«Система должна быть организована так, чтобы люди не страдали»

14.04.2018 10:00

Защитить свои права на получение бесплатных медицинских услуг и препаратов легко, уверен руководитель проекта по защите прав пациентов «Монитор пациента» Зияутдин Увайсов. Как снова поверить в бесплатную медицину, как получить то, за что требуют деньги, и как заставить работников госорганов работать на сохранение здоровья людей, об этом и многое другом Зияутдин Увайсов рассказал «Новому делу».

Защитить права — это просто

— Вы по профессии адвокат, занимались защитой прав человека. Как решили переключиться на медицинскую тематику?

— Да, я давно занимаюсь правозащитой. В Дагестане действительно много проблем, и я думал, как помочь людям, чтобы приносить им реальную пользу. И из всех вариантов выбрал медицину. Во-первых, проблема в этом направлении наиболее острая, она затрагивает жизнь и здоровье человека. Если человеку не оказать своевременную необходимую помощь, то он может лишиться здоровья и даже жизни. Помощь в получении положенной медицинской услуги или лекарства — важна и ценна. В других направлениях вопрос не стоит так остро, хотя и там проблемы серьезные. Во-вторых, добиться положительных результатов ущемленным пациентам достаточно легко, и их права можно защитить. Но люди по каким-то причинам не стараются делать этого. Но это относительно просто: если начать, то обязательно получится. Для этого необходимо обратиться в несколько органов, и с большей вероятностью проблема решится полностью либо частично. Ты не просто бьешься головой об стену со словами: «Все плохо, все плохо». Ты реально можешь что-то изменить.

— С нарушением каких прав чаще всего сталкиваются ваши заявители?

— Наиболее остро стоит вопрос в отказе в бесплатной медицинской помощи. Пациенты не могут получить бесплатные лекарства в больницах, где они находятся на лечении, или же если лечатся амбулаторно. Кроме того, многие сталкиваются с отказом в получении медицинских услуг. Это, как правило, отказ в госпитализации, проведении исследований, анализов, МРТ или УЗИ. Эти вопросы встречаются массово. С ними сталкиваются многие, и в той или иной мере претензии наших заявителей стопроцентно оправданы.

— Как вы оказываете помощь тем, кто обратился к вам?

— Основная наша цель — обучить людей самим защищать свои права. Мы ведем информационное сопровождение, где через различные соцсети и Youtube-канал рассказываем, какие есть у них права. Это им не рассказывают врачи и мало кто о них знает. И, с другой стороны, мы оказываем юридическую помощь, которая служит практическим примером для тех, кто готов отстаивать свои права. Всем помочь невозможно. Но можно научить людей и показать им, что это эффективно и результативно.

Кто оплачивает бесплатную медицину

— Легче требовать исполнения своих прав, когда ты знаешь, что эти права не только гарантированы тебе законом, но они еще и подпитаны твоими деньгами. Поэтому хотелось, чтобы вы все-таки пояснили, насколько наша медицина бесплатная.

— Да, бесплатно ничего не дается. За каждого гражданина в Фонд обязательного медицинского страхования выплачивается определенная сумма. Если человек работает, то за него платит работодатель. Это 5,1% от суммы выплаченной заработной платы и премий. То есть, если работник получает 20 тысяч рублей, то ежемесячно его работодатель платит чуть больше тысячи рублей в Фонд. Если гражданин не работает, то взносы за него выплачивает республика. То есть лечение гражданина уже оплачено. Это то же самое, что застраховать машину — если есть поломка, то ее должны устранить за счет страховщиков.

— И каждая больница или поликлиника должна быть заинтересована в том, чтобы привлечь больше пациентов, а это можно сделать только высоким качеством оказываемых услуг. Но жалобы на обслуживание в госучреждениях поступают постоянно.

— Странная ситуация складывается. Любой человек может сам выбрать лечебное учреждение, где ему комфортно лечиться. И каждая больница должна стараться заполучить больше пациентов. Так все прописано в законе. Частные клиники и работают по такому принципу. Но между государственными лечебными учреждениями на практике эта конкуренция уничтожена. Не знаю, сделано ли это преднамеренно. Вот, к примеру, ФОМС обязан опубликовать реестр учреждений, которые оказывают помощь по системе ОМС. Республиканский территориальный отдел этот список опубликовал, но там не указаны виды медицинских услуг, которые предоставляются в этих учреждениях. Вместо этого прописаны коды этих услуг. Я пытался расшифровать эти коды в интернете, не получилось. Позвонил в ФОМС, но там сказали, что нет специального человека, они не могут мне помочь. То есть система не настроена на то, чтобы людям помогать. Хотя в законе «Об основах охраны здоровья граждан» говорится, что должен быть облегченный доступ к медицине.

Главная проблема в том, что закон не работает, его не исполняют. Можно критиковать систему, но если бы принятые нормы работали, то стоял бы вопрос о том, как сделать эту систему лучше. К нам обращаются много врачей, медсестер, которые рассказывают, как выстраиваются коррупциогенные схемы. Какие указания даются врачам, как им запрещается выдавать рецепт на бесплатные лекарства, устанавливают квоты на такие рецепты. На самом деле врачу поликлиники легко выписать рецепт на бесплатное лекарство. К нему обращается пациент, он выписывает его на бланке и ставит печать. Все, он снимает с себя ответственность. Он свое дело сделал — выдал рецепт, есть лекарство или нет — не его забота. Но наши врачи категорически отказываются выдавать эти рецепты, начинаешь требовать — они отпираются. А какая у него выгода не делать такую простую вещь? А потому что на это есть указание «сверху».

То же самое и в государственных аптеках. Если получишь с трудом этот рецепт и принесешь в аптеку, то тебе говорят просто: «Лекарства нет». Человек разворачивается, уходит. Хотя должны были записать в журнал отсроченного обслуживания и выдать препарат, как только он появится. Вместо простых этих вещей они отправляют человека в Минздрав, а там очередь. Сидит один работник, который решает, давать лекарство или нет, если давать, то в каких количествах.

Деньги есть, главное — не воровать

— А с чем это связано? На медицину из республиканского бюджета в этом году выделяется порядка 30 миллиардов рублей.

— Возможно, экономят, чтобы можно было эти деньги направить на другое. Возможно, просто не хотят портить отношения с начальником, который поставил его на эту должность. Показать, что все у него хорошо, все хватает, чтобы вдруг не поменяли на другого. Минздрав часто жалуется на то, что не хватает денег на лекарства. Но это надо фиксировать, показывать, что есть спрос, масса людей, которым нужны лекарства. И уже с этим можно обосновать необходимость выделения дополнительных средств на закупку препаратов. К тому же можно сэкономить на праздниках, подарках, но не на больных раком, которым нужны лекарства для жизни. Деньги есть, и если их не воровать, то, думаю, их должно хватить на то, чтобы создать хотя бы средний уровень медицины в республике.

— Вы у себя на странице в социальной сети проводили опрос, в котором спрашивали подписчиков, какой способ решения проблем им ближе: дать взятку или добиваться положенного законным путем? Большинство высказались за первый вариант. Как в этой ситуации можно убедить людей, что свои права можно защитить законным путем?

— Человек должен решить сам, какой из вариантов для него наиболее эффективен. Бороться со взяточничеством должно государство. Государство должно создать такие условия, чтобы решать вопросы взяткой было неэффективно. Но пока государство действует наоборот. Оно выстроило систему, при которой подталкивает людей давать взятку. Мы можем только помочь людям получить то, что положено им по закону. Для этого надо писать жалобы, обращаться в разные инстанции. И таким образом оказывать давление на органы, чтобы заставить их работать в правовом поле. На судебных заседаниях юристы госорганов говорят: «Вы запаритесь ходить по судам». Но надо сделать так, чтобы им самим стали невыгодны эти многочисленные судебные тяжбы. Могу сказать, что прокуратура нам в этом плохо помогает. Все наши жалобы прокуратура перенаправляла в Минздрав, потом начала перенаправлять в Росздравнадзор. Мы сейчас пытаемся заставить их рассматривать наши жалобы. Мы получили 39 ответов от прокуратуры, что наши заявления перенаправлены в другие инстанции. Я подготовил общую жалобу, чтобы они сами изучали наши обращения. После этого еще 19 таких же ответов получили. Я думаю, этот вопрос продвинется и прокуратура начнет их рассматривать.

За комплексную работу

— Как в ФОМС и Минздраве относятся к вашей деятельности? Считают ли они вас помощниками или же, наоборот, что вы отравляете им спокойную жизнь?

— Конечно, им не нравятся наши жалобы. Мы за конструктивную взаимопомощь. Я ходил и в Минздрав и призывал их к сотрудничеству. Иногда медицинские учреждения просят отозвать жалобу и тогда они решат конкретный вопрос. Мы с этим не согласны. Это не решение проблемы. Нужно выстроить комплексную работу.

Но тот факт, что есть жалобы и они вынуждены на них реагировать, просят отозвать их, говорит о многом. Значит им важно, чтобы никто не указывал на их недочеты в вышестоящие органы. Но реальный результат от этого будет тогда, когда все эти жалобы будут носить массовый характер. И, возможно, госорганы начнут перестраивать свою работу и больше думать о благополучии людей. Система должна быть организована так, чтобы люди не страдали.

Пока такой заинтересованности я не наблюдаю. Приведу пример. В конце прошлого года я заявил по телевидению, что больница в Хасавюрте перечислила шесть тысяч рублей за лечение, которого не было. Узнать об этом легко на сайте «Госуслуги». Реакции не было. Тогда я обратился в ФОМС. Хотя фактически эти деньги не мои, их вернут не мне, ФОМС сам должен быть заинтересован в этом. Через неделю поинтересовался судьбой моего обращения. Там с неохотой ответили мне, что проводят какую-то работу. Написал в республиканскую прокуратуру. Они перенаправили ее в прокуратуру Хасавюрта. Оттуда в УБЭиПК МВД. Две недели в МВД Дагестана не могли сказать, что в итоге с моим заявлением. Только через 20 дней определили человека, который займется моим заявлением. И на прошлой неделе, 5 апреля, меня опросили. Не знаю пока, чем все это закончится.

Как мне объяснили врачи, это обычная практика — приписывать пациентам услуги, которые они не получили, потому что так можно получить деньги, которые ФОМС недофинансировал по разным причинам. Но если есть такие факты, надо идти по законному методу. Надо обращаться в суд и требовать у ФОМС положенных денег. А это уже конфликт между ведомствами. Больницы должны судиться с ФОМС, и между руководством могут испортиться отношения. А этого никто не хочет. Поэтому и получается, что они таким незаконным путем деньги получают, а когда надо получить лекарства, ссылаются на то, что нет денег.

— «Монитор пациента» — молодая организация, вам самим помощь нужна?

— Конечно, если есть те, кто готов помогать, то мы примем любую помощь, мы в ней нуждаемся. Нам нужны волонтеры, финансовая помощь. Но очень важна для нас информация от работников здравоохранения, которые могут рассказать о незаконных схемах. Это нужно для того, чтобы понять, как построена система. Мы не хотим просто говорить, что все плохо. Надо исправить это положение. А чтобы исправить, надо понять, как все устроено. И тогда мы сможем объяснить, почему это плохо, и предложить, что сделать, чтобы это исправить. Наверняка, в госорганах есть люди, которые хотят, чтобы все работало по закону. Ведь если даже сегодня они решают свои проблемы, пользуясь своим служебным положением, то завтра они могут оказаться вне этой системы. Наверняка есть люди, которые хотят изменить это. И было бы хорошо, чтобы они нам, можно на условиях анонимности, рассказали, что лекарств нет по конкретным этим причинам. И тогда мы предложим шаги для устранения проблем.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: