
Разделяй и властвуй?
29.11.2013 04:42
Информационный голод Абдулатипова
О том, что Дагестан поделят на четыре округа, президент сообщил на прошлой неделе на совещании с кабинетом министров. В обязанность полпредов президента в округах, по словам главы республики, будет входить еженедельный доклад о ситуации в различных муниципальных образованиях.
Чуть позже пресс-служба президента распространила пояснение Абдулатипова касательно округов. Глава Дагестана, в частности, заявил, что до него качественно и своевременно не доходит информация о том, как идут дела в районах и городах, о том, какие процессы там происходят, что волнует людей и кто чем недоволен. «И потому мы упускаем целый ряд процессов, принимаем решения с опозданием. Меня это не удовлетворяет», — высказался Абдулатипов.
Кроме того, полпреды должны будут обеспечить более активное взаимодействие между федеральными, республиканскими органами власти и органами местного самоуправления.
Президент также заметил, что количество чиновников с разделением Дагестана на четыре округа не увеличится. «На этой работе будет задействовано максимум 25 человек. Таким образом, ни одной дополнительной копейки не будет потрачено», — сказал Абдулатипов.
По его словам, полпреды будут иметь такой же статус, как вице-премьеры или министры. Но кто будет представлять президента в округах? Пока неясно, кому достанется должность, но Абдулатипов обещает, что среди полпредов случайных лиц не будет. «Они будут отобраны из наиболее опытных и авторитетных людей», — заявил президент.
Между тем 28 ноября на сессии Народного собрания Дагестана было озвучено, что «полномочный представитель является лицом, замещающим государственную должность».
Веская причина
Как аргумент в пользу решения о создании округов можно привести факты, озвученные на прошедшем 25 ноября совместном заседании Совета безопасности и Координационного совета по обеспечению правопорядка в Дагестане.
На этом заседании как раз обсуждалась работа органов государственной власти, должностных лиц и правоохранительных органов по рассмотрению обращений, заявлений и жалоб граждан.
Секретарь Совбеза Магомед Баачилов сообщил, что за девять месяцев текущего года на имя президента Дагестана от жителей республики поступило 9129 обращений, а в адрес правительства — 4048 обращений. По словам Баачилова, такое большое количество писем связано с тем, что во многих случаях люди не находят понимания на местах и вынуждены обращаться на имя главы республики или же в федеральные органы.
Жилищные проблемы, работа местных органов исполнительной власти, социальные вопросы, качество медицинского обслуживания, ЖКХ, трудоустройство — эти темы чаще всего затрагиваются в обращениях, сообщил Баачилов.
Вместе с тем секретарь Совбеза подчеркнул, что если бы главы районных администраций вовремя решали вопросы граждан, то жалоб в адрес правительства и президента было бы в десять раз меньше.
Омбудсмен Уммупазиль Омарова добавила, что анализ обращений показал: чаще всего граждане жалуются на то, что просто нет ответа или затянуты сроки рассмотрения.
Если отталкиваться от слов Абдулатипова о том, что полпреды будут собирать информацию о том, чем недовольны люди в вверенных им округах, то обращения граждан тут будут своего рода индикаторами. Обращений же в адрес полпредов, скорее всего, будет предостаточно: люди будут писать на их имя заявления, зная, что они каждую неделю должны встречаться с главой республики.
С одной стороны, это выглядит как бюрократизация. Но из доклада Баачилова ясно, что муниципальные чиновники и так создают волокиту с обращениями. Потому и вынужден, например, житель высокогорного Цунтинского района писать заявление на имя Владимира Путина о том, что ему не выплатили пособие. Но будут ли полпреды в этом плане отличаться от районных клерков, пока можно только гадать.
Муниципальные «князья»
Разделение Дагестана на четыре округа может негативно сказаться на республике. С одной стороны, в социально-экономическом плане это будет способствовать развитию районов. Но если рассматривать данный вопрос в этнополитическом ракурсе (который в Дагестане, увы, один из важнейших), то полпреды столкнутся с некоторыми сложностями. Во-первых, им придется соприкасаться с главами районов, которые в Дагестане в большинстве своем люди амбициозные. Кроме того, влияние некоторых руководителей районов простирается далеко за пределы муниципальных образований. Учитывая, что главы МО вместо управленческой работы чаще всего играют в политику, полпредам придется сильно постараться, чтобы их авторитет на фоне «районных князей» не был блеклым. Во-вторых, отталкиваясь от того, что в республике пока сохраняется политика национального квотирования, можно предположить, что данный отбор будет применен и к полпредам. Но как их встретит народ, будет ли к ним доверие у всех национальностей? Впрочем, на этот пункт в Дагестане (да и в России тоже) власть имущие внимания практически не обращают.
Как разделили
Также пока неясен правовой статус полпредов. Муниципальные образования, согласно закону, от федеральных или же региональных властей не зависят.
Кроме того, деление Дагестана на округа может повлиять на стратегию зонального развития республики. «Северный Дагестан», «Центральный Дагестан», «Горный Дагестан», «Прибрежный Дагестан», «Махачкала» — план развития этих зон был принят в конце 2012 года правительством региона. Либо данная стратегия будет исполняться, невзирая на округа, либо ее подкорректируют с учетом появления территориальных округов.
Еще один немаловажный момент: неясно, какими критериями руководствовался Абдулатипов, собирая районы в округа. Учтены ли тут социально-экономическое положение тех или иных МО, оперативная обстановка в них, количество населения, этнический состав и др.
Целесообразность деления на округа вроде бы понятна: полпреды в идеале должны стать катализаторами регионального развития. Но реалии Дагестана таковы, что при разделении республики придется считаться с не менее существенной компонентой — этнополитической.

За год более двух млн просмотров у материалов сайта ndelo.ru
список самых читаемых публикаций
01.01.2025 18:10