трогать ни одного христианина. Он заявил, что христианские святые места необходимо защищать и что каждый, кто пожелает остаться, должен остаться, а каждый, кто пожелает уйти, может уйти. Многие покинули город и взяли с собой свое (награбленное) богатство. Сам Патриарх Иерусалима ограбил церковь Гроба Господня и выехал из города с многочисленными повозками, заполненными золотом, коврами и всевозможными ценностями. Сопровождавшие Салах-ад-дина были этим шокированы.

Имам аль-Дин аль-Асфахани, казначей Салах-ад-дина, был вне себя от гнева: «Этот патриарх уносит ценности на сумму, по крайней мере, двести тысяч динаров. Мы дали им разрешение забрать с собой свое личное имущество, но не сокровища церквей и монастырей. Вы не должны позволять им этого делать». Но Салах-ад-дин ответил: «Мы должны соблюдать договор, который мы подписали, так чтобы никто не смог обвинить правоверных в том, что они посягнули на их сокровища. Наоборот, христиане повсюду будут помнить о доброте, которую мы к ним проявили». При этом христиане повсюду изображали Салах-ад-дина диким язычником, который ел детей, убивал христианских рыцарей и уничтожал христианские святыни.

Крестоносцы оказали огромное влияние на европейское восприятие ислама. Крестовые походы представили ислам как злую, темную сторону Европы. Это стереотипное изображение мусульман как варварского, распущенного, развращенного, фанатичного, невежественного, глупого, нечистоплотного и низменного народа стало составной частью европейской мысли, литературы и мировоззрения. Оно поддерживалось и укреплялось при колониализме и периодически возвращается в наши дни.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: