
Как Пророкﷺ заботился о своем здоровье
06.02.2016 18:45Всевышний Аллах направил Посланникаﷺ Своего для увещевания людей и предупреждения, для выведения их по желанию Аллаха из мрака к свету, для ведения их прямым путем, но не направил Пророка как врача, который бы исцелял их телесные болезни и недуги.
Аллах велел ему строить мечеть, но не приказал строить лечебницы. Люди желали исцеления от Аллаха посредством Корана, который лечит болезни сердец, уверовавших после неверия, ставших покорными после ослушания, идущих прямым путем после заблуждения. Священный Коран не был ниспослан для описания лекарств от болей, даже если Коран и исцеляет сердца и тела. Несомненно, это является благодатью Корана и полнотой его достоинств, ведь Пророкﷺ лечил себя Кораном, читал заклинания, верные по шариату, и приказывал читать Книгу Аллаха при болезни.
Два смысла исцеления
Ученые разногласили о смысле слова «исцеление» и высказывали два мнения. Первое мнение состоит в том, что имеется в виду исцеление для сердец с удалением из них невежества, сомнений и открытием знаний об Аллахе. Второе мнение заключается в том, что имеется в виду исцеление для внешних болезней и недугов посредством заклинаний, прибегания к Аллаху за защитой и пр. Ничто не препятствует понимать слово «исцеление» в обоих смыслах.
Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллахаﷺ, заболев, читал себе две последние суры Корана (сура 113 «Рассвет» и сура 114 «Люди») и дул (на место боли), а когда боли усиливались, то их читала ему я и обтирала его руками, наделенными благодатью» (Аль-Бухари).
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Пророкﷺ читал над (своими внуками) Хасаном и Хусейном, говоря: “Воистину, ваш отец читал это над Исмаилем и Исхаком: „Прибегаю к совершенным словам Аллаха от каждого сатаны, от ядовитых тварей и от дурного глаза”» (Аль-Бухари).
Он часто молил Аллаха о благополучии и приказывал другим поступать так же. Благополучие включает в себя благоденствие как в этой жизни, так и в следующей.
Побуждать к полезному и запрещать вредное
Иногда Пророкﷺ прописывал соответствующее лечение и лекарство, которое не являлось Кораном и заклинаниями. Он побуждал ко всему полезному, а запрещал все вредное. Передается от Усмана, да будет доволен им Аллах, что к Посланнику Аллахаﷺ пришел мужчина и пожаловался на свои глаза, когда он был в ихраме. И Пророкﷺ сказал: «Перевяжи их сабиром (повязкой, пропитанной соком горького дерева)» (Муслим).
Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророкﷺ сказал: «Если у кого-то поднимется жар, то обливайте его холодной водой три ночи в предрассветное время» (Ан-Найсабури Аль-Хаким).
Сообщается от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк сказал: «Исцеление (приносят) три (вещи): глоток меда, (применение) банок и прижигание, но я запрещаю (членам) моей общины (делать) прижигания» (Аль-Бухари).
Для тела и сердца
Важным этикетом, который полезен для здоровья и его сохранения, а также для защиты от болезней, является отказ от обжорства и запрет расточительности. Передается от Микдама ибн Мади Кариба: он слышал, как Посланник Аллахаﷺ сказал: «Для человека нет худшего сосуда, который он наполняет, чем его желудок. Для сына Адама достаточно всего несколько глотков пищи, чтобы поддерживать свои силы, но если он (настаивает) на большем, то пусть наполнит одну треть желудка едой, одну треть — жидкостью и (оставит) одну треть для воздуха» (Ат-Тирмизи). Это самое полезное для тела и сердца. Если желудок будет наполнен едой, то для жидкости останется мало места, а если в желудок добавить жидкость, то будет тяжело дышать. Человека постигнет горесть и усталость, которую испытывает человек, несущий тяжелую ношу.
Все это вдобавок к порче сердца, лени поклоняться и призыву желаний, к которым тянется человек после того, как наелся. Наполнение своего желудка едой и напитками вредно для тела и сердца.
Пророк заботился и о своих волосах: он регулярно мыл, причесывал, смазывал и красил их. Он говорил: «Пусть тот, у кого есть волосы, заботится о них» (Абу Дауд).
Передается от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллахаﷺ сказал: «Ешьте (оливковое) масло и натирайтесь им. Воистину, оно (изготовлено из плодов) благословенного дерева» (Ат-Тирмизи).
Что касается глаз, то достоверно передается: Пророкﷺ наносил на правый глаз сурьму трижды, а после на левый глаз дважды.
Таким образом, Пророкﷺ заботился о себе и здоровье своего тела посредством четырех действий:
1) шариатскими заклинаниями из Корана и мольбами о защите;
2) мольбами и просьбами о благополучии;
3) профилактикой, которая лучше, чем лечение;
4) теми видами лечения и лекарствами, которым обучил его Аллах.
Заботы о Последней жизни
Любой разумный человек не станет относить такие вопросы, как, например, «как Пророкﷺ заботился о своем здоровье?», к вопросам первостепенной важности. Пусть самой большой заботой человека будет забота о том, каково будет его состояние в Последней жизни, о том, что спасет его перед Великим и Всемогущим Аллахом. Передается от Абдуллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что Пророкﷺ сказал: «Кто сделает все свои заботы одной заботой — заботой о Последней жизни, у того все его земные тревоги будут разрешены Господом. Чье же внимание будет рассеяно меж мирскими заботами, тот лишит себя внимания Аллаха. Творцу не интересно будет даже то, где он умрет» (Ибн Маджа).
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
[email protected]
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также

Правительству России не понравился законопроект Дагестана о религиозных ограничениях
заседание Комитета Госдумы
08.04.2025 01:22
Дагестан лоббирует поправки в Федеральный закон о свободе совести
но законопроект не зарегистрирован
17.12.2024 10:31
Парламенты СКФО поддержали запрет издания литераторы обычными храмами
монополия у централизованных религиозных организация
20.11.2024 22:51