
Назначать нельзя выбирать
13.04.2013 00:00В соответствии с ним парламентарии субъектов Федерации должны сами определить, какая из двух моделей выборов главы региона приемлема для них. Первая предполагает прямые всеобщие выборы. Вторая модель — более сложная: каждая местная парламентская партия предложит на рассмотрение президента России не более трех своих кандидатов, затем уже глава страны сократит количество претендентов до трех человек, судьбу которых и решат законодатели на местах.
Заместитель секретаря генерального совета единороссов Андрей Исаев, комментируя решение партии, туманно заявил, что вторая модель может быть востребована в некоторых субъектах Федерации с целью «сохранения межнационального мира, обеспечения участия максимального количества заинтересованных общественных политических институтов, существующих в субъектах». Его однопартиец Сергей Железняк высказался более откровенно. По его мнению, механизм прямых выборов непригоден для регионов, где «сильны родовые традиции, участники выборов руководствуются не политической позицией, а принадлежностью к национальности», и «северных регионов страны с большой территорией и малочисленным населением».
Если перевести вышеизложенное на обычный язык, вторая модель востребована в регионах, где обитают не совсем адекватные представители каких-то диких племен, которые понятия не имеют о демократических институтах, нормах общественного бытия. Лично мне подобный подход представляется унизительным и оскорбительным, федеральных законодателей надо привлечь к уголовной ответственности за разжигание межэтнической вражды. Ни Исаев, ни Железняк не конкретизировали, какие регионы имеют в виду, хотя эксперты единодушны во мнении, что под категорию особых обязательно попадут семь из девяти субъектов, где 8 сентября состоятся выборы главы региона: Дагестан, Ингушетия, Чечня, Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Чукотка. Не нужно обладать особыми познаниями в географии, административном обустройстве России, чтобы увидеть, что шесть из перечисленных субъектов Федерации относятся к Северному Кавказу. Сам список оставляет несколько странное впечатление. Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия — полиэтнические республики, здесь теоретически возможны любые эксцессы с национальным подтекстом, и не только в период избирательных кампаний. Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, по сути, мононациональны. Жители этих республик вполне могут претендовать на «политическую» зрелость, но и им почему-то навязывается вторая модель.
Самое интересное в ситуации, что нынешние кремлевские инициативы явились ответом на многочисленные челобитные руководителей ряда северокавказских национальных республик. Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков еще зимой заявил, что в стране надо объявить вне закона весь выборный механизм: «Я вообще считаю, что и глав районов должен глава субъекта рекомендовать». Он также счел необходимым отметить, что российскому электорату можно будет доверять приблизительно через десять лет. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров увидел опасность прямых выборов в «разложении общества». Председатель Комитета Госдумы России по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев порекомендовал учитывать специфику регионов: «Дагестан, как этнический регион, имеет много нюансов. Может, имеет смысл перейти к такому методу, по которому сам законодательный орган республики принимает решение о форме выборов. Это самое разумное решение». За отмену прямых выборов тогда высказался еще и действующий на тот момент президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. В конце декабря 2012 года он отметил, что в республике без проблем можно провести выборы любого уровня, в том числе и главы Дагестана, через прямое тайное голосование: «Общественно-политическая ситуация в республике позволяет нам говорить о том, что мы в состоянии эту кампанию провести».
Мнение партий и фракций
1 апреля временно исполняющий обязанности президента Дагестана Рамазан Абдулатипов на встрече с блоггерами и журналистами сделал недвусмысленное заявление: «Если учитывать общую ситуацию, наш парламент, я думаю, пойдет на парламентский вариант выборов». В предыдущих речах врио всегда выступал за прямые выборы, поэтому не исключено, что Абдулатипов, соблюдая принципы субординации, просто озвучивает мнение вышестоящих московских инстанций.
Вторую модель принялись защищать и ряд публичных политиков республики, правда, их аргументация выглядит как минимум неубедительно и несколько странновато. Заместитель начальника Государственно-правового управления администрации президента и правительства Дагестана, сопредседатель дагестанского регионального отделения совета сторонников партии «Единая Россия» Хайбула Малачилов ошарашил всех открытием, что «прямая демократия — штука сложная»: «Нам внушают, что голос мэра города равен голосу школьной уборщицы. Я тоже хочу, чтобы это было так, я тоже за такую демократию, но мне кажется, что сегодня это не так. Давайте учитывать реалии».
Другой единоросс Абуталиб Мамаев перечислил три причины, из-за чего невозможны прямые выборы:
1. У дагестанцев нет практики проведения таких выборов. 2. Выборы пройдут уже через несколько месяцев, нет времени для должной подготовки. 3. Прямые выборы еще больше дестабилизируют обстановку в республике.
Нетрудно заметить, что мнение родных единороссов отличается от мнения московских, которые прямым текстом сообщили, что земляки — ущербны, поэтому, мол, они обязательно еще больше раскачают ситуацию в республике, если им разрешить выбирать своего главу. Поддержку единороссам уже оказали члены партии «Справедливая Россия» — депутаты парламента республики. В частности, председатель Комитета Народного собрания Дагестана по межнациональным отношениям и религиозным объединениям Камил Давдиев, предварительно сообщив, что «мнение Народного собрания является мнением всего дагестанского народа», предложил доверить весь процесс республиканским законодателям. В беседе с корреспондентом «НД» он подчеркнул, что это его личное мнение, хотя непонятно, насколько Давдиев в парламенте Дагестана сегодня представляет интересы эсеров, так как его вместе с Мурадом Гаджиевым исключили из партии еще летом 2012 года. «И Давдиев, и Гаджиев, находясь в составе «Справедливой России», всегда и во всем представляли интересы «Единой России», — заявил тогда новый лидер эсеров Гаджимурад Омаров. — Это нечестно и с этической стороны, и с точки зрения партийной дисциплины. Поэтому и было принято совершенно справедливое решение об их исключении из партии».
Омаров сейчас оппонирует представителям власти и в части формата выборов главы республики. «Народы Дагестана и тысячелетия назад, и сегодня готовы к прямым, всенародным выборам всех ветвей власти. Когда в «самой цивилизованной стране мира» еще процветало рабовладение, свободолюбивые горцы уже избирали себе лидеров. Почему сегодня, в XXI веке, в веке прогресса, мы говорим, что наш народ не готов к выборам? Почему мы можем избирать президента России и не можем избирать главу республики? И это не мои вопросы, это вопросы избирателей. Народ — от сельского района до столицы республики — хочет участвовать в прямых выборах, его голос обязательно должен быть учтен», — так высказался по теме Гаджимурад Омаров.
С ним солидарны и республиканские депутаты — руководители региональных отделений партий «Патриоты России», «Правая сила» и Коммунистической партии Российской Федерации. «Патриоты» за выборы властей на всех уровнях, чтобы «восстановить доверие народа». «Мы всегда были и остаемся сторонниками всенародных выборов, начиная от муниципального уровня и заканчивая главой. Парламент три раза участвовал в утверждении руководителей, и это дало отрицательные результаты. Народ не делегировал парламенту полномочия по выбору главы республики. Если выбирать будет парламент, сначала должен пройти референдум, по результатам которого решится, наделяет ли народ парламент полномочиями», — сообщил представителям СМИ Мадер Канберов.
Лидер дагестанских коммунистов Махмуд Махмудов также высказался однозначно: «Нужны всенародные выборы. В Конституции Дагестана и России четко сказано, что именно народ является единственным источником власти. Наш парламент, по сути, не может решать вопрос о лидере Дагестана, потому что мы прекрасно знаем, как его выбирали…».
Национальный вопрос
Ни для кого не секрет, что работу 90 нынешних парламентариев Дагестана в определенной мере контролируют отдельные знаковые персоны властного, политического и коммерческого бомонда, хотя нужно понимать, что при подключении главой республики нужных ресурсов все депутаты очень даже быстро станут пропрезидентскими. Но сегодня сохраняется статус-кво, поэтому попытаемся проанализировать закулисье идущего процесса.
Уже понятно, что первые лица республики и «Единой России» предпочитают парламентский механизм выборов. Естественно, единороссы-законодатели в случае необходимости должны оказать высокой власти полную поддержку, хотя ситуация не столь однозначная. В частности, единороссом является сын мэра Махачкалы Саида Амирова Магомед Амиров. Нет сомнений, что в случае необходимости он проголосует так, как хочет отец. «Патриоты России» небезосновательно считаются с партией старшего Амирова. Не исключено, что они, настаивая на всенародных выборах властей всех уровней, вынесли на политическое и информационное пространство мнение своего покровителя, который также рассматривается как претендент на должность президента.
Лидер и единственный представитель партии «Правое дело» в Народном собрании, врио главы Кизилюртовского района Магомед Шабанов, видимо, недоволен, что ему пришлось распрощаться с должностью председателя Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Дагестана, поэтому он и его однопартийцы настаивают на зрелости, адекватности и ответственности дагестанского электората. В свое время также ходили слухи, что «Правое дело» входит в проамировский блок.
Естественно, свою роль в выборе будущей избирательной модели обязательно сыграет национальный фактор. Априори предполагается, что поддержку аварцу Абдулатипову в парламенте Дагестана обязательно окажет аварская фракция в составе 25 человек. Это Багадур Абасов, Будун Будунов, Ахмед Гаджиев, Магомедзагид Муслимов, Ахмед Ибрагимов, Шамиль Исаев, Абдурахман Османов, Сайгидахмед Ахмедов, Абдухалим Мачаев, Тимур Гамзатов, Магомед Камалудинов, Мурат Пайзулаев, Сагид Муртазалиев, Меджид Магомедов, Эсенбулат Магомедов, Магомедхан Арацилов, Джамалутдин Омаров, Ахмедпаша Умаханов, Магомед Магомедов, Абдурахман Камилов, Ахмеднаби Магомедов, Магомед Садулаев, Гитиномагомед Гаджимагомедов, Далгат Махачев, Магомед Шабанов. В списке есть люди, чей бизнес расположен в Махачкале, соответственно, не исключается, что при закрытом голосовании блок мэра столицы Дагестана пополнится.
Даргинская фракция представлена 14 депутатами. Это Ахмед Гамзаев, Гаджиали Гаджиалиев, Муртазали Рабаданов, Магомед Раджабов, Магомед Сулейманов, Нурмагомед Шанавазов, Магомед Магомедов, Джапарбег Шамхалов, Газимагомед Абдуллаев, Магомед Амиров, Ислам Гусейханов, Сулейман Сулейманов, Муртузали Муртузалиев, Омаргаджи Алиев. Как минимум половина из них является креатурами Саида Амирова. Есть мнение, что скоро будет запущен механизм отзыва депутатов. Первым под удар может попасть Омаргаджи Алиев. Тогда количество сторонников мэра Махачкалы уменьшиться на одну единицу. Саида Амирова теоретически могут поддержать и большинство кумыков-депутатов в количестве 13 человек: Хизри Шихсаидов, Баттал Батталов, Батдал Батдалов, Керим Гусейнов, Биярслан Изиев, Карамутдин Мурзаев, Шамиль Зайналов, Джамал Касумов, Зайдин Джамбулатов, Гамид Алигишиев, Сапиюлла Карачаев, Магомед-Султан Магомедов, Мурад Гаджиев и Асият Алиева. Но блок сегодня однозначно контролирует спикер парламента Хизри Шихсаилов. Он, не нарушая принципов свободного волеизъявления, в первую очередь, постарается учесть политическую и прочую злобу дня. Даже недовольство его предшественника на посту, Магомед-Султана Магомедова, из-за добровольно-принудительной отставки не примет публично-демонстративный характер.
Лакская фракция (Камил Давдиев, Гази Газиев, Муса Омаров, Чупалав Омаров, Зайнулла Мирзоев), похоже, уже определилась, как она будет голосовать. Против «генеральной» национальной линии может пойти Муса Омаров, его считают человеком столичного мэра.
Лезгины в парламенте представлены Эседулой Ахмедовым, Гамидулахом Магомедовым, Владимиром Ашурбековым, Фейридином Раджабовым, Русланом Шахпазовым, Сейфулахом Исаковым, Тагиром Исмаиловым, Мурадханом Хидировым, Мадером Канберовым, Арсеном Шамиловым, Махмудом Махмудовым и Эдуардом Хидировым. «Патриоты России» и коммунисты уже определились, что они будут делать. Прочие наверняка выступят за парламентскую форму выборов-назначений президента Дагестана.
Русские (Николай Алчиев, Марина Абрамкина, Игорь Яковлев и Сергей Акулиничев) полностью поддержат официальную линию Москвы и Махачкалы. К ним могут присоединиться чеченцы (Вахмурад Курчаев, Муса Иславов и Хазали Мисиев), азербайджанцы (Нуритдин Мирзоев, Нокер Сурхаев, Нариман Курбанов, Ханлар Пашабеков), татка Людмила Авшалумова и агулец, член Комитета по строительству и ЖКХ Раджаб Раджабов. Ногаец-коммунист Мурзадин Авезов и цахур-«патриот» Фикрет Раджабов дадут добро на всенародные выборы.
Свою лепту в итоговые результаты голосования в парламенте Дагестана могут внести определенные немотивированные антиаварские фобии отдельных членов депутатского корпуса. Они могут проголосовать в пику официально принятому мнению, хотя сегодня уже ясно, что окончательную точку в выборе главы Дагестана поставит родной парламент со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Частное мнение
Сегодня мне не совсем понятна позиция чиновников, политиков, экспертов, выступающих против прямых выборов. Можно ответственно заявить, что популярность Абдулатипова на посту президента Дагестана, даже при статусе врио, давно перешагнула популярность всех его предшественников. Никто не может с ним конкурировать и из действующих представителей бюрократии. Нисколько не сомневаюсь, что в сентябре его позиции еще больше укрепятся, Абдулатипов выиграет с огромным перевесом у любых своих конкурентов, тем паче при наличии мощной поддержки из Москвы. Ведь до сих пор в республике главным козырем любого претендента на пост президента Дагестана являлась симпатия Первопрестольной. Нет резона приводить примеры, они общеизвестны. Считается, что Абдулатипов равноудален от кланов, за ним нет криминального прошлого, а его потенциальные конкуренты не могут похвастаться подобным статусом, поэтому Москва в любое время при необходимости может их приструнить. Народ сейчас верит Абдулатипову, а вся вина за то, что избирательный механизм в Дагестане превратился в пародию, ложится исключительно на власть.
Еще на заре перестройки земляки неоднократно показывали свою политическую зрелость, умение ответственно подходить к выборам. Такого не было ни в одном регионе России, может быть, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. А нечистоплотными манипуляциями с голосами электората занималась и занимается власть всех уровней. Опять-таки нет резона приводить примеры. Надо обязательно дать народу право выбора, на корню пресекая любые нарушения в ходе избирательной кампании, чутко реагируя на тревожные сигналы с мест, чего не было до сих пор. В совокупной массе дагестанцы намного честнее и чистоплотнее, чем их представители в законодательных органах. Тогда Абдулатипов действительно сможет заявить, что он является избранником народа, а такого в истории постсоветского Дагестана еще не было…

За год более двух млн просмотров у материалов сайта ndelo.ru
список самых читаемых публикаций
01.01.2025 18:10
В Баку спикер парламента Дагестана рассказал об уголовной политике
как общество должно влиять на уголовные дела
22.12.2024 00:40