
Почему автобусы стали обузой для школ
26.01.2013 00:00В избербашской школе №1 Абдуллаев работает с 2009 года. «Вначале мне объяснили, что в школе нет штатной единицы водителя, поэтому платили мне оклад технички — 2—3 тысячи рублей в месяц. Хотя везде в документах указывалось, что я — водитель, а следовательно, должен был получать не меньше 4330 рублей, — рассказывает Абдуллаев. — Я в этой школе был и водителем, и механиком, и сторожем, и к тому же мелкие хозяйственные работы выполнял. Автобус в нерабочее время приходилось парковать у себя во дворе, хотя на территории школы должна быть своя стоянка. Я отказался отвечать за его сохранность — стали парковать автобус во дворе школы. Затем я стал требовать сопровождающего, как и положено. Предоставили с боем. Все делалось с нарушениями. В частности, медосмотр, как положено, не проводился, а потом и вовсе обязали проходить его в поликлинике, расположенной далеко от школы, из-за чего опаздывал, разумеется, не по своей воле. Стал жаловаться, просил поднять мне зарплату и платить, как положено. Обращался в разные инстанции — в прокуратуру, городское управление образования. Даже корреспондентов дагестанского телевидения приглашал. Они сделали сюжет, и после этого выяснилось, что в штате водитель все-таки предусмотрен. Но повышать зарплату никто не торопился. В последнее время я получал зарплату по восьмому разряду. По этому разряду должны платить 4603 рубля, но мне платили 3085 рублей плюс 100-процентную надбавку, в итоге — 6170 рублей. Когда я сказал, что не буду заниматься тем, что не входит в мои обязанности, стали придираться ко всему, ссылаясь на то, что дают мне оклад и платят стопроцентную надбавку. Говорят, что я постоянно опаздывал и срывал график перевозки учащихся, но я не виноват в том, что на заправке, где я заправляюсь по талонам, два дня не было бензина, хотя я предупреждал об этом завхоза, или в том, что автобус сломался в пути, — я же не механик».
По мнению Абдуллаева, из-за его настойчивости в вопросе получения прибавки к зарплате начальство стало придираться к его работе и превышать свои полномочия, хотя все его требования были вполне законны. Ему стали объявлять выговоры, и, как итог, 22 ноября 2012 года он был уволен по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса РФ — за неоднократное нарушение трудовой дисциплины и трудового договора.
Мужчина обратился в суд с просьбой восстановить его на работе и выплатить ему заработную плату за время вынужденного прогула. Но суд в удовлетворении его иска отказал. Абдуллаев с таким решением суда не согласен и поэтому подал апелляционную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда республики.
«Абдуллаева уволили за срыв графика работы и за постоянные опоздания, — пояснил в разговоре с корреспондентом «НД» директор школы №1 Зурпукал Кутиев. — В свое оправдание он ссылается на то, что одно из его опозданий было связано с отсутствием бензина на заправке, хотя он должен был заранее об этом позаботиться и подготовить автобус, — талоны на бензин выдаются за месяц вперед. 3 сентября он отсутствовал на работе с 16:00 до 19:00, когда надо было везти учащихся в Приморский поселок. За это его можно было уволить, но мы ограничились замечанием. Он ставил нам условия, чтобы каждое утро перед выездом его осматривал медработник, а автобус — механик. По штатному расписанию у нас такие должности не предусмотрены. Этот каприз пришлось выполнить, заключив договор с местной поликлиникой, а завхоза обязать приходить в школу к 7 часам утра для осмотра автобуса. И этого Абдуллаеву было мало. Он стал опаздывать на работу и приходил не в 7:00, а в 7:30, говоря, что идет с поликлиники пешком. Но это не наша забота, есть общественный транспорт. Он прогревал автобус 15—20 минут, в результате дети каждый день опаздывали в школу. Он все время требовал повысить ему зарплату. Я платил ему, как положено по государственному тарифу. Больше я дать не мог».
По словам директора школы, причина «издевательского поведения» Абдуллаева кроется не в маленькой зарплате: он потерял гораздо больше, когда его лишили «левого» заработка. Якобы раньше Абдуллаев мог использовать школьный автобус в своих целях — ездить на заказ за определенную плату, а сейчас, когда его этого лишили, стал всюду жаловаться.
Этот конфликт между водителем школьного автобуса и директором — типичный пример того, с какими проблемами столкнулись школы после передачи в их ведение школьных автобусов. К сожалению, в этом споре Абдуллаев ничего не добьется, и, скорее всего, Верховный суд его жалобу не удовлетворит. Зарплату водителю оплачивают по восьмому разряду. Это 3085 рублей плюс 100% надбавка (3085) в результате получается 6170 рублей. Конечно, может возникнуть вопрос, почему оклад по разряду ниже минимального размера оплаты труда, но в случае, когда применяется надбавка и зарплата выходит выше минимума, оклад не завышается — таков порядок. Один человек против целой системы всегда оказывается бессилен. Главное, чтобы конфликт не отразился на детях.
По словам Абдуллаева, сейчас из школы пытаются выдавить его сына, ученика пятого класса. Классный руководитель просила мальчика передать родителям, что его документы на перевод в другую школу готовы, хотя сами Абдуллаевы ни разу не говорили о том, что хотят перевести сына, и даже не думали об этом. Надеемся, что местное управление образования обратит на это внимание и не допустит втягивания в конфликт детей.
В этой истории актуальная для всех сотрудников бюджетной сферы проблема — проблема мизерных зарплат. Преподавательскому составу ее обещают значительно повысить, но не факт, что надбавка предусмотрена и для технического персонала. Как правило, зарплата таких работников меняется незначительно. Но это только верхушка айсберга. На самом деле, данная проблема плавно перетекает в смежную область: передача в ведение общеобразовательных учреждений школьных автобусов создала головную боль для директоров. Где, к примеру, в отдаленном высокогорном селе найти водителя со стажем вождения автобуса не менее трех лет и того, кто захочет за семь часов в день получать 228,5 рубля? В месяц выходит 6170 рублей — именно такая зарплата была у Абдуллаева, но есть и такие, кто получает намного меньше. И даже если допустить то, что в селе, возможно, найдутся такие люди, то в городе желающих будут единицы. Или как обеспечить предрейсовый осмотр водителя медицинским работником и техосмотр транспорта, если штаты не предусмотрены? Где должен находиться автобус в нерабочее время? И все это вовсе не капризы отдельно взятого водителя, а четкие требования закона, которые сегодня нарушает практически каждая школа. А ведь речь идет о безопасности детей.
«Школам дали автобусы, а это оказалось такой обузой для них, что они еле с этим справляются, — говорит замначальника отдела надзора УГИБДД РД Руслан Гаджибагомедов. — В этой сфере очень много нарушений. Согласно нормативным актам школьные автобусы должны парковаться на охраняемой территории школы. На деле школьные автобусы в ночное время стоят во дворах домов водителей, и, соответственно, они отвечают за их сохранность. Очень часто водители используют автобусы в своих целях. И чаще всего такую должность занимают родственники директоров — так удобно, тем более что не каждый имеющий стаж согласится работать в среднем за 4200 рублей в месяц. Прежде чем выехать на маршрут, водитель должен пройти медосмотр, а автобус — техосмотр. В большинстве случаев школа не имеет таких специалистов, так как и врач, и механик должны иметь специальное разрешение на данный вид деятельности: врач — лицензию, которая выдается министерством здравоохранения, механик — как минимум, пройти курсы повышения квалификации. Поэтому директора учебных заведений своими приказами возлагают эти обязанности на школьных медработников и завхозов. Ремонтом транспорта должен заниматься механик, но никак не водитель — в его обязанности входит только перевозка детей. На то, что все это незаконно, все закрывают глаза. Кроме того, школьные автобусы должны проходить полный технический осмотр в специализированных предприятиях. Как правило, в городах с этим проблем нет. А вот в районах эту важную процедуру превращают в простую формальность: заключают договора с какими-либо предприятиями, не имеющими лицензии на осуществление данного вида деятельности. В каждом автобусе обязательно должен быть один сопровождающий, но чаще всего водитель ездит с детьми один.
Зачастую школы не имеют средств даже на бензин. Чтобы возить детей на олимпиады в райцентр или в другой город, директорам легче нанять частную маршрутку, чем гнать школьный автобус, — расходов намного меньше».
Мнение госавтоинспекторов в управлениях образования не разделяют. С какими-то пунктами, конечно, соглашаются, но настаивают на том, что как минимум ремонт автобуса входит в обязанности водителя. Такого мнения придерживается и начальник управления образования Избербаша Абдулкадыр Магомедов: «Существуют нормативы, регламентирующие обязанности водителя. Если школьный автобус поломался в дороге, водитель должен его починить и довезти своих пассажиров, но ни в коем случае не бросать их на полпути, речь ведь идет о детях. Он обязан держать в чистоте вверенный ему автотранспорт, как салон, так и двигатель, и осуществлять текущий ремонт транспорта. Естественно, покупка деталей — обязанность школы. К примеру, у нас заключен договор с одним местным магазином, который обеспечивает нас необходимыми запчастями, так что водителю не приходится ездить по всему городу и искать необходимую деталь. Медосмотр водителей проводят медработники в школах, техосмотр — завхоз. Я не считаю это нарушением. Вы посмотрите, как его проводят в автомобильно-транспортных предприятиях! Там эта процедура — еще большая формальность. Машину никто, как следует, не осматривает. Конечно, содержать автобусы не очень выгодно, но я считаю, что если в школах есть нормальные директора, никаких проблем в этой части не будет. Для нас самое важное — настроение водителей школьных автобусов, их надо поддерживать, они возят наших детей по таким маршрутам, которые порой небезопасны. Что касается зарплат, я изучал практически все соответствующие документы, рылся в интернете, но нигде не нашел какой-нибудь акт, который позволял бы сделать зарплату водителей выше».
Вроде как проблема одна, и все пекутся о безопасности детей, но вот точки зрения на то, как эта безопасность должна обеспечиваться, сильно различаются. Пока есть такое расхождение, навести порядок в этой сфере будет сложно. Возможно, одним из выходов может стать создание специального унитарного предприятия, как, к примеру, в Калуге, которое станет заниматься перевозкой школьников. Тогда контролировать весь процесс будет намного легче. Такое предложение уже было внесено республиканским УГИБДД на рассмотрение дагестанского правительства, но им никто так и не заинтересовался. Вероятно, о нем вспомнят после какого-нибудь крупного ЧП.

Глава Дагестана будет утверждать и согласовывать уставы казачьих обществ
предусмотрены случаи отказов
04.03.2023 11:18