История с двойным дном

11.11.2017 12:08

Безусловно, самым значимым экономическим событием прошедшей недели стали протестные акции дагестанских дальнобойщиков на границе с Азербайджаном. Как известно, конфликт между водителями большегрузов и таможенниками развивался стремительно. В конце октября в интернете появились ролики, героями которых стали работники дагестанской таможни, оскорбляющие водителей. Вскоре после этого по инициативе «Союза грузоперевозчиков Дагестана» на таможенном терминале «Виадук» была организована масштабная протестная акция, в которой приняли участие десятки дагестанских водителей. Практически сразу к ним присоединились коллеги из Азербайджана. За короткое время в районе таможенного терминала образовалась многокилометровая очередь.

При этом водители обвиняли таможенников в поборах, поставленных на поток, в том, что деньги, регулярно собираемые с грузоперевозчиков, скорее всего, оседают в карманах работников таможни и представителей фитосанитарной службы, поскольку ни чеков, ни квитанций водители не получают. Озвучивались и конкретные суммы: 4700 рублей таможенникам и 5000 рублей «фитосанитарам», которые приходится регулярно выплачивать «из кармана в карман» при пересечении границы. При отказе платить водители, по их словам, сразу же «попадали под пресс» — их заставляли разгружать и снова загружать машины, оплачивая бригадам «таможенных грузчиков» по 20 тысяч рублей, загоняли машины на рентген и, кроме того, всячески тормозили оформление груза, что нередко вело к его порче.

Реакция на протестную акцию последовала незамедлительная. Сначала с водителями встретился заместитель начальника таможни Гаджимурад Шамхалов. Он сообщил, что сотрудник, оскорбивший водителей и ставший героем одного из скандальных видеороликов, уволен, а сигналы о поборах будут тщательно проверены.

Вскоре после этого в республику срочно прибыли высокопоставленные работники Федеральной таможенной службы и Северо-Кавказского таможенного управления, которым было поручено оперативно разобраться в причинах конфликта на границе и минимизировать угрозу его повторения.

Отреагировал на акцию дальнобойщиков и Владимир Васильев. Он направил к водителям врио заместителя председателя правительства Рамазана Джафарова, поручив ему разобраться с ситуацией на таможенном посту «Яраг-Казмаляр». Вскоре после посещения поста Джафаров доложил, что поручение Васильева выполнено. В интервью ТАСС он сообщил, что «ситуация на границе с Азербайджаном стабилизировалась, уже несколько дней очередей нет». Джафаров также пообещал тщательно проверить информацию дальнобойщиков о поборах на границе. «Если со стороны различных служб здесь возникнет ситуация искусственного создания очередей с целью вымогательства, то этим займутся компетентные органы», — заверил он.

Итак, справедливость восторжествовала, «добро» победило «зло», причем произошло все это очень быстро, практически в течение одной недели. Но данный конфликт породил вопросов намного больше, чем ответов. И анализ этих вопросов, на наш взгляд, позволяет предположить, какую политику, вероятнее всего, будет проводить в Дагестане Владимир Васильев.

Вскоре после его назначения главой республики «Новое дело» писало о том, что помимо решения многих болезненных вопросов Васильеву необходимо обеспечить проведение в республике президентских выборов без видимых нарушений и масштабных подтасовок. Понятно, что для этого нужно как минимум обеспечить явку граждан на избирательные участки, поскольку реальные цифры последних лет (10–15%) Москву сегодня явно не устраивают.

Без кредита доверия избирателей проблему эту не решить. Поэтому важнейшая задача руководства республики сегодня заключается в том, чтобы в максимально короткие сроки вернуть доверие людей к власти. Рецепты тут простые. Прежде всего, избавиться от самых одиозных фигур в правительстве, которые электорат давно уже поместил в список «главных взяточников» республики. В идеале — возбудить несколько громких коррупционных дел, чтобы избиратель убедился в том, что справедливое возмездие для грешника возможно и на земле. Недавнее заявление министра внутренних дел России Владимира Колокольцева в Госдуме, пообещавшего комплексно бороться с фактами злоупотребления со стороны бывшего руководства Дагестана, — лишнее подтверждение того, что в ближайшее время эта карта в обязательном порядке будет разыграна.

Люди любят процессы над чиновниками, а особенно — над чиновниками знакомыми. Именно поэтому вся республика сегодня замерла в ожидании, а главная тема обывательских споров сегодня — с кого именно Васильев начнет?

Еще один немаловажный момент. Для того чтобы люди пришли на избирательные участки, необходимо максимально зачистить «протестное поле», погасив (или хотя бы пригасив на время) самые серьезные конфликты, длящиеся в республике годами. При этом на новые вызовы необходимо реагировать максимально быстро, в идеале гася их в зародыше, чтобы ни в коем случае не допустить перехода в стадию «хронического заболевания».

Как можно заметить, в конфликте «дальнобойщики — таможенники» все эти составляющие налицо. Есть явный враг-коррупционер (таможенников не любят нигде в мире). Мгновенная реакция властей на конфликт при этом вселяет надежду на то, что вскоре полетят первые головы и народ в конце концов дождется давно ожидаемой серии разоблачений. Налицо также оперативно погашенный конфликт: «хорошие ребята», которых поддержали хорошие чиновники, победили «плохих парней» с таможни. Ну и, наконец, сами дальнобойщики воочию увидели, что республиканские власти всецело на их стороне и потихоньку проблемы отрасли начинают решаться.

А теперь вопрос на засыпку: протестная акция водителей произошла случайно? Люди годами мирились с принципом работы «из кармана в карман» и вдруг ни с того ни с сего решили объявить ему войну? Честно говоря, в такого рода неожиданности лично я не особенно верю. Слишком все здесь красиво срослось — предстоящие выборы, назначение Васильева, «посадочные» ожидания электората, прогнозная оценка реакции властей на конфликт накануне выборов и многое другое.

Сразу скажу, даже если эта акция тщательно спланирована руководством «Союза грузоперевозчиков Дагестана» или Объединения перевозчиков России, ничего плохого я в этом не вижу. В борьбе с чиновниками, ежедневно унижающими и обирающими своих граждан, человек изначально обречен на поражение. Поэтому попытки граждан отстоять свои права путем объединения, проведения разного рода протестных акций, максимального использования благоприятных общественно-политических ситуаций следует всемерно приветствовать и поддерживать. В особенности попытки успешные, которые могут послужить примером для остальных.

Но, на мой взгляд, у этой истории есть «второе дно», из-за которого на конфликт регионального масштаба неминуемо обратят внимание федеральные чиновники. Дело в том, что 15 декабря Объединение перевозчиков России (ОПР) планирует начать приуроченную к началу президентской кампании 2018 года всероссийскую забастовку, в которой примут участие и дагестанские водители. Сегодня многие из них, не согласные с политикой ОПР, участвовать в новой акции не планируют. Специально для того, чтобы переубедить их, в начале декабря в Дагестан приедет председатель ОПР Андрей Бажутин.

«Молодежь Дагестана» приводит слова координатора дагестанского отделения ОПР Камалдина Магомедова, который рассказывает о цели визита Бажутина в республику. «Мы также планируем организовать круглый стол с представителями Дагестанского союза перевозчиков. После этого станет ясно, сколько дагестанских дальнобойщиков выйдут на акцию. Сейчас политика немножко поменялась, многое из того, что делает ОПР, инициативной группе дагестанских дальнобойщиков не нравится. Но они введены в заблуждение. Мы попытаемся эти заблуждения развеять. У нас одни задачи, одни цели, и проблемы у нас одинаковые. Мы хотим также зарегистрировать Андрея Бажутина в качестве кандидата в президенты России», — отметил Магомедов.

Во время прошлой забастовки дагестанские дальнобойщики проявили себя весьма достойно, оказавшись самым стойким протестным отрядом страны. Понятно, что для Бажутина очень важно заручиться их поддержкой (чем масштабнее будет забастовка, тем весомее будет позиция кандидата от дальнобойщиков). Понятно, что президентом Бажутин ни при каких обстоятельствах не станет, но голос его в стране услышан будет. И значит, появится возможность озвучить все проблемы отрасли, а некоторые из них и решить.

Именно поэтому о своей решимости поддержать председателя ОПР уже объявили фермеры Кубани и Питера, антиреноваторщики Москвы, обманутые валютные ипотечники, а также другие представители самообразованных внепартийных блоков. Ну а после того как Бажутин расскажет о победе, одержанной над таможенниками, к дальнобойщикам начнут присоединяться и другие категории граждан, не имеющих «своего» кандидата в президенты. Такой вот получается расклад.

Чуть выше я писал о том, что успешные попытки каких-либо групп противостоять власти неминуемо вызывают к жизни новые. Так, на общественных слушаниях в среду, организованных Северо-Кавказским таможенным управлением и посвященных анализу недавних событий на таможенном посту, таможенникам пришлось «отбиваться» не только от дальнобойщиков. Так, выступивший с обстоятельным докладом заместитель генерального директора АО «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) Джамал Алиев фактически обвинил таможенников в том, что они всеми силами мешают осуществлять внешнеэкономическую деятельность в республике. Примеры, которые он при этом привел, полностью подтверждают этот тезис. Если с 2012 по 2014 год через причалы порта Махачкалы ежегодно переваливалось около 300 тысяч тонн цемента, то за десять месяцев этого года в республику завезено всего 14 тысяч тонн. По словам Алиева, это связано с необоснованными проверками и надуманными требованиями таможенных органов. В качестве примера он привел то, что таможенники в обязательном порядке начали требовать от перевозчиков протокол инспекционного контроля. А этот протокол может быть составлен только через 28 дней после взятия проб цемента. Кроме того, российское законодательство не рассматривает данный документ в качестве обязательного. Незаконность действий таможни подтвердил и Арбитражный суд, в который обратился один из импортеров цемента. Но даже после этого ситуация не поменялась. Итог печален: если в 2015 году тонна цемента на рынке стоила 3000 рублей, то сегодня она продается за 5000 рублей. Прямые потери бюджета при этом составили почти 700 млн рублей, а каждый квадратный метр нового жилья в Дагестане подорожал на 3000 рублей.

Аналогичная ситуация сложилась в порту и с лесоматериалами. Если за 2014–2015 годы 16 компаний перевалили в Иран через ММТП около 43000 кубометров пиломатериалов, то в 2017 году вследствие «активной работы таможни» через Махачкалу было экспортировано всего 6000 кубометров леса. В итоге сегодня в ММТП из 16 компаний осталось четыре, остальные перебрались в Астрахань, где таможенные службы работают строго в рамках закона.

На фоне предстоящих выборов весьма высока вероятность, что работников ММТП сегодня, наконец, услышат. Если же нет, электорат Бажутина может прирасти помимо дальнобойщиков новыми членами, и они с радостью поддержат человека, который пообещает рассказать руководителям страны о «шалостях» руководителей Северо-Кавказского таможенного управления.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: