Не гневайся, и ты будешь в раю

25.05.2015 17:33
Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил Пророка: «Дай мне совет». Тогда Пророк сказал: «Не гневайся». После этого человек несколько раз повторил (свою просьбу), а Пророк вновь и вновь отвечал: «Не гневайся». В этом хадисе содержится указание на великую норму благопристойности (адаба).

Почему ответы были разными


Многие сподвижники, да будет доволен Аллах ими всеми, просили у Пророка совета, а он всегда отвечал по-разному. Человеку, о котором говорится в данном хадисе, он сказал: «Не гневайся». Однажды к нему пришел другой человек и сказал: «О посланник Аллаха, предписаний ислама для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». Тогда Пророк сказал: «Пусть твой язык всегда остается влажным от поминания Аллаха Всевышнего». Ученые указали на две причины того, почему ответы в разных случаях были разными.

Во-первых, Пророк давал разные советы, которые зависели от того, что ему было известно о спрашивающем. Если спрашивающий нуждался в поминании Аллаха, то Пророк советовал ему заниматься поминанием Аллаха. Если же спрашивающий нуждался в подавлении гнева, то Пророк советовал ему не гневаться.

Во-вторых, Пророк давал разные советы, чтобы указать своей общине на различные виды добра. Ведь в будущем каждый из сподвижников будет передавать именно то завещание, которое Пророк оставил ему. «Дай мне совет» — то есть укажи мне на такое благо, которое поможет мне в мирской жизни и в Последней обители.

Если у кого-то просят совета, то он должен постараться дать наилучший совет, именно такой, в котором нуждается спрашивающий. Не следует оставлять спрашивающего без ответа. Поэтому преподаватель и воспитатель должны постоянно держать в голове заветы Пророка и заветы обладателей знания, чтобы при возникновении нужды завещать людям именно эти заветы.

«Не гневайся» — это включает в себя два момента


Не надо гневаться тогда, когда возникают причины, вызывающие гнев. Сдерживание гнева — похвальное качество, признак верующих и творящих добро. Сообщается, что Пророк сказал: «В День Воскресения Аллах Всевышний перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает». 

Нельзя стремиться к тому, что может нас разгневать. Поэтому многие праведные предшественники считали похвальным качеством то, что иногда человек старается не замечать те вещи, которые могут его разгневать. Это является великой дверью, ведущей к благу. Кроме того, человек старается не замечать, когда ему причиняют обиды, не замечать те разговоры, которые не являются похвальными. Все это является похвальным деянием.

Следовательно, слова «не гневайся» указывают на два момента:

• Не выявляй свой гнев, наоборот, скрывай его!

• Не приближайся к тому, что может вызвать твой гнев!

Гнев — порицаемое качество, вместе с гневом всегда приходит зло. Множество убийств и преступлений происходят именно по причине гнева. Множество скверных слов, о которых человек в будущем сожалеет, произносятся именно по причине гнева. Большинство разводов происходит именно по причине гнева. Множество ссор между родственниками происходит именно по причине гнева, а после того как гнев проходит, никто уже не может помирить их. 

Как избавиться от гнева?


От гнева можно избавиться путем совершения малого омовения. Гнев — это кипение, а малое омовение — это охлаждение. Гнев появляется от шайтана, а совершение малого омовение — это выражение покорности Аллаху и поклонение Ему. Малое омовение успокаивает гнев, поэтому тот, кто разгневался, пусть совершит омовение.

Если человек разгневался, будучи стоящим, то пусть сядет, и это успокоит его душу.

Человек должен постараться подавить гнев, заменив его прекрасными словами, если он способен на это.

Человек должен замолчать и не говорить ничего, о чем он будет сожалеть в будущем.

С человеком иногда случаются испытания, которые при определенных обстоятельствах возвышают его степень и помогают ему достичь награды. Если человек был испытан тем, что его гневит, то пусть подавит свой гнев, выполняя веление Пророка и претворяя в жизнь то, к чему побудил его Аллах, сказав: «Рай уготован для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей». Искатель знания и каждый, кто придерживается велений Аллаха, должен приучать свою душу к подавлению гнева. В этом ему могут помочь кротость и терпение. Если человек описан кротостью и терпением, он является мудрым. Именно поэтому тот, кто поддается гневу, не способен решать проблемы.

Из многочисленных историй известно, какими дурными последствиями заканчивается проявление гнева. Поэтому слова Пророка «Не гневайся» должны быть всегда перед нашими глазами. Мы должны помнить об этих словах, когда находимся с нашими братьями и с нашими семьями, когда находимся в обществе детей и в обществе пожилых людей. Чем больше человек будет проявлять кротость и мудрость в своих речах и делах, тем ближе он будет к Аллаху. Кротость и мудрость — качества особых рабов Аллаха.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также